Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2020 г. N Ф07-8302/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-53091/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Щербаков Ю.Г. по доверенности от 20.05.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4546/2020) АО "Тихвин" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-53091/2019 (судья Л.В. Виноградова), принятое
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Главное военностроительное управление N 14"
к ЗАО "Тихвин"
3-е лицо: ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 14", адрес: 197101, г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 15, лит. Б, ОГРН 1035009568439 (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с акционерного общества "Тихвин", адрес: 188642, Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Пушкинская, д. 1, пом. 3, ОГРН 1027801544066 (далее - ответчик, Общество) 3 278 910,55 руб. задолженности и 791 488,98 руб. неустойки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением суда от 26.12.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, непредставление истцом ведомостей подачи и уборки вагонов по ст. Зеленогорск Октябрьской железной дороги за январь-сентябрь, декабрь 2017, январь-март, сентябрь 2018, апрель-август 2019, свидетельствует об отсутствии оказания исполнителем услуг в указанные периоды, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения ика. Также Дополнительным соглашением от 11.03.2019 Договор по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования с ОАО "РЖД" N 47/16/3 от 16.06.2016 прекратил свое действие, следовательно, у суда отсутствовали основания для взыскания задолженности за период апрель-август 2019 года. При этом факт оказания услуг истцом не доказан, Акты в период 2017-2018 в адрес ответчика не направлялись.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения жалобы ввиду невозможности участия представителя Предприятия в настоящем судебном заседании.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции с учетом положений статьи 158 АПК РФ, не нашел оснований для его удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, направило отзыв на жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы АО "Тихвин".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2015 между Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России" (исполнитель)) и ЗАО "Тихвин" (заказчик) был заключен договор оказания услуг N 218/15, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязался оказывать услуги по предоставлению подъездного железнодорожного пути и маневровых работ по адресу: г. Санкт-Петербург, Курортный район, Решетниково, дом 11 (услуги Железнодорожного хозяйства).
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2017 N 340 "О мерах по выполнению пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.12.2016 N 727 "Об упразднении Федерального агентства специального строительства" Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ФГУП "ГУССТ N 3 при Спецстрое России") переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 3" (ФГУП "ГВСУ N 3").
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.06.2017 N 396 "О реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, переданных в ведение Министерства обороны Российской Федерации" принято решение о реорганизации ФГУП "ГВСУ N3" путем присоединения к ФГУП "ГВСУ N14".
С 18.01.2018 ФГУП "ГВСУ N 14" является правопреемником ФГУП "ГВСУ N3".
Согласно пункту 6.1. Договора срок его действия с 01.07.2015 по 31.12.2020 включительно.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Договора заказчик обязан возмещать исполнителю документально подтвержденные расходы, взысканные с исполнителя Федеральным агентством железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" и их структурными подразделениями в связи с эксплуатацией заказчиком железнодорожного хозяйства.
В силу пунктов 3.1, 3.2 Договора заказчик производит оплату услуг, указанных в пункте 1.1 настоящего договора из расчета 84 100 руб. на основании актов оказанных услуг, подписанных сторонами; оплата производиться заказчиком не позднее 7 календарных дней с момента выставления счета.
В целях эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" между ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") (перевозчик) и ФГУП "ГВСУ N 14" (владелец) 16.09.2016 был заключен договор N 47/16/3. Срок действия Договора N 47/16/3 с 01.12.2016 по 30.11.2021.
Со дня заключения договора N 47/16/3 от 16.09.2016 прекратил действие ранее действовавший на тех же условиях, договор N 68/11 от 05.10.2011.
28.12.2015 между перевозчиком, владельцем и ЗАО "Тихвин" (Контрагент) был заключен договора N 23/16 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Зеленогорск Октябрьской железной дороги, был заключен договор о взаимодействии, взаимной ответственности сторон и порядке расчетов, плате за пользование вагонами на железнодорожном пути необщего пользования; срок действия договора с 28.12.2015 по 01.12.2016. Указанный договор был заключен к ранее действовавшему договору N 68/11 от 05.10.2011.
В соответствии с условиями пункта 11 договора N 23/16 от 28.12.2015 отношения между Контрагентом и владельцем регулируются отдельным договором, заключенным между ними без участия перевозчика, а именно договором N 218/15 от 01.07.2015.
