Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2020 г. N Ф07-7036/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А56-100836/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Гамидов Т.Я. по доверенности от 25.03.2020
от ответчика (должника): Павлов Н.В. по доверенности от 27.08.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6434/2020) МУП "Водоканал Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2020 по делу N А56-100836/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению МУП "Водоканал Кировского района"
к Комитету по тарифам и ценовой политике ЛО
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Кировского района" (далее - Предприятие, МУП "Водоканал Кировского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) от 21.08.2019 о назначении административного наказания по делу N 16/19-1.2 об административном правонарушении и по делу N 17/19-1.2 об административном правонарушении.
Решением суда от 10.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. По мнению заявителя, совершенное правонарушение является малозначительным, в связи с чем Предприятие подлежит освобождению от административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, приведенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель административного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Предприятие является владельцем централизованных систем водоснабжения и водоотведения Кировского района города Санкт-Петербурга.
Между Предприятием и муниципальным унитарным предприятием "Павловожилкомхоз" (далее - МУП "Павловожилкомхоз") заключен договор по поставке технической воды от 01.01.2019 N 2 (далее - договор N 1), согласно которому Предприятие обязуется подавать МУП "Павловожилкомхоз" через присоединенную водопроводную сеть холодную (техническую) воду.
Согласно договору N 1 дата начала транспортировки сточных вод 01.01.2019.
В счетах на оплату N 525 от 31.01.2019, N 1097 от 28.02.2019, N 1613 от 31.03.2019, актах об оказании услуг по транспортировке сточных вод от 28.02.2019 N1143, от 31.03.2019 N1662, выставленных МУП "Водоканал Кировского района" в адрес МУП "Павловожилкомхоз", указан тариф на транспортировку сточных вод в размере 192,65 руб/куб.м.
Предприятие 10.01.2019 обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод на 2019 год.
Тариф на услуги по транспортировке сточных вод для Заявителя установлен приказом Комитета от 15.03.2019 N 66-п в размере: с 15.03.2019 по 30.06.2019 - 24,25 руб./куб.м; с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 24.25 руб./куб.м.
Таким образом, в период с 01.01.2019 по 14.03.2019 Предприятие оказывало услуги по транспортировке сточных вод МУП "Павловожилкомхоз" по тарифам, не установленным Комитета.
Также между заявителем и МУП "Павловожилкомхоз" заключен второй договор по поставке технической воды от 01.01.2019 N 2 (далее - договор N2), согласно которому МУП "Водоканал Кировского района" обязуется подавать МУП "Павловожилкомхоз" через присоединенную водопроводную сеть холодную (техническую) воду.
Согласно договору N 2 дата начала подачи (потребления) технической воды 01.01.2019.
В счетах на оплату N 524 от 31.01.2019, N 1096 от 28,02,2019, N 1611 от 31.03.2019, актах об оказании услуг по поставке технической воды от 31.01.2019 N 1140, от 28.02.2019 N 1142, от 31.03.2019 N1660, выставленных Заявителем в адрес МУП "Павловожилкомхоз", указан тариф на техническую воду в размере 40,63 руб./куб.м.
МУП "Водоканал Кировского района" 10.01.2019 обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на поставку технической воды на 2019 год.
Тариф на техническую воду для МУП "Водоканал Кировского района" установлен приказом: ЛенРТК от 15.03,2019 N 66-п в размере:
с 15.03.2019 по 30.06.2019 - 9,93 руб./куб.м;
с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 9,93 руб./куб.м.
Таким образом, в период с 01.01.2019 по 14.03.2019 Предприятие оказывало услуги по транспортировке сточных вод МУП "Павловожилкомхоз" по тарифам, не установленным Комитетом.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения административным органом в отношении Предприятия постановлений от 21.08.2019 о назначении административного наказания по делу N 16/19-1.2 об административном правонарушении и по делу N 17/19-1.2 об административном правонарушении, в соответствии с которыми предприятие признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с постановлениями Комитета, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и мотивированного отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, образует не только занижение регулируемых государством цен, включающих тарифы, расценки, ставки и тому подобное, но и иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о водоснабжении оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод. Частью 7 статьи 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу части 3 статьи 11 Закона о водоснабжении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Исходя из специфики отношений по водоотведению, обуславливающей специальный характер регулирующих эти отношения норм права, владелец водопроводных и (или) канализационных сетей, не имеющий тарифа на транспортировку холодной воды и стоков по таким сетям и не предпринимавший попытки к его установлению, не вправе препятствовать перетоку по его сетям холодной воды и сточных вод присоединенных к ним абонентов под предлогом необходимости оплаты такой услуги. Подобный запрет направлен на стимулирование владельца сетей к установлению надлежащего тарифа и включению в централизованную схему водоотведения на территории соответствующего публично-правового образования. Иное позволяло бы обходить императивные требования тарифного законодательства и представляло бы запрещенное извлечение преимуществ из незаконного и недобросовестного поведения участниками гражданских правоотношений (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Факт оказания Предприятием услуг по транспортировке сточных вод по тарифам, не установленным Комитетом, подтверждается материалами дела и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения установленного порядка регулирования цен (тарифов) в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Предприятие не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вопреки позиции апеллянта, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности допущенного правонарушения, учитывая пренебрежительное отношение заявителя к выполнению возложенных на него законом обязанностей, оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом также не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению. Оснований для замены штрафа на предупреждение судом не установлено. Штраф соответствует принципам соразмерности и индивидуализации наказания.
Принимая во внимание, что обстоятельства дела рассмотрены судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены вынесенного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2020 по делу N А56-100836/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100836/2019
Истец: МУП "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7036/20
28.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6434/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-100836/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-100836/19