город Омск |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А75-18404/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1560/2020) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2019 по делу N А75-18404/2019 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" (ОГРН 1028601681569, ИНН 8617018034, место нахождения: 628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Сургутский, поселок городского типа Белый Яр, улица Набережная, 3) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Сургутский отдел инспектирования) об оспаривании предписания от 02.08.2019 N 14-054/жи-2019,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" (далее - заявитель, предприятие, МУП "ТО УТВиВ N 1") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Сургутский отдел инспектирования) (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Жилстройнадзор Югры) об оспаривании предписания от 02.08.2019 N 14-054/жи-2019.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2019 по делу N А75-18404/2019 заявление удовлетворено. Предписание от 02.08.2019 N 14-054/жи-2019, выданное Сургутским отделом Жилстройнадзора Югры, признано недействительным. С заинтересованного органа в заявителя взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что для признания предписания надзорного органа незаконным необходимо одновременно наличие двух условий, а именно - противоречие предписания закону и нарушение таковым прав и охраняемых законом интересов субъекта предпринимательской деятельности. По мнению подателя апелляционной жалобы, в настоящем случае не установлено, каким нормативным правовым актам противоречит оспариваемый ненормативный правовой акт. Доводы предприятия о том, что в соответствии действующим правовым регулированием однозначно недопустима установка приборов учета тепловой энергии при вертикальной разводке системе отопления, не признаются административным органом верными. В случае невозможности установки приборов учета предусматривается составление акта о невозможности установки приборов учета, однако такой акт в материалах дела отсутствует.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, дополнения к ней, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением обращения гражданина должностным лицом Жилстройнадзора Югры проведена внеплановая документарная проверка в отношении МУП "ТО УТВиВ N 1" по вопросу начисления платы за коммунальную услугу отопления без учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии для собственников помещений многоквартирного дома N 13 по ул. 35 лет Победы п. Ульт-Ягут Сургутского района.
Согласно представленной предприятием информации от 13.03.2019 N 27.14-Вх-690, указанный выше многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета теплоснабжения (ОДПУ ТС) и индивидуальными приборами учета теплоснабжения (ИПУ ТС). Согласно реестру ИПУ ТС установлено, что каждый прибор, установленный в квартирах МКД имеет заводской номер, дату установки и следующей поверки, а также указаны переданные показания приборов учета.
Проверкой установлено, что предприятие с начала отопительного сезона 2018 -2019 года производило начисление платы без учета показаний ИПУ ТС. В связи с выявлением данного нарушения предприятию выдано предписание от 25.03.2019 N 14-018/лк-2019 сроком исполнения 24.05.2019, которое в установленный срок заявителем не исполнено.
В связи с неисполнением предписания административным органом составлен акт от 28.06.2019 N 14-046/жн-2019 и выдано повторное предписание от 28.06.2019 N 14-046/жн-2019 со сроком исполнения - 25.07.2019.
Впоследствии предприятием представлена информация от 22.07.2019 N 06-3202 о невозможности проведения перерасчета, в связи с существованием в многоквартирном доме вертикальной разводки системы теплоснабжения, при которой отсутствует техническая возможность установки ИПУ ТС.
В связи с неисполнением предписания административным органом заявителю выдано предписание от 01.08.2019 N 14-054/ж-2019 со сроком исполнения до 01.10.2019. Указанным предписанием на МУП "ТО УТВиВ N 1" возлагается обязанность в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопления для собственников помещении ул. 35 лет Победы д. 3 п. Ульт-Ягун Сургутского района за проверяемый период (январь - февраль 2019 года) с учетом показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Полагая предписание не основанным на законе, МУП "ТО УТВиВ N 1" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласился административный орган, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Расчет платы за отопление зависит от оборудования многоквартирного дома и находящихся в нем помещений приборами учета (общедомовые (коллективные), индивидуальные и общие (квартирные)) и производится в порядке, установленном пунктом 42 (1) Правил N 354.
В силу указанного пункта в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Обосновывая доводы о недействительности предписания от 02.08.2019 N 14-054/жи-2019, МУП "ТО УТВиВ N 1" указало на отсутствие в указанном выше многоквартирном доме возможности надлежащего учета потребляемой тепловой энергии в каждом конкретном жилом помещении по причине организации теплоснабжения дома - вертикальной разводки системы теплоснабжения, при этом наличие индивидуальных приборов учета тепловой энергии не влияет на данное обстоятельство.
В целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению приказом Минрегионразвития России от 29.12.2011 N 627 утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения (далее - Критерии). В соответствии с пунктом 3 Критериев техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Согласно акту обследования от 26.07.2019, составленному ведущим инженером ТТИ МУП "ТО УТВиВ N 1" в присутствии начальника участка, представителя ООО "Стандарт Плюс" (управляющая компания), система отопления в многоквартирном доме N 13 по ул. 35 лет Победы п. Ульт-Ягут Сургутского района выполнена в виде вертикальной разводки.
