Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2020 г. N Ф07-9176/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А21-14870/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7855/2020) ООО "БСКС" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2020 по делу N А21-14870/2019 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по заявлению ООО "БСКС"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным и отмене предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БСКС" (далее по тексту - ООО "БСКС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее по тексту - суд) с заявлением о признании недействительным и отмене предписания по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 29 августа 2019 года N ЖК-2/2112/1/ЖСА/2336-о, вынесенного Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее по тексту - Министерство, административный орган, заинтересованное лицо).
Решением суда от 03.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неисполнимость оспариваемого предписания Министерства, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "БСКС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1163926082253 и на основании протокола общего собрания от 19.01.2018 осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) N 55 по ул. Леонова в г. Калининграде.
Согласно приказу Министра Серой Е.Б. N ЖК-4208/пр от 01.08.2019 в период с 05 августа 2019 года по 29 августа 2019 года Министерством проведена внеплановая документарная проверка, целью которой являлось проверка исполнения предписания NЖК-2/1296/1/ЖСА/2336-о от 21.05.2019.
По результатам проверки административным органом установлено, что общество в нарушение протокола общего собрания от 19.01.2018, в период с января по июнь 2018 года выставляло плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также плату за уборку лестничных клеток, работу по содержанию придомовой территории в холодный/летний периоды года (дворник), вывоз ТБО, работу по обслуживанию лифтового хозяйства, обслуживание оборудования системы видеонаблюдения и автоматики для ограничения доступа автотранспорта, обслуживание газового оборудования, обслуживание ливневой канализации.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N ЖК-1/4208/ЖСА/2336-о от 29.08.2019.
Министерством обществу выдано предписание N ЖК-2/2112/ЖСА/2336-о от 29.08.2019 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, в соответствии с которым ООО "БСКС" предписано в срок до 01.11.2019 по многоквартирному дому N 55 по ул. Леонова в г. Калининграде произвести перерасчет (возврат денежных средств) за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, за уборку обслуживанию оборудования системы видеонаблюдения и автоматики для ограничения доступа автотранспорта, обслуживание газового оборудования, обслуживание ливневой канализации за период с января 2018 по июнь 2018 года.
Основанием для вынесения указанного предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом пункта 7 статьи 156, часть 1 статьи 162, пункт 7 части 1 и часть 2 статьи 193, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); подпунктов "б", "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпунктов "д", "ж" пункта 4 "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416); пунктов 17, 31, 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Вместе с тем, указанные нормы не освобождают заявителя от обязанности доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
Внеплановая проверка соблюдения заявителем требований жилищного законодательства проведена Министерством с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных, частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ. Процессуальных нарушений Закона N 294-ФЗ в ходе проведения заинтересованным лицом проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено.
Из доказательств, представленных в материалы дела усматривается, что многоквартирный дом N 55 по ул. Леонова в г. Калининграде, находится в управлении ООО "БСКС" согласно протоколу общего собрания от 19 января 2018 года, которым выбран способ управления МКД - управление управляющей компанией, выбрана управляющая организация -ООО "БСКС".
Согласно представленным ООО "БСКС" сведениям, применяется размер платы на управление многоквартирным домом 55 по ул. Леонова согласно договору управления: содержание жилья - 9 руб. с 1 кв. м., а также уборка лестничных клеток - 4,14 руб. с 1 кв. м., работы по содержанию придомовой территории в холодный/летний периоды года - 1,95 руб. с 1 кв. м., вывоз ТБО - 2, 56 руб. с 1 кв. м., работы по обслуживанию лифтового хозяйства -3,20 руб. с 1 кв. м., консьерж - 2,33 руб. с 1 кв. м., обслуживание домофона/ видеодомофона - 40/75 руб. с квартиры, обслуживание оборудования системы видеонаблюдения (50 руб. с 1 кв. м.) и автоматики для ограничения доступа автотранспорта (1 шлагбаум 25 руб. с квартиры) - 50/50 руб. с квартиры, обслуживание газового оборудования - 0,71 руб. с 1 кв. м., обслуживание ливневой канализации (очистные) - 0,08 руб. с 1 кв. м.
