Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф06-64141/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А55-24431/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2020 по делу N А55-24431/2019 (судья Некрасова Е.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Транс-Альфа" (ИНН 3525003462, ОГРН 1023500870580), г.Вологда, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация городского округа Новокуйбышевск, Департамент по закупкам администрации городского округа Новокуйбышевск, Новокуйбышевское муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие (ИНН 6330026858, ОГРН 1046301414433), об оспаривании решения,
с участием в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Муравьевой О.П. (доверенность от 30.04.2020),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транс-Альфа" (далее - АО "Транс-Альфа", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, антимонопольный орган) от 22.07.2019 N 8559/4.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: администрация городского округа Новокуйбышевск, Департамент по закупкам администрации городского округа Новокуйбышевск, Новокуйбышевское муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2020 по делу N А55-24431/2019 заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным решение Самарского УФАС России о возвращении жалобы акционерного