Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф04-2743/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А03-2782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фроловой Н.Н. |
судей |
|
Зайцевой О.О. Назарова А.В. |
|
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой Т.А. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Славгорода (N 07АП-13323/2019(2)) на определение от 12.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2782/2017 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Благоустройство г. Славгорода" (ИНН 2210006108, ОГРН 1022200864575, г. Славгород Алтайского края) по заявлению конкурсного управляющего Бакланова Андрея Николаевича к муниципальному образованию город Славгород Алтайского края в лице администрации города Славгорода Алтайского края, г. Славгород Алтайского края, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице межмуниципального Славгородского отдела, г.Славгород Алтайского края, к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал г. Славгорода" о признании ничтожной сделки по распоряжению Администрации города Славгорода Алтайского края от 29.07.2019 N 383-р о прекращении права хозяйственного ведения на полигон твердо-коммунальных отходов, расположенный по адресу: г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714590 квадратных метра, кадастровый N 22:71:011802:11, реестровый номер 480050893 за МУП "Благоустройство г. Славгорода", последующей сделки по передаче права хозяйственного ведения на полигон твердо-коммунальных отходов, расположенный по адресу: г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714590 квадратных метра, кадастровый N 22:71:011802:11, реестровый номер 480050893 МУП "Водоканал" и применении последствий недействительности сделок путем истребования из незаконного владения МУП "Благоустройство г. Славгорода" полигон твердо-коммунальных отходов, расположенный по адресу: г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714590 квадратных метра, кадастровый N 22: 71:011802:11, а также возврата в конкурсную массу полигон твердо-коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Славго- 2 род, юго-восточная часть города, площадью 714590 квадратных метра, кадастровый N 22:71:011802:11, реестровый номер 480050893; признания права хозяйственного ведения на полигон твердо-коммунальных отходов, расположенный по адресу: г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714590 квадратных метра, кадастровый N 22: 71:011802:11, реестровый номер 480050893 за МУП "Благоустройство г. Славгорода"; признании незаконными действий Славгородского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю по совершению регистрационных действий в отношении полигона ТБО и отменить их,
В судебном заседании приняли участие:
от Администрации города Славгорода: не явилась (извещена),
от иных лиц: не явились (извещены),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Глеба Виктора Михайловича возбуждено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Благоустройство г. Славгорода" (далее - должник, МУП "Благоустройство г. Славгорода).
Определением суда от 16.05.2017 (резолютивная часть объявлена 11.05.2017) в отношении МУП "Благоустройство г. Славгорода" введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждён Бакланов Андрей Николаевич.
Решением суда от 04.12.2017 (резолютивная часть объявлена 27.11.2017) в отношении должника открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Бакланов А.Н..
Информация об открытии процедуры конкурсного производства опубликована в газете "Коммерсантъ" N 230 в печатной версии от 09.12.2017.
В арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего Бакланова А.Н., уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Славгород Алтайского края в лице администрации города Славгорода Алтайского края (далее - Администрация), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице межмуниципального Славгородского отдела (далее - Управление), о признании ничтожной сделки Администрации города Славгорода Алтайского края по изъятию у МУП "Благоустройство г. Славгорода" полигона для размещения твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714 590 кв. м., 8 кадастровый N 22:71:011802:11, оформленную распоряжением администрации города Славгорода Алтайского края N 383-р от 29.07.2019 о прекращении права хозяйственного ведения МУП "Благоустройство г. Славгорода" на полигон для размещения твердых бытовых отходов, 2008 год ввода в эксплуатацию, недействительной сделкой; признать сделку Администрации города Славгорода Алтайского края по передаче МУП "Водоканал г. Славгорода" полигона для размещения твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Славгород, юговосточная часть города, площадью 714 590 кв. м., кадастровый N 22:71:011802:11, оформленную распоряжением Администрации города Славгорода Алтайского края N 391-р от 30.07.2019 о передаче на праве хозяйственного ведения полигона для размещения твердых бытовых отходов, 2008 год ввод в эксплуатацию, кадастровый N 22:71:011802:11, недействительной сделкой, применить последствия недействительности сделки.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоканал г.Славгорода".
