город Омск |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А46-17211/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-18257/2019) Управления делами Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46-17211/2019 (судья Чулков Ю.П.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ермилова Михаила Владимировича (ИНН 550401052805, ОГРНИП 304550112700038) к Управлению делами Администрации города Омска (ИНН 5503028481, ОГРН 1025500737492) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - брандмауэрного панно на фасаде здания, расположенного по адресу г. Омск, ул. Путилова, 3В, изложенного в письме от 26.06.2019 N Исх-АГ/26-3144,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ермилов Михаил Владимирович (далее - ИП Ермилов М.В., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению делами Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - брандмауэрного панно на фасаде здания, расположенного по адресу г. Омск, ул. Путилова, 3В, выраженного в письме от 26.06.2019 N Исх-АГ/26-3144.
В качестве способа восстановления права ИП Ермилов М.В. просил обязать Управление выдать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - брандмауэрного панно на фасаде здания, расположенного по адресу г. Омск, ул. Путилова, 3В.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46-17211/2019 заявление удовлетворено. Суд признал незаконным изложенный в письме от 26.06.2019 N Исх-АГ/26-3144 отказ Управления делами Администрации города Омска в выдаче ИП Ермилову М.В. разрешения на установку рекламной конструкции - брандмауэрного панно на фасаде здания, расположенного по адресу г. Омск, 5 по ул. Путилова, 3В и обязал заинтересованное лицо в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда выдать указанное разрешение.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Управления в пользу предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что отказ в установке рекламной конструкции верно мотивирован им тем, что действующее на территории города Омска законодательство запрещает устанавливать рекламу на зданиях, строения и сооружениях, закрывающую архитектурные детали фасадов зданий, строений и сооружений.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку оспариваемый ненормативный акт не обосновывает, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик фасада и сложившейся застройки городского округа".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии данных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
25.05.2019 заявитель обратился в Администрацию города Омска с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - брандмауэрного панно в Кировском административном округе города Омска на здании по ул. Путилова, д. 3В.
По результатам рассмотрения заявления на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Управлением предпринимателю отказано в выдаче такого разрешения со ссылкой на пункт 15 части 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
О принятом решении предпринимателю сообщено письмом N Исх-АГ/26-3144 от 26.06.2019.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением.
03.12.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Владелец рекламной конструкции наделен правом обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, при условии предоставления документов, перечисленных в части 11 статьи 19 Закона о рекламе, в том числе - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, названным в данной норме права.
Так, в частности, в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции может быть отказано в случае, если она влечет нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 4).
На территории города Омска принято Решение Омского городского Совета от 25.06.2014 N 253 "О правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Омске, размещения рекламы на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности города Омска" утверждены (далее - Решение N 253).
В силу статьи 2 данного Решения N 253 внешний архитектурный облик сложившейся застройки города Омска - пространственно-композиционное решение территории города Омска, обеспечивающее целостность восприятия фрагментов застройки, при котором взаимоувязка объектов капитального строительства, всех элементов застройки, элементов благоустройства, рекламных конструкций, знаково-информационных систем и окружающей среды осуществлена с учетом воплощенных архитектурных решений, соразмерности пропорций, цвета, пластики, метрических и ритмических закономерностей и направлена на создание эстетичной, комфортной городской среды.
Согласно статье 5 Решения N 253 на территории города Омска допустимы к установке следующие типы и виды рекламных конструкций, размещаемых на зданиях, строениях и сооружениях: крышные рекламные конструкции; медиа-фасад; фасадные рекламные конструкции; брандмауэрные панно; панель-кронштейн; переход.
При этом, брандмауэрные панно - это тип рекламных конструкций, размещаемых на поверхности стен зданий, строений и сооружений, за исключением некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектов.
