г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А21-14500/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3751/2020) ООО "Управляющая компания Эдельвейс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2019 по делу N А21-14500/2019 (судья А.В.Брызгалова), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания Эдельвейс"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: Прокуратура Центрального р-на г. Калининграда
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Эдельвейс", (далее - общество, заявитель, ООО "УК Эдельвейс") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 243 от 22.10.2019.
Определением суда от 05 декабря 2019 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Центрального района города Калининграда (далее - Прокуратура).
Решением суда от 27.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение административными органами процедуры проведения проверки, просит решение суда первой инстанции отменить.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Министерство представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями прокуратуры Центрального района города Калининграда от 14.08.2019 (исх. N ТРЕБ-7-19/691-2019/) консультантом отдела технического надзора Департамента жилищного контроля Министерства регионального контроля (надзора) Барзенковым Д.В. проведена проверка в отношении управляющей организации ООО "УК Эдельвейс" (лицензия N 145 от 21.05.2015), в целях обеспечения надзора за подготовкой жилищного фонда к работе в зимних условиях 2019-2020 гг.
По результатам проверки составлена Справка о совместной проверке от 18.09.2019.
В ходе проверки установлено, что в управлении Общества, в соответствии с реестром лицензий Калининградской области, на момент проверки находится 99 многоквартирных дома (МКД), из которых 32 МКД подключено к сетям центрального отопления.
В ходе проверки представлены документы: договоры управления МКД, договор по ВДГО, договора с ресурсоснабжающими организациями прямые.
Паспорта готовности не представлены, акты весеннего осмотра, акты проверок вентиляционных каналов, газоходов, дымоходов, акты промывки и опрессовки ВДС отопления не представлены, акты дезинсекции и дератизации не предоставлены, акты освидетельствования лифтового оборудования не представлены.
В ходе выборочных проверок многоквартирных домов выявлен ряд нарушений по исполнению договоров управления и при подготовке МКД к эксплуатации в осенне-зимний период 2019-2020 гг. в г. Калининграде по адресам:
1) ул. Алданская, д. 4:
- Отсутствуют решетки на продухах подвального помещения;
- Освещение подвального помещения неисправно;
- Освещение индивидуально-теплового пункта (далее - ИТП) неисправно;
- ИТП захламлен;
- Тепловая изоляция трубопроводов инженерных систем в подвальном помещении разрушена;
- Нарушена целостность остекления оконных заполнений лестничной клетки;
- Лестничные клетки захламлены;
- Поэтажные электрические щиты не закрыты на замки;
- Освещение лестничных клеток неисправно;
- На входах в подъезды отсутствует лампы освещения, плафоны;
- Отсутствуют мостики для перехода через коммуникации.
Нарушены: п.3.4.1, 4.1.З., 3.4.6., 5.1.З., 5.2.22., 5.1.З., 3.2.16., 4.8.15., 5.6.6., 4.7.1., 3.4.7., 5.2.23. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
2) ул. Алданская, д. 9:
- Отсутствуют решетки на продухах подвального помещения;
- Освещение подвального помещения неисправно;
- Освещение ИТП неисправно;
- ИТП захламлен;
- Тепловая изоляция трубопроводов инженерных систем в подвальном помещении разрушена;
- Нарушена целостность остекления оконных заполнений лестничной клетки;
- Лестничные клетки захламлены;
- Поэтажные электрические щиты не закрыты на замки;
- Выявлены провисания проводов на лестничных клетках;
- Освещение лестничных клеток неисправно;
- На входах в подъезды отсутствует лампы освещения, плафоны;
- Отсутствуют мостики для перехода через коммуникации;
- Доски с информацией о деятельности Общества в ненадлежащем состоянии;
- Дверь выхода на крышу сломана;
- Кровля захламлена;
- Ревизия запорной арматуры трубопроводов не производилась;
- Выявлена течь системы горячего водоснабжения в подвальном помещении;
- Отсутствуют мостики для перехода через коммуникации.