16.09.2016 перевозчик, владелец и Контрагент заключили дополнительное соглашение к Договору N 23/16 от 28.12.2015, которым согласовали, что "пункт 1 договора и далее по тексту договора с 01.12.2016 вместо слов: "договор N 68/11 от 05.10.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования" следует читать: "договор N 47/16/3 от 16.09.2016 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования".
02.12.2017 между перевозчиком, владельцем и ЗАО "Тихвин" (Контрагент) был заключен договор о взаимодействии, взаимной ответственности сторон и порядке расчетов, плате за пользование вагонами на железнодорожном пути необщего пользования N 109/17, сроком действия которого с 01.01.2018 по 31.10.2018.
Из приведенного выше следует, что договорные отношения сторон были урегулированы:
- в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 договорами N 47/16/3 от 16.09.2016, N 23/16 от 28.12.2015;
- в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 договорами N 47/16/3 от 16.09.2016, N 109/17 от 02.12.2017.
В силу пунктов 1, 3, 7, 10 договора N 23/16 от 28.12.2015, пунктов 1, 3, 7, 10 договора N 109/17 от 02.12.2017 перевозчик производит прием и сдачу прибывших в адрес Контрагента вагонов, а Контрагент уплачивает перевозчику в установленных ОАО "РЖД" размерах сборы и платы за пользование железнодорожным подъездным путем. Расчеты Контрагента с перевозчиком осуществляются с учетом положений договора N 47/16/3 от 16.09.2016, статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (УЖТ РФ), Тарифного руководства, а так же условий договора на организацию расчетов по единому лицевому счету Контрагента N1004275859 (ЕЛС).
В целях регулирования взаимоотношений, связанных с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозке грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет ФГУП "ГВСУ N 14" между перевозчиком и владельцем заключен договор N 2367 от 28.09.2009, в рамках которого, ФГУП "ГВСУ N14" присвоен код плательщика 1003777948 и открыт лицевой счет, (пункт 1.2.)
Расчеты по договору N 47/16/3 от 16.09.2016 осуществляются в соответствии с положениями УЖТ РФ, Тарифными руководствами, а так же условиями договора от 28.09.2009 г. N 2367 по единому лицевому счету владельца N 1003777948 (ЕЛС) на условиях предварительной оплаты. (§18 договора N 47/16/3 от 16.09.2016).
Согласно абзацу 4 пункта 10 договора N 23/16 от 28.12.2015, абзацу 8 пункта 10 договора N 109/17 от 02.12.2017 в случае уклонения Владельца или Контрагента по вышеназванным договорам от внесения предусмотренных УЖТ РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Тарифными руководствами, настоящими договорами перевозчику платежей, штрафов, сборов, иных сумм согласно ст.ст. 62, 94, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104 УЖТ РФ, Перевозчик вправе произвести взыскание солидарно с Контрагента, Владельца.
За период с 01.01.2017 по 31.12.2017 за пользование Контрагентом железнодорожными путями необщего пользования ОАО "РЖД" при подаче/уборке вагонов, перевозчиком на основании договора от 28.09.2009 N 2367 с лицевого счета владельца были списаны денежные средства в сумме 554 492,62 руб., что подтверждается документами ОАО "РЖД" (Акты, счета-фактуры, накопительные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов).
Таким образом, на основании пункта 2.2.5. Договора N 218/15 от 01.07.2015 АО "Тихвин" обязано возместить понесенные ФГУП "ГВСУ N 14" расходы в связи с эксплуатацией заказчиком железнодорожного хозяйства.
Письмом от 12.02.2019 истец направил в адрес ответчика счет от 31.12.2018 N 9606 на сумму 1 009 200 руб. за услуги по предоставлению в 2017 году подъездного железнодорожного пути и маневровых работ; счет от 31.12.2018 N 9607 на сумму 1 009 200 руб. за услуги по предоставлению в 2018 году подъездного железнодорожного пути и маневровых работ; счет от 31.12.2018 N 9608 на сумму 554 492,62 руб. за дополнительные услуги железнодорожного транспорта на сумму 554 492,62 руб., а также Акты к указанным счетам. Указанные документы получены ответчиком 12.02.2019.