Определением от 12.12.20119 Арбитражный суд Алтайского края признал сделку Администрации города Славгорода Алтайского края по изъятию у МУП "Благоустройство г. Славгорода", полигона для размещения твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714 590 кв. м., кадастровый N 22:71:011802:11, оформленную распоряжением Администрации города Славгорода Алтайского края N 383-р от 29.07.2019 о прекращении права хозяйственного ведения МУП "Благоустройство г. Славгорода" на полигон для размещения твердых бытовых отходов, 2008 год ввода в эксплуатацию, недействительной сделкой. Признал сделку Администрации города Славгорода Алтайского края по передаче МУП "Водоканал г. Славгорода" полигона для размещения твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714 590 кв. м., кадастровый N 22:71:011802:11, оформленную распоряжением Администрации города Славгорода Алтайского края N 391-р от 30.07.2019 о передаче на праве хозяйственного ведения полигон для размещения твердых бытовых отходов, 2008 год ввод в эксплуатацию, кадастровый N 22:71:011802:11, недействительной сделкой. Применил последствия недействительности сделки. Обязал МУП "Водоканал г. Славгорода" возвратить в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия "Благоустройство г. Славгорода", полигон для размещения твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714 590 кв. м., кадастровый N 22:71:011802:11. Заявление в части признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице межмуниципального Славгородского отдела, по совершению регистрационных действий в отношении полигона ТБО и их отмене оставил без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Славгорода Алтайского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Указав, с учетом дополнений, что полигон ТБО по состоянию на 19.09.2016 у должника во владении и пользовании не состоял, право хозяйственного ведения отсутствовало, так как должником был заключен договор аренды с ООО "Благоустройство", в связи с чем, распоряжение N 383-р от 29.07.2019 не могло нарушить права должника. Должник не вправе оспаривать действия Администрации, как собственника имущества по его закреплению за МУП "Водоканал". Применяя последствия недействительности сделки судом не учтено, что должник стороной сделки по передачи Администрации города Славгорода Алтайского края полигона МУП "Водоканал г. Славгорода", не является. Восстановление права хозяйственного ведения, в отсутствии акта собственника, неправомерно. Полигон ТБО отсутствует в реальности и исключен из реестра муниципального имущества. Регистрация полигона произведена по подложным документам.
Конкурсный управляющий Бакланов А.Н., в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
ООО "Благоустройство", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Алтайского края, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, учредителем МУП "Благоустройство г.Славгорода" является Администрация города Славгорода Алтайского края.
Сооружение (полигон для размещения твердых бытовых отходов), назначение: сооружение коммунального хозяйства, общей площадью 714 590 кв.м., расположенное по адресу: Россия, Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, кадастровый номер: 22:71:011802:11, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Славгород Алтайского края, о чем в ЕГРП 13.11.2015 сделана запись регистрации N 22-22/029-22/999/001/2015-363/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2015 N 22АД 674582.
Распоряжением Администрации города Славгорода Алтайского края от 18.12.2015 N 510-р МУП "Благоустройство г.Славгорода" на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество, составляющее казну, в том числе сооружение полигон для размещения твердых бытовых отходов, площадью 714 590 кв.м., расположенное по адресу: Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, кадастровый номер: 22:71:011802:11, реестровый номер N 480050893, балансовой стоимостью 150 000 руб., остаточной стоимостью 150 000 руб.
Исходя из акта приема-передачи от 18.12.2015 во исполнение распоряжения главы города Славгорода N 510-р Управление по земельным и имущественным отношениям администрации города Славгорода Алтайского края передало, а МУП "Благоустройство г.Славгорода" приняло муниципальное имущество, среди которого сооружение полигон для размещения ТБО, площадью 714 590 кв.м., расположенное по адресу: Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, кадастровый номер: 22:71:011802:11, реестровый номер N 480050893, балансовой стоимостью 150 000 руб., остаточной стоимостью 150 000 руб. Техническое состояние муниципального имущества на момент передачи характеризовалось удовлетворительным состоянием, позволяющим его дальнейшую эксплуатацию.
