Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2020 г. N Ф07-9594/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А05-13657/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" представителя Лукашевич Е.С. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференций информационного сервиса "Картотека арбитражных дел" апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2020 года по делу N А05-13657/2019,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" (адрес: 163069, город Архангельск, улица Поморская, дом 49, помещения 16, 18; ИНН 2901169743, ОГРН 1072901013635; далее - Общество) с иском о возложении на ответчика обязанности организовать место (площадку) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для дома N 23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 14.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лойшин Геннадий Степанович.
Решением суда от 06.02.2020 иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частей 1-3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Общество приняло все меры по организации места (площадки) для сбора и накопления ТКО для вышеуказанного дома, это подтверждается повесткой дня общего собрания данного дома и протоколом от 26.10.2018 N 4. Использование муниципальных земельных участков и установление сервитута без предоставления муниципальных земельных участков невозможно, так как места (площадки) для размещения ТКО отсутствуют в перечне постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просил ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнении к ней, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, мэрия города Архангельска, действующая от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Город Архангельск", (заказчик) и Общество (управляющая компания) заключили договор управления многоквартирным домом от 01.07.2008
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 договора управляющая компания по заданию заказчика в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Розы Люксембург, дом 23, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме, производить начисления и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
В силу пунктов 3.1, 3.4 договора в перечень услуг и работ по содержанию, ремонту общего имущества и коммунальных услуг, входит сбор и вывоз бытовых отходов. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома, установленный настоящим договором не является исчерпывающим и может быть изменен сторонами в связи с изменением действующего законодательства, необходимостью проведения работ или оказания услуг в количестве или объеме, большем, чем установлено настоящим договором.
Как следует из искового заявления, на сайт Администрации 02.09.2019 поступило обращение жителя дома N 23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске по вопросу оборудования контейнерной площадки.
По мнению истца, в силу статьей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 8 Закона N 89-ФЗ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), Правил благоустройства города Архангельска, утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), СанПиН 42-128-4690-88, СанПин 2.1.2.2645-10, предусмотрена обязанность управляющей организации устанавливать на обслуживаемой территории места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Администрация 11.09.2019 просила Общество организовать место (площадку) для накопления ТКО.
Общество 17.09.2019 отказало Администрации организовать место (площадку) для накопления ТКО.
Полагая, что оснований для такого отказа у ответчика не имелось, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2).
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 статьи 30 ЖК РФ).
Согласно статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
Как правильно указал суд первой инстанции, Администрация в силу частей 1, 2 статьи 4 АПК РФ как собственник жилого помещения в доме N 23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске, а также как заказчик по договору управления вправе требовать от управляющей компании исполнения обязанностей по договору управления.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В Перечень N 290 включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 26 (1)).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил Правила N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в не канализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
Согласно СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-8, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 2.1.3). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (пункт 2.2.1). Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (пункт 2.2.9). Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом (пункт 2.2.10). Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов (пункт 6.3).
СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, установлено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (пункт 8.2.4). Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. (пункт 8.2.5).
Как правомерно указал суд первой инстанции, действующим законодательством на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а согласно пункту 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В данном случае, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на Обществе в силу действующего законодательства, что исключает наличие такой обязанности у Администрации.
Пунктом 4 Главы II Правил N 1039 предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением Администрации от 20.09.2018 N 1126 утвержден Порядок определения мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок N 1126), который устанавливает процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.1 Порядка N 1126 физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту нахождения контейнерной площадки заявку по форме, утвержденной нормативно-правовым актом Администрации муниципального образования "Город Архангельск"; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в случае организации места накопления твердых коммунальных отходов у многоквартирного дома) по вопросу определения нового места размещения или переноса места сбора и накопления ТКО - для многоквартирных домов (если место сбора и накопления ТКО предназначено для нескольких домов, то протоколы общих собраний всех домов).
Заявки рассматриваются в течение 10 дней. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов администрация территориального округа согласовывает указанное в заявке место с Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, направляя соответствующий запрос.
В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения администрацией территориального округа направляется соответствующее уведомление (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.3 Порядка N 1126 определения в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест сбора и накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией.
Из материалов дела видно, что в судебном заседании первой инстанции Лойшин Г.С. пояснил, что, поскольку земельный участок многоквартирного жилого дома N 23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске не позволяет разметить контейнерную площадку согласно санитарным нормам, собственники дома приняли решение не размещать контейнерную площадку на территории земельного участка, кадастровый номер 29:22:050508:697, многоквартирного дома N 23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.10.2018 N 4).
Из материалов дела видно, что в ходе комиссионного осмотра специалистом администрации Ломоносовского территориального округа совместно с представителями Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, ТСЖ "Ломоносова 64", ООО "УК Ломоносовский", ООО "УК Воскресенский Район", ООО "УК Садовый Район" 29.08.2018 определены и согласованы места размещения контейнерных площадок для жилых домов N 46 по Новгородскому проспекту, N 23 по улице Р. Люксембург, N 21 по улице Р. Люксембург, N 26 по улице Выучейского. При этом, для жилых домов N 46 по пр. Новгородский, N 23 по улице Р.Люксембург, N 21 по улице Р.Люксембург, место размещения контейнерной площадки согласовано при условии оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. При невыполнении данного условия согласование считается недействительным (письмо Администрации от 03.09.2018 N 31-37/3033).
В суде первой инстанции представитель Администрации пояснил, что в настоящее время место (площадка) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов для дома N 23 по улице Розы Люксембург в городе Архангельске не согласовано.
Поскольку доказательств того, что Обществом приняты меры для согласования размещения спорной площадки в соответствии с указанным Порядком, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иск.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2020 года по делу N А05-13657/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломоносовский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13657/2019
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Ломоносовский"
Третье лицо: Лойшин Геннадий Степанович
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9594/20
23.09.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2737/20
28.05.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2737/20
06.02.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13657/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13657/19