Согласно представленным платёжным документам за январь, февраль, март, апрель 2018 года собственникам многоквартирного дома 55 по ул. Леонова в г. Калининграде выставляется плата за уборку лестничных клеток - 4,14 руб. с 1 кв. м., дворник - 1,95 руб. с 1 кв. м., вывоз ТБО - 2, 56 руб. с 1 кв. м., обслуживание лифтового хозяйства - 3,20 руб. с 1 кв. м., видеонаблюдение/ ограничение доступа - 100 руб. с квартиры, обслуживание газового оборудования - 0,71 руб. с 1 кв. м., обслуживание ливневой канализации (очистные) - 0,08 руб. с 1 кв. м., обслуживание домофона - 40 руб. с квартиры, содержание жилья - 9 руб. с 1 кв. м.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491 также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент проведения проверки МКД N 55 по ул. Леонова в г. Калининграде находится в управлении управляющей организации ООО "БСКС" в соответствии с протоколом общего собрания от 19.01.2018.
Однако сам протокол сведений об утверждаемой плате и перечне услуг не содержит, приложений к протоколу, содержащих утвержденный размер стоимости оказываемых услуг, не имеется.
Применяемые Обществом по состоянию на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания тарифы на жилищно-коммунальные услуги собственниками помещений не утверждались; управляющая компания в орган, уполномоченный определять такие тарифы в отсутствие решения общего собрания собственников помещений, не обращалась.
Разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации определен императивный порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также круг лиц, обладающих такими полномочиями. Застройщик многоквартирного дома и управляющая компания в силу указанных норм таким правом не наделены.
Довод заявителя о том, что спорные услуги, их перечень и стоимость содержатся в договоре управления МКД, надлежащим образом заключенного с собственниками помещений в МКД по результатам общего собрания собственников, и вследствие чего оплачивались по квитанциям выставляемым управляющей организацией по тарифам, утвержденным в договоре управления, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В имеющемся в Министерстве протоколе общего собрания от 19.01.2018 размер платы не установлен.
Шестым пунктом повестки дня являюсь утверждение размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, перечня услуг по ремонту и содержанию жилья, перечня дополнительно оплачиваемых услуг и их стоимости. Однако сам протокол общего собрания не содержит сведений об утверждаемой плате и перечне услуг и приложений к протоколу, содержащих утвержденный размер стоимости коммунальных услуг. Договор управления, приложением к протоколу не является и, соответственно его приложения и размер платы за услуги управляющей организации общим собранием не утверждались.
Учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме 55 по ул. Леонова в г. Калининграде, с января 2018 года до настоящего времени не приняли решение об установлении конкретного размера платы за содержание жилого помещения, такой размер должен устанавливается органом местного самоуправления. При этом, управляющая организация не обращалась в органы местного самоуправления, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание доводы о необходимости применения положений договора, заключенного ранее с ООО "Анна-Мария", применяя указанный в нем тариф и условия.
Кроме того, из материалов дела следует, что ранее 23 июля 2018 года Министерством в отношении ООО "БСКС" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения порядка выставления платы за содержание жилья в многоквартирном доме с января 2018 года по июнь 2018 года по многоквартирному дому N 55 по ул. Космонавта Леонова в г. Калининграде (акт N ЖК-1/3100/ЖСА от 23.07.2018).
Министерством выдано предписание N ЖК-2/1372/ЖСА от 23.07.2019 о необходимости произвести перерасчёт (снять начисления) за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, за уборку лестничных клеток, работу по содержанию придомовой территории в холодный/летний периоды года (дворник), вывоз ТБО, работу по обслуживанию лифтового хозяйства, обслуживание домофона, консьерж, обслуживанию оборудования системы видеонаблюдения и автоматики для ограничения доступа автотранспорта, обслуживание газового оборудования, обслуживание ливневой канализации, с января 2018 года по июнь 2018 года по всему многоквартирному дому 55 по ул. Леонова в г. Калининграде. Неисполнение требований вышеуказанного предписания послужило причиной выдачи предписания, оспариваемого в рамках настоящего дела.
ООО "БСКС" предписание от 23.07.2019 было оспорено в Арбитражном суде Калининградской области (дело N А21-9112/2018).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.01.2019 в удовлетворении требований ООО "БСКС" отказано. Указанный судебный акт вступил в законную силу. Судами установлено соответствие предписания от 23.07.2019 N ЖК-2/1372/ЖСА нормам законодательства, а также отсутствие нарушений прав и законных интересов Общества, в связи с вынесением названного ненормативного правового акта.
При изложенных обстоятельствах Министерство имело основания для выдачи обществу оспариваемого предписания (пп. 1 п. 20 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 19.10.2016 N 484).
Предписание Министерства соответствует приведенным выше требованиям законодательства, носит исполнимый характер и не содержит неопределенностей в части периода перерасчета и лиц, в отношении которых его необходимо произвести.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что обстоятельства дела рассмотрены судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены вынесенного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.02.2020 по делу N А21-14870/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14870/2019
Истец: ООО "БСКС"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области