Рекламные конструкции типа "брандмауэрное панно" выполняются по индивидуальному проекту и состоят из присоединяемого к стене здания, строения и сооружения, за исключением некапитального нестационарного сооружения, нестационарного торгового объекта, информационного поля, изготовленного из гибкого, эластичного материала. Количество информационных полей рекламной конструкции типа "брандмауэрное панно" - не более одного. Размеры информационного поля определяются исходя из индивидуального проекта рекламной конструкции.
Требования к рекламным конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Омска предусмотрены статьей 8 Решения N 253.
Так, в силу пункта 1 статьи 8 Решения N 253 рекламные конструкции и места их размещения должны соответствовать положениям Закона о рекламе и следующим требованиям:
1) рекламные конструкции должны соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Омска, градостроительных норм и правил, требований безопасности;
2) рекламные конструкции должны иметь маркировку (информационную табличку) с указанием владельца рекламной конструкции, номера его телефона и инвентарного номера рекламной конструкции. Инвентарный номер рекламной конструкции присваивается уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска;
3) рекламные конструкции не должны создавать препятствия по очистке кровель от снега и льда при размещении на зданиях, строениях и сооружениях, включая некапитальные нестационарные сооружения, нестационарные торговые объекты;
4) рекламные конструкции не должны иметь сходства (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;
5) рекламные конструкции, оборудованные системами наружного или внутреннего подсвета, должны иметь систему аварийного отключения от сети электропитания;
6) отдельно стоящие рекламные конструкции должны иметь заглубленный ниже уровня грунта фундамент. В случаях, когда отсутствует техническая возможность заглубления фундамента, допускается его размещение без заглубления, при условии декоративного оформления;
7) рекламные конструкции не должны создавать препятствия для движения пешеходов и уборки улиц механизированным способом;
8) рекламные конструкции должны обеспечивать неделимость рекламной конструкции в пределах информационного поля при размещении рекламных конструкций на зданиях, строениях и сооружениях, включая некапитальные нестационарные сооружения, нестационарные торговые объекты (если это не предусмотрено разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции);
9) рекламные конструкции должны соответствовать утвержденным схемам размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности города Омска.
В целях обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Омска допускается размещение следующих типов рекламных конструкций на зданиях, строениях и сооружениях, за исключением некапитальных нестационарных сооружений, нестационарных торговых объектах: фасадные рекламные конструкции; медиа-фасады; крышные рекламные конструкции; панели-кронштейны; брандмауэрные панно (пункт 2 статьи 8 Решения N 253).
В силу пункта 5 статьи 8 решения N 253 установка рекламной конструкции типа "брандмауэрное панно" на многоквартирных или индивидуальных жилых домах осуществляется только на поверхности глухих стен здания, не имеющих оконных проемов.
При установке рекламных конструкций типов "брандмауэрное панно", "медиа-фасад" не допускается перекрытие архитектурных элементов здания (колонн, пилястр, орнаментов и лепнин, эркеров и т.п.).
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 решения N 253 на территории города Омска запрещается:
1) установка и эксплуатация рекламных конструкций на деревьях и кустарниках, дорожных, пешеходных и перильных ограждениях, на ограждениях территорий парков, скверов, зданий, строений, строительных площадок и иных ограждениях;
2) установка и эксплуатация штендеров - нестационарных щитовых конструкций, устанавливаемых на земельном участке без использования фундамента, имеющих одну или две внешние поверхности, специально предназначенные для размещения рекламы;
3) установка и эксплуатация рекламных конструкций на опорах линий освещения, контактной сети и линий электропередач на улицах и автомобильных дорогах, указанных в приложении к настоящему Решению;
4) размещение рекламы в виде надписей, рисунков, нанесенных на поверхности зданий, строений и сооружений, включая некапитальные нестационарные сооружения, автомобильных дорог, улиц, тротуаров;
5) установка и эксплуатация рекламных конструкций на зданиях, строениях и сооружениях, закрывающих архитектурные детали фасадов зданий, строений и сооружений, в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах и лепнине, эркерах;
6) установка и эксплуатация рекламных конструкций, размещение рекламы на балконах, лоджиях, в оконных проемах зданий, строений и сооружений;
7) установка и эксплуатация перетяжек - тросовых подвесных рекламных конструкций, закрепляемых между отдельно стоящими опорами, зданиями, строениями и сооружениями, информационное поле которых имеет мягкую основу;
8) размещение афиш и плакатов, выполненных на бумажной основе или на баннерной ткани, о продаже товаров, об услугах, о мероприятиях (в том числе спортивных соревнованиях, концертах, кино, конкурсах, фестивалях и т.п.) на зданиях, строениях и сооружениях, на опорах линий наружного освещения, контактной сети, линий электропередач и на остановочных навесах, за исключением специально оборудованных мест на данных объектах;
9) размещение рекламы на знаках информирования об объектах притяжения (знаки, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах городской инфраструктуры).