Нарушены: п. 3.4.1, 4.1.З., 3.4.6., 5.1.З., 5.2.22., 5.1.З., 3.2.16., 4.8.15., 5.6.6., 4.7.1., 3.4.7., 5.2.23., 3.3.5., 5.8.3., 5.2.24. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
3) ул. Алданская, д. 14:
- Отсутствуют решетки на продухах подвального помещения:
- Освещение подвального помещения неисправно;
- Тепловая изоляция трубопроводов инженерных систем в подвальном помещении разрушена;
- Подвальное помещение захламлено;
- Нарушена целостность остекления оконных заполнений лестничной клетки;
- Освещение лестничных клеток неисправно;
- На входах в подъезды отсутствует лампы освещения, плафоны;
- Отсутствуют мостики для перехода через коммуникации;
- Доски с информацией о деятельности Общества в ненадлежащем состоянии;
- Кровля захламлена;
- Ревизия запорной арматуры трубопроводов не производилась.
Нарушены: п. 3.4.1, 4.1.З., 3.4.6., 5.1.З., 5.2.22., 5.1.З., 3.2.16., 5.6.6., 4.7.1., 3.4.7., 5.2.23., 3.3.5., 5.8.3., 5.2.24. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
4) ул. Алданская, д. 15:
- Отсутствуют решетки на продухах подвального помещения;
- Освещение подвального помещения неисправно;
- Тепловая изоляция трубопроводов инженерных систем в подвальном помещении разрушена;
- Подвальное помещение захламлено;
- Нарушена целостность остекления оконных заполнений лестничной клетки;
- Освещение лестничных клеток неисправно;
- На входах в подъезды отсутствует лампы освещения, плафоны;
- Отсутствуют мостики для перехода через коммуникации;
- Воздушные мешки в кровельном покрытии (рубероид);
- Протечки крыши;
- Доски с информацией о деятельности Общества в ненадлежащем состоянии.
Нарушены: п. 3.4.1, 4.1.З., 3.4.6., 5.1.З., 5.2.22., 5.1.З., 3.2.16., 5.6.6., 4.7.1., 3.4.7., 5.2.23., 3.3.5., 5.8.3., 5.2.24., 4.6.3.3. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
5) ул. Алданская, д. 16:
- Освещение подвального помещения неисправно;
- Тепловая изоляция трубопроводов инженерных систем в подвальном помещении разрушена;
- Подвальное помещение захламлено;
- Нарушена целостность остекления оконных заполнений лестничной клетки;
- Освещение лестничных клеток неисправно;
- На входах в подъезды отсутствует лампы освещения, плафоны;
- Кровля захламлена;
- Доски с информацией о деятельности Общества в ненадлежащем состоянии.
Нарушены: п. 3.4.1, 4.1.З., 3.4.6., 5.1.З., 5.2.22., 5.1.З., 3.2.16., 5.6.6., 4.7.1., 3.4.7., 5.2.23., 3.3.5., 5.8.3., 5.2.24. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170.
27.09.2019 исполняющим обязанности прокурора Центрального района г. Калининграда юристом 1 класса Гладковым А.О. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО "УК Эдельвейс" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.10.2019 N 243 ООО "УК Эдельвейс" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса. Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Объективная сторона правонарушения выражена в несоблюдении уполномоченными лицами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.
В соответствии с ч. 1 и 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительств РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N416) под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах N 170 перечислено, что входит в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией, а именно:
Прокуратурой Центрального района города Калининграда совместно с Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области была проведена проверка в отношении общества, инициированная обращением гражданки Кузнецовой М.А. по вопросам нарушения жилищного законодательства.