На основании распоряжения N 510-р от 18.12.2015 Администрации, 14.01.2016 произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения МУП "Благоустройство г.Славгорода" на сооружение (полигон для размещения твердых бытовых отходов), назначение: сооружение коммунального хозяйства, общей площадью 714 590 кв.м., кадастровый номер: 22:71:011802:11, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации N 22-22/029-22/029/001/2016-14/1, подтверждаемая свидетельством о государственной регистрации права от 14.01.2016.
19.09.2016 между должником (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" (арендатор) заключен договор аренды полигона для размещения твердых коммунальных отходов, по условиям которого МУП "Благоустройство г.Славгорода" передало, а ООО "Благоустройство города Славгорода" приняло в аренду на срок 11 лет полигон для размещения твердых коммунальных отходов, имеющий назначение: полигон коммунального хозяйства, общей площадью 714 590 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, кадастровый номер: 22:71:011802:11.
Договор заключен по итогам открытого конкурса, объявленного в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, с согласия собственника имущества МУП "Благоустройство г.Славгорода", что подтверждается распоряжением Администрации города Славгорода Алтайского края от 24.03.2016 N 125-р, протоколом от 06.09.2016 N 2.
Из распоряжения Администрации города Славгорода Алтайского края от 24.03.2016 N 125-р следует, что рассмотрев обращение директора МУП "Благоустройство г.Славгорода" Ю.В. Ярцева от 17.03.2016 N 01-09/60 и руководствуясь Положением "О порядке сдачи в аренду, предоставлении в безвозмездное пользование, передачи в доверительное управление муниципального имущества муниципального образования город Славгород Алтайского края", утвержденного решением Славгородского городского собрания депутатов от 21.04.2009 N 31, МУП "Благоустройство г.Славгорода" согласована аренда муниципального комплекса, закрепленного на праве хозяйственного ведения: сооружение (полигон для размещения твердых бытовых отходов) с кадастровым номером N 22:71:011802:11, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города.
Передача объекта аренды должником ООО "Благоустройство города Славгорода" оформлена актом приема-передачи от 19.09.2016 к договору аренды полигона для размещения твердых коммунальных отходов от 19.09.2016, в соответствии с которым ООО "Благоустройство города Славгорода" передан также сводный план сетей, инженерно-техническое обеспечение полигона; техническое состояние полигона удовлетворяло требованиям договора аренды, являлось пригодным для целевого использования в соответствии с договором аренды.
В период проведения процедуры конкурсного производства, конкурсным управляющим проведена инвентаризация имущества должника, по результатам которой в конкурсную массу должника включено сооружение коммунального хозяйства (полигон), 714 590 кв.м., стоимостью 150 000 руб., что подтверждается инвентаризационной описью основных средств (сооружения) от 28.02.2018 N 3.
29.07.2019 администрацией города Славгорода Алтайского края вынесено распоряжение N 383-р, которым установлено на основании статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения "Об учете муниципального имущества муниципального образования город Славгород Алтайского края и ведении Реестра объектов муниципальной собственности", утвержденного решением Славгородского городского Собрания депутатов от 18.09.2012 N 78, прекратить право хозяйственного ведения МУП "Благоустройство г.Славгорода" на полигон для размещения твердых бытовых отходов, 2008 г. ввод в эксплуатацию, кадастровый номер: 22:741:011802:11, общая площадь 704 492 кв.м, балансовой стоимостью 150 000 руб., и принять к учету в казну муниципального образования город Славгород Алтайского края указанное имущество, МУП "Благоустройство г.Славгорода" обеспечить подписание передаточных актов.
Распоряжением Администрации от 30.07.2019 N 391-р МУП "Водоканал г.Славгорода" на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество, составляющее казну муниципального образования, в том числе полигон для размещения твердых бытовых отходов, 2008 г ввод в эксплуатацию, кадастровый номер: 22:71:011802:11, общая площадь 704 492 кв.м., балансовой стоимостью 150 000 руб.