Как видно из текста оспариваемого решения, согласно прилагаемому проекту разрешения на установку рекламной конструкции, поступившему на утверждение в Управление, предполагаемое к размещению брандмауэрное панно крепится на торцевую часть фасада многоквартирного жилого дома, частично перекрывая мозаичную композицию, расположенную на всю торцовую часть фасада, что расценено как нарушение пункта 15 части 4 статьи 19 Закона о рекламе и пункта 5 статьи 9 Решения N 253.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции исходил из буквального содержания пункта 5 статьи 9 Решения N 253, устанавливающего запрет на установку рекламных конструкций на зданиях, строениях и сооружениях, если конструкция закрывает архитектурные детали фасадов зданий, строений и сооружений, в том числе установку на колоннах, пилястрах, орнаментах и лепнине, эркерах.
Суд апелляционной инстанции считает, что Закон о рекламе, имеющий большую юридическую силу, прямо запрещает в пункте 15 части 4 статьи 19 установку рекламной конструкции в случае, если она влечет нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
При этом, само понятие внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Омска - как пространственно-композиционное решение территории города Омска, обеспечивающее целостность восприятия фрагментов застройки, при котором взаимоувязка объектов капитального строительства, всех элементов застройки, элементов благоустройства, рекламных конструкций, знаково-информационных систем и окружающей среды осуществлена с учетом воплощенных архитектурных решений, соразмерности пропорций, цвета, пластики, метрических и ритмических закономерностей и направлена на создание эстетичной, комфортной городской среды не может не предполагать приоритет любых архитектурных элементов здания над устанавливаемыми рекламными конструкциями.
Подобное толкование норм права следует и из содержания пункта 5 статьи 8 Решения N 253, устанавливающего требования к размещению брандмауэрных панно, и не допускающих перекрытие им архитектурных элементов здания, перечень которых не является исчерпывающим.
Не является исчерпывающим и перечисление архитектурных форм в самом пункте 5 статьи 9 Решения N 253, поскольку указание на колонны, пилястры, орнамент, лепнину и эркеры используется с такой конструкцией построения фразы как "в том числе", что предполагает перечисление частного, входящего в более широкое понятие общего.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает соответствующим действующим нормам права и фактическим обстоятельствам отказ Управления в установке рекламной конструкции на торце многоквартирного дома, имеющего такой архитектурный элемент как мозаичную композицию.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив в полном объеме заявленные требования, суд первой инстанции принял решение, не соответствующее требованиям законодательства и обстоятельствам дела, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос о распределении в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривается, так как Управление было освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления делами Администрации города Омска удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2019 по делу N А46-17211/2019 - отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ермилова Михаила Владимировича о признании недействительным отказа Управления делами Администрации города Омска в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - брандмауэрного панно на фасаде здания, расположенного по адресу г. Омск, ул. Путилова, 3В, изложенного в письме от 26.06.2019 N Исх-АГ/26-3144, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17211/2019
Истец: ИП ЕРМИЛОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА