г. Челябинск |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А07-31855/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2020 по делу N А07-31855/2019.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - истец, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к акционерному обществу "Бельский деревообрабатывающий комбинат" (далее - ответчик, АО "Бельский Док", общество) о взыскании ущерба в сумме 12 352 руб. 16 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Касатонов Ю.М.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 12.02.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года на Касатонову Ю.М. представлены ответчиком с нарушением установленного законом срока - 02.11.2018. В результате непредоставления работодателем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за период "октябрь 2017 года" в связи с необоснованным увеличением страховой пенсии, Касатонову Ю.М. как неработающему пенсионеру излишне выплачена пенсия в сумме 12 352 руб. 16 коп. сумма пенсии с учетом индексации начислена 14.03.2019 с доплатой за январь - июнь 2018 года. Податель жалобы не согласен с выводами суда о том, что сведения по форме СЗВ-М представлены ответчиком в установленный законом срок, однако не содержали сведений о застрахованном работающем пенсионере Касатонову Ю.М., поскольку в установленный срок ответчиком представлена форма СЗВ-М "исходная", тогда как срок представления сведений в отношении Касатонову Ю.М. ответчиком пропущен.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, с 23.07.2010 Касатонов Юрий Михайлович является получателем страховой пенсии по старости на основании решения Управления (далее - Управление ПФР) (л.д. 12).
Решениями управления о выплате сумм страховой пенсии с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой выплаты к страховой пенсии от 14.03.2019 осуществлены выплаты пенсии с доплатой за период с января по июнь 2018 г. в размере 12 352 руб. 16 коп. (л.д. 13-18).
Пенсионным фондом 19.03.2019 установлен факт излишней выплаты указанному лицу страховой пенсии за января по июнь 2018 г. в общей сумме 12 352 руб. 16 коп., о чем составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии N 77-19 от 19.03.2019 (л.д. 20).
По мнению заявителя, АО "Бельский Док" нарушило обязанности, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Управлением в адрес АО "Бельский Док" направлена претензия о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М с суммой ущерба в размере 12 352,16 рублей.
Во исполнение претензионного порядка урегулирования спора, 19.03.2019 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении излишне выплаченных пенсионерам сумм (л.д.71).
Неисполнение в добровольном порядке требований пенсионного фонда послужило основанием для обращения в суд с требованиями о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Отказывая в удовлетворении требований пенсионного фонда, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными обществом недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим расходами пенсионного фонда в виде выплаты излишних сумм пенсии.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ).
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании указанной нормы Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчиком в установленный законом срок не представлены сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, в том числе и на застрахованное лицо Касатонова Ю.М., являющегося получателем страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года предоставлены ответчиком в пенсионный фонд 02.11.2018, указанные сведения приняты пенсионным фондом (л.д. 7-8).
Сведения за ноябрь, декабрь 2017 года и январь 2018 г., в том числе и на застрахованное лицо Касатонова Ю.М. - работника общества предоставлялись в установленный законом срок соответственно 01.12.2017, 09.01.2018 и 07.02.2018 (30, 34, 43).
Поскольку сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года представлены ответчиком с нарушением установленного законом срока (02.11.2018) ответчику начислен штраф в размере 38 500 руб. на основании акта N 002S18180025852 от 03.12.2018 (л.д. 10).
Управлением за период с января по июнь 2018 года, произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Касатонову Ю.М. на основании решений пенсионного фонда от 14.03.2019.
Учитывая изложенное, при получении 02.11.2018 сведений о застрахованных лицах, Управление обязано было не выплачивать пенсию с учетом индексации. поскольку сведения о застрахованном лице предоставлены управлению до вынесения решения о выплате пенсии с учетом повышений (14.03.2019).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание, что сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года представлены ответчиком 02.11.2018 и содержали сведения о застрахованном лице, что свидетельствует о наличия в управлении сведений о застрахованных лицах от ответчика за октябрь 2017 до момента принятия решения управлением о выплате сумм страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты от 14.03.2019, суд первой инстанции обоснованно указал, что пенсионный фонд не был лишен возможности не принимать решение об индексации пенсии застрахованным лицам в период с января по июнь 2018 года в отношении Касатонова Ю.М. в марте 2019 года.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина ответчика в причинении ущерба в размере 12 352 руб. 16 коп. отсутствует, поскольку на момент вынесения решений управление располагала достоверными сведениями, а также с учетом того факта, что уже следующие сведения по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2017 года и январь 2018 года, предоставленные истцу до принятия решений об индексации пенсий, содержали сведения о работающем пенсионере.
В рассматриваемом случае, после представления ответчиком сведений за октябрь 2017 года (02.11.2018) оснований для выплаты индексации уже не имелось, однако пенсионным фондом после указанной даты 14.03.2019 приняты решения о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу.
Фактически пенсионный фонд имел возможность не производить выплату индексации с январь - июнь 2018 года, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, однако указанной возможностью не воспользовался.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, пенсионным фондом в данном случае не доказана, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2020 по делу N А07-31855/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31855/2019
Истец: ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы
Ответчик: АО "БЕЛЬСКИЙ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: Касатонов Ю.М., ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Уфы