На основании акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 29.07.2019 N ИМ000062 Комитетом по имущественным отношениям администрации города Славгорода Алтайского края произведена передача МУП "Водоканал г.Славгорода" полигона для размещения твердых бытовых отходов, 2008 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 704 492 кв.м., кадастровый номер 22:71:011802:11, расположенного по адресу: Россия, Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, стоимостью 150 000 руб.
Государственная регистрация права хозяйственного ведения на сооружение коммунального хозяйства - полигон для размещения твердых бытовых отходов, 2008 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 704 492 кв.м, кадастровый номер: 22:71:011802:1, за МУП "Водоканал г.Славгорода" осуществлена 05.08.2019 за N 22:71:011802:11-22/024/2019-32 на основании акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 29.07.2019.
Полагая, что у Администрации отсутствовали законные основания для совершения сделки по изъятию из конкурсной массы должника полигона ТБО и его передаче в хозяйственное ведение МУП "Водоканал г.Славгорода", конкурсный управляющий обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из того, что требования в части признания недействительными сделок Администрации города Славгорода Алтайского края по изъятию у МУП "Благоустройство г. Славгорода" полигона ТБО, оформленной распоряжением Администрации N 383-р от 29.07.2019 и по передаче МУП "Водоканал г. Славгорода" полигона ТБО, оформленной распоряжением Администрации N 391-р от 30.07.2019 законны и обоснованы. Требование о признании незаконными действий Управления по совершению регистрационных действий в отношении полигона неправомерно.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве установлено, что сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
На основании пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" наличие в Законе о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок, предусмотренных статьями 61.2 и 61.3, само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении 9 которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статьи 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при рассмотрении требования, основанного на такой сделке.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со статьями 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
Из пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В обоснование заявления конкурсный управляющий ссылается на отсутствие у Администрации законных оснований для совершения сделки по изъятию из конкурсной массы должника полигона ТБО и его передачи в хозяйственное ведение МУП "Водоканал г.Славгорода", в связи с чем, распоряжение администрации города Славгорода от 29.07.2019 N 383-р вынесено неуполномоченным органом и является незаконным, что в свою очередь влечет ничтожность сделки по основаниям статьей 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Изъятие полигона ТБО в период конкурсного производства фактически уменьшило активы должника, что привело к нарушению прав конкурсных кредиторов должника ввиду утраты возможности получить удовлетворение своих требований за счет изъятого имущества.
Исходя из статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
В соответствии с пунктом 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
На основании статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Из статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Из материалов дела следует, что определением суда от 22.07.2019 (резолютивная часть объявлена 03.07.2019), вступившим в законную силу 06.08.2019, отказано в удовлетворении заявления МО города Славгорода Алтайского края в лице Администрации о признании незаконным отказа конкурсного управляющего МУП "Благоустройство г. Славгород" Бакланова А.Н. об исключении из конкурсной массы МУП "Благоустройство г. Славгород" объекта социального значения полигона твердо-коммунальных отходов по адресу: г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714590 кв.м., кадастровый N 22:71:011802:11, реестровый N 480050893, 13 и об обязании конкурсного управляющего МУП "Благоустройство г. Славгорода" Бакланова А.Н. исключить полигон твердо-коммунальных отходов по адресу: г. Славгород, юго-восточная часть города, площадью 714590 кв.м., кадастровый N 22:71:011802:11, реестровый N 480050893, из конкурсной массы МУП "Благоустройство г. Славгорода" и передать в казну муниципального образования города Славгород Алтайского края.
Указанным определением суда установлено, что полигон ТБО является объектом размещения отходов производства и потребления - специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов.
С учетом назначения и использования полигон является социально значимым объектом, при этом, пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрен специальный порядок продажи такого имущества.
Закон о банкротстве не предусматривает обязанность конкурсного управляющего безвозмездно и без дополнительных условий передать в собственность муниципального образования объекты коммунальной инфраструктуры без первоначального проведения им торгов в форме конкурса.
Абзацем 7 части 1 статьи 63 Закона о банкротстве установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия, в том числе не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, с даты введения в отношении должника процедуры конкурсного производства (27.11.2017) правомочия Администрации города Славгорода Алтайского края как собственника имущества должника прекращены.