Поскольку оплата по выставленным счетам ответчиком не была произведена, а претензия от 04.04.2019 оставлена последним без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, уточнив свои требования в порядке статьи 49 АПК РФ.
Признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными, суд первой инстанции удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В соответствии со статьей 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
При заключении Договора стороны согласовали все его существенные условия, в том числе определили порядок расчетов и размер платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования. Договор подписан ответчиком без возражений; при заключении Договора разногласия по условиям Договора между сторонами не возникли.
В соответствии со статьей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Факт оказания услуг, их объем и наличие задолженности в предъявленном к взысканию размере подтверждаются материалами дела, в частности представленными истцом ведомостями подачи и уборки вагонов; памятками приемосдатчика, накопительными ведомостями, актами, направленными истцом в адрес ответчика за 2017-2018, а также за январь-август 2019 года.
Представленные в материалы дела документы, а также пояснения ОАО "РЖД", подтверждают факт оказания в 2017-2018 ОАО "РЖД" услуг истцу в рамках договора N 47/16/3 от 16.09.2016, в соответствии с условиями которого, истец, как владелец железнодорожного пути необщего пользования, уплачивает перевозчику (РЖД) сборы за подачу/уборку вагонов, плату за пользование вагонами, штрафы и другие сборы и платежи. В 2017-2018 ОАО "РЖД" были списаны денежные средства с лицевого счета Предприятия за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на ст. Зеленогорск и подачу/уборку вагонов.
Поскольку на ответчика в силу положений пункта 2.2.5 Договора N 218/15 от 01.07.2015 возложена обязанность по возмещению исполнителю документально подтвержденных расходов, взысканных с исполнителя Федеральным агентством железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" и их структурными подразделениями в связи с эксплуатацией заказчиком железнодорожного хозяйства, то требование истца о взыскании задолженности за 2017-2018 является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на непредставление истцом ведомостей подачи и уборки вагонов по ст. Зеленогорск Октябрьской железной дороги за январь-сентябрь, декабрь 2017, январь-март, сентябрь 2018, апрель-август 2019, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку за период 2017 представлены накопительные ведомости с ссылками на ведомости подачи/уборки вагонов. Ведомости подачи/уборки вагонов за 2018 год представлены в полном объеме за январь- декабрь; указанные ведомости содержат сведения о вагонах, времени подачи вагонов и времени завершения грузовой операции, к указанным ведомостям ответчиком подписаны соответствующие уведомления.
За 2019 год (январь-март) истцом представлены ведомости подачи/уборки вагонов, памятки приемосдатчика, уведомления грузополучателя - АО "Тихвин".
Согласно расчетам истца, задолженность ответчика за январь - август 2019 составила 629 393,65 руб. При этом расчет задолженности произведен истцом на основании пункта 3.1 договора - 84 100 руб. в месяц.
Ссылка подателя жалобы на расторжении 11.03.2019 договора N 47/16/3 от 16.09.2016, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано выше за 2019 истцом предъявлено требование о взыскании задолженности на основании пункта 3.1 договора N 218/15 от 01.07.2015.
В соответствии с уведомлением истца от 15.07.2019 о расторжении договора N 218/15 от 01.07.2015, данный договор расторгнут 15.08.2019.
Таким образом, учитывая, что представленными в материалы дела доказательствами истец подтвердил факт оказания услуг ответчику в спорный период, требования Предприятия о взыскании с АО "Тихвин" задолженности в размере 3 278 910,55 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод ответчика о несении им расходов как по поддержанию инфраструктуры железнодорожного хозяйства исполнителя, так и по несению за исполнителя финансовых расходов, не обусловленных принятыми на себя обязательствами по договору, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку АО "Тихвин" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском о возмещении расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 4.4 Договора установлено, что в случае просрочки платежей, предусмотренных настоящим договором, заказчик уплачивает исполнителю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы задолженности.
Согласно расчету истца, сумма неустойки, начисленной за период с 20.02.2019 по 07.11.2019, составила 791 488,98 руб.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате, то требование истца о взыскании договорной неустойки является правомерным и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы, согласуются с установленными по делу фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в безусловном порядке, апелляционным судом не выявлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба АО "Тихвин" удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-53091/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53091/2019
Истец: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Ответчик: ЗАО "ТИХВИН"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"