В связи с указанным судом первой инстанции принято во внимание то обстоятельство, что при вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем отопления стояки (трубы), по которым теплоноситель подается в каждое конкретное помещение, расположены внутри жилых помещений и располагаются рядом с радиаторами отопления; возможны одно- и двухтрубная вертикальные системы, с верхней или нижней разводкой. Вместе с тем, применение вертикальной разводки системы отопления не предполагает применение индивидуальных приборов учета, поскольку теплоноситель не только подается в конкретное жилое помещение, но и проходит по трубе (трубам), которая проходит через жилое помещение в последующее, расположенное выше помещение. С учетом указанного суд первой инстанции пришел к заключению, что применение приборов учета не позволит определить баланс интересов поставщиков тепловой энергии и законных владельцев помещений.
В связи с особенностью организации теплоснабжения многоквартирного дома судом первой инстанции сочтено, что в настоящем случае предприятие обоснованно возразило против применения при определении платы за коммунальную услугу отопление показаний ИПУ ТС, в связи с чем требования предприятия удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 261-ФЗ; часть 4 статьи 39 ЖК РФ). Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Поименованным выше приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 предусматривается, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены (пункт 2 Критериев).
Кроме того, пунктом 3 Критериев предусматривается, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом N 261-ФЗ установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется (пункт 5 Критериев).
Следовательно, указанный нормативный акт не исключает установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии при наличии вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем отопления многоквартирного дома.
Пунктом 6 Критериев установлено, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Форма поименованного акта утверждена приложением N 2 к поименованному приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627.
Проанализировав представленные в дело материалы, суд апелляционной инстанции не усматривает среди таковых как доказательств составления акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, так и самого акта. Следовательно, соответствующее обстоятельство не может считаться доказанным исключительно на основании утверждения предприятия. Указанное не соответствует действующего в сфере спорных отношений правовому регулированию. Представленный в дело акт обследования от 26.07.2019 (л.д. 128) форме и содержанию поименованного выше документа не соответствует и обстоятельств отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме не подтверждает.
При этом, согласно представленному в материалы дела письму предприятия от 13.03.2019 N 06-1026 в адрес должностного лица административного органа (л.д. 76-77) жилой дом N 13 по ул. 35 лет Победы в с.п. Ульт-Ягун оборудован как общедомовым, так и индивидуальными приборами учета теплоснабжения. В данном письме указано, что МУП "ТО УТВиВ N 1" будет производить перерасчет начислений за коммунальную услугу отопление с учетом показаний индивидуальных приборов учета, ранее допущенных в эксплуатацию и не участвовавших в расчете начислений, фиксируемых в табличной форме у специалистов теплотехнической инспекции предприятия; перерасчет будет произведен в апреле 2019 года с закрытием первого квартала 2019 года и отразится в счетах-извещениях населения за апрель 2019 года. К указанному письму приложен реестр наличия индивидуальных приборов учета теплоснабжения и переданных показаний (л.д. 78-79), в котором приводятся данные о собственниках помещений (квартир) указанного выше многоквартирного дома, заводских номерах приборов учета, датах поверки и показаниях по состоянию на 01.09.2018, 01.10.2018, 01.11.2018, 01.12.2018, 01.01.2019, 01.02.2019.
Кроме того в дело представлены акты первичного (повторного) допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д. 80-83), которыми удостоверена соответствующая процедура в отношении узлов учета тепловой энергии в отдельных помещениях (квартирах) многоквартирного дома N 13 по ул. 35 лет Победы в с.п. Ульт-Ягун, приборы учета допущены в эксплуатацию с сентября-октября 2018 года до конца отопительного сезона.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, содержание и значение которых не опровергнуто, подтверждается факт оборудования помещений (квартир) указанного многоквартирного дома индивидуальными приборами учета тепловой энергии, что свидетельствует о необоснованности доводов предприятия.
Следовательно, изложенное в оспариваемом предписании административного органа требование о выполнении перерасчета размера платы за коммунальную услугу отопление соответствует пункту 42(1) Правил N 354.
Требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2019 по делу N А75-18404/2019 подлежит отмене.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей заявления относятся на предприятие по правилам статьи 110 АПК РФ. Аналогичные судебные расходы в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются судом апелляционной инстанции в связи с освобождением Жилстройнадзора Югры от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2019 по делу N А75-18404/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление муниципального унитарного предприятия "Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1" о признании недействительным предписания от 02.08.2019 N 14-054/жи-2019, выданного Сургутским отделом Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18404/2019
Истец: МУП "ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБЪЕДИНЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕПЛОВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ N1" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Сургутский отдел инспектирования
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1560/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18404/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18404/19