Следовательно сделка по распоряжению Администрации от 29.07.2019 N 383-р об изъятии у должника полигона ТБО, совершенная в период конкурсного производства, в отношении имущества должника, включенного в конкурсную массу, совершена неуполномоченным лицом, у которого права собственника имущества унитарного предприятия прекращены.
При этом, согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами. При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
С учетом изложенного, сделки, нарушающие запрет, установленный абзацем восьмым пункта 1 статьи 63 Закона, и направленные на изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества, ничтожны.
Следовательно, совершенная распоряжением Администрации от 29.07.2019 N 383-р сделка по изъятию у должника полигона ТБО, ничтожна и привела к нарушению прав и законных интересов конкурсных кредиторов, лишенных возможности получить удовлетворение своих требований, включенных в реестр требований кредиторов должника, за счет реализации имущества должника, включенного в конкурсную массу должника, в виде полигона ТБО, рыночная стоимость которого определена отчетом об оценке центра независимой оценки "Партнер" от 23.05.2019 N 17-05 размере 20 020 000 руб.
Доводы Администрации о том, что на момент вынесения распоряжения N 383-р от 29.07.2019, полигон ТБО у должника во владении и пользовании не состоял, право хозяйственного ведения отсутствовало, так как должником был заключен договор аренды с ООО "Благоустройство", судом апелляционной инстанции отклоняется, так как основан на неверном толковании норм права, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора.
На основании статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что предприятие не вправе сдавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в аренду без согласия собственника.
Передача должником по договору аренды от 19.06.2016 ООО "Благоустройство города Славгорода" полигона для размещения твердых коммунальных отходов, принадлежащего должнику на праве хозяйственного ведения, согласована с собственником имущества муниципального унитарного предприятия "Благоустройство г.Славгорода", что подтверждается распоряжением администрации города Славгорода Алтайского края от 24.03.2016 N 125-р.
С учетом изложенного, передача должником ООО "Благоустройство города Славгорода" полигона во временное владение и пользование, не является основанием для прекращения права хозяйственного ведения.
Доводы Администрации о том, что в реальности полигон не существует, и исключен из реестра муниципальной собственности, судом апелляционной инстанции отклоняются, в отсутствии допустимых и достоверных доказательств, с учетом установленных обстоятельств дела.
По смыслу подпункта 7 пункта 4 статьи 8, пункта 1 статьи 23 и пункта 7 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для снятия с государственного кадастрового учета и одновременного внесения в публичный реестр записи о прекращении прав на здание, сооружение и иные объекты недвижимости в связи с их гибелью (уничтожением) является соответствующий акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером.
Акта установленной формы, предусмотренной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", в материалах дела не представлено.
Акт обследования от 27.11.2015, составленный начальником Степного отделения Сибирского филиала АО "РостехинвентаризацияФедеральное БТИ" по Алтайскому краю Пантелеевым А.С., не подтверждает прекращение существования спорного сооружения в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.
Акт проведения обследования на местности земельного участка, акт проверки обоснования выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU22310000-127/8 от 29.09.2008, распоряжению N 714-р от 03.12.2019, также не могут быть признаны допустимыми доказательствами, в силу положений статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом принимается во внимание, что исходя из решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 06.12.2018 N 443 тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Благоустройство города Славгорода" установлены с учетом объекта захоронения - полигон, расположенный по адресу: Алтайский край, г.Славгород, юго-восточная часть города, кадастровый номер 22:71:011802:11.
Отчетом об оценке центра независимой оценки "Партнер" от 23.05.2019 N 17-05, составленным по заказу конкурсного управляющего для определения рыночной стоимости имущества должника, включенного в конкурсную массу, установлено, что объектом оценки являлось сооружение коммунального хозяйства (полигон для размещения твердых бытовых отходов), расположенное на земельном участке с назначением и характером текущего использования: для размещения объекта коммунального хозяйства (полигон бытовых отходов) (земельные участки полигонов и бытовых отходов).