По результатам был выявлен ряд нарушений Правил N 170 при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами N N 4,9,14, 15, 16 по ул. Алданская в г. Калининграде (выборочная проверка):отсутствие решеток на продухах подвальных помещений,неисправность освещения подвальных помещений; захламление ИТП; разрушение тепловой изоляции трубопроводов инженерных систем; нарушение целостности остекления оконных заполнений лестничной клетки; открытые поэтажные электрические щиты; отсутствие ламп освещения на входах в подъезды; провисание проводов на лестничных клетках; сломанная дверь выхода на крышу; захламление кровли; течь системы горячего водоснабжения в подвальном помещении; воздушные мешки в кровельном покрытии; протечки крыши; доски с информацией в ненадлежащем состоянии.
В обосновании своего заявления Общество указывает на то, что выявленные нарушения не соответствуют действительности и в подтверждение ссылается на акты, составленные своими сотрудниками и представленные в материалы дела.
Вместе с тем, данные документы не могут быть учтены в качестве доказательств отсутствия правонарушения ввиду того, что составлены были после 18.09.2019. Из материалов дела следует, что Акты обследования жилых домов были составлены 30 сентября 2019 года.
Также проверкой установлено отсутствие у общества паспортов готовности, актов весеннего осмотра, актов проверок вентиляционных каналов, газоходов, актов промывки и опрессовки ВДС отопления, актов дезинсекции и дератизации, доказательств наличия у заявителя вышеуказанных документов суду не представлено.
Довод Общества о наличии акта проверки подготовки к отопительному периоду 2019-2020 Жилищного отдела Центрального района администрации ГО "Город Калининград", подтверждающий наличие актов, несостоятелен, поскольку не имеет отношения к предмету проверки, и не охватывает весь круг вопросов, которые рассматривались в рамках соблюдения Заявителем лицензионных требований. Кроме того, в материалы дела вышеуказанный акт не представлен.
Факт нарушения Обществом, как лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию МКД и содержание общего имущества, лицензионных требований имеет место и подтверждается материалами административного дела.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. При этом судом учтено, что общественная опасность совершенного правонарушения в рассматриваемом случае выражается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Довод Общества о нарушении процедуры проведения проверки, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, в адрес Министерства поступило Требование прокуратуры, в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" о необходимости выделения специалиста для проведения проверки, которая должна состояться 14.08.2019-29.08.2019. В указанное время специалист Министерства принял участие в проверке.
Проверка проводилась Прокуратурой Центрального района города Калининграда совместно со специалистами Департамента жилищного контроля Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области по обращению Кузнецовой М.А. по вопросам нарушения жилищного законодательства.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в Справке, составленной специалистом Министерства от 18.09.2019 и по окончании проверки направленной в Прокуратуру Центрального района.
Таким образом, поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение прокурором при проведении проверки события административного правонарушения. Выявленные в ходе проверки нарушения образуют состав правонарушения по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьей 25.11 КоАП РФ прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
При поступлении соответствующего обращения, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, прокурор наделен полномочиями по возбуждению производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения административного производства прокурором в настоящем случае послужило выявление спорного правонарушения 18.09.2019.
В ходе проведения проверки по указанному обращению Кузнецовой М.А. и.о. Прокурора Центрального района г. Калининграда пришел к выводу о нарушении заявителем как управляющей организацией лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом, в связи с чем 27.09.2019 в присутствии представителя заявителя вынес в отношении общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поступившее из прокуратуры постановление от 27.09.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "УК Эдельвейс" по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ соответствует установленным частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ требованиям, что позволяет его использовать в качестве доказательства по делу.
Таким образом, нарушений процедуры, в том числе и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не установлено.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Исключительных оснований для снижения в суде штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено, доказательств тяжелого материального положения и избыточного ограничения прав заявителя примененным размером штрафа не представлено. Штраф соответствует принципам соразмерности и индивидуализации наказания.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.2019 по делу N А21-14500/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14500/2019
Истец: ООО "Управляющая компания Эдельвейс"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: Прокуратура Центрального р-на г. Калининграда