Представленными в материалы заявления сведениями из ЕГРПН подтверждается вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:71:011801:1 - для размещения объекта коммунального хозяйства (полигон бытовых отходов) (земельные участки полигонов и бытовых отходов), а также регистрация права собственности, права хозяйственного ведения и ограничения в виде аренды именно на полигон для размещения твердых коммунальных отходов, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Славгород, юго-восточная часть города, кадастровый номер 22:71:011802:11.
Доводы подателя жалобы о том, что у должника отсутствует право на обжалование действия Администрации, как собственника имущества по его закреплению за МУП "Водоканал", при этом восстановление права хозяйственного ведения за должником, без акта собственника неправомерно, судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 и пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом и не влечет никаких правовых последствий с момента ее совершения.
Следовательно, ничтожность первой сделки по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Благоустройство г. Славгорода" означает, что право хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости не перешло к МУП "Водоканал г. Славгорода" и оставалось за МУП "Благоустройство г. Славгорода".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на недействительность распоряжения администрации города Славгорода Алтайского края N 391-р от 30.07.2019 о передаче права хозяйственного ведения на полигон для размещения ТБО МУП "Водоканал г. Славгорода".
Пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Особенности применения последствий недействительности сделок, признанных таковыми в деле о банкротстве, определены статьей 61.6 Закона о банкротстве.
Поскольку полигон ТБО передан МУП "Водоканал г.Славгорода" по акту о приема-передачи здания (сооружения) от 29.07.2019 N ИМ000062, обязанность возвратить имущество в конкурсную массу должника возлагается на МУП "Водоканал г.Славгорода".
Доводы Администрации о том, что возложение последствий недействительности сделки на МУП "Водоканал" неправомерно, так как должник не являлся стороной сделки по передаче имущества МУП "Водоканал г. Славгорода", судом апелляционной инстанции отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
Ссылки подателя жалобы о том, что регистрация произведена по фиктивным (подложным) документам, судом апелляционной инстанции не принимается.
В материалы дела не представлено доказательств установления факта постановки на кадастровый учет полигона ТБО на основании фиктивных документов.
Рассмотрев требование конкурсного управляющего в части признания незаконными действий Управления в лице межмуниципального Славгородского отдела по совершению регистрационных действий в отношении полигона ТБО и их отмене, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, об отсутствии оснований для его рассмотрения, в рамках настоящего спора, так как требование подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражений в этой части сторонами не заявлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о признании недействительными распоряжения Администрации N 383-р от 29.07.2019 и N 391-р от 30.07.2019.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение 12.12.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2782/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Славгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.Н. Фролова |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2782/2017
Должник: МУП "Благоустройство г. Славгорода"
Кредитор: АК Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, АНО "Институт финансового оздоровления", АО "Алтайкрайэнерго", АО "Группа компаний Альянс", АО "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами", Глеба Виктор Михайлович, ЗАО "Славгородское городское топливоснабжающее предприятие", МИФНС России N 9 по Алтайскому краю., МУП "Водоканал г.Славгорода", ООО "АлтайтеплосервисСлавгород", ООО "Благоустройство г. Славгорода", ООО "Лесное", ООО Охранное бюро "Сокол плюс", Судебноэкспертное Сибирского федерального округа Независимая аналитическая лаборатория, Управление по земельным и имущественным отношениям администрации г.Славгорода, ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому ФО", ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" Управление по Сибирскому ФО, Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" в г.Славгороде и Яровом, Славгородском и Бурлинском р-нах
Третье лицо: Администрация города Славгорода Алтайского края, Ассоциация арбитражных управляющих СРО "Центральное агентство арбитражных управляющих", Бакланов Андрей Николаевич, МУП "Славгородский экспресс", ПАО "Ростелеком", ПАО "Сбербанк России" Алтайское отделение N 8644, Управление Росреестра по АК, Управление Росреестра по АК Межмуниципальный Славгородский отдел, УФНС России по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13323/19
20.04.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2743/20
02.02.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13323/19
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2743/20
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2743/20
28.05.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13323/19
19.03.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13323/19
16.01.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-13323/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2782/17
22.08.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2782/17
30.03.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2782/17
04.12.2017 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2782/17
09.08.2017 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2782/17
16.05.2017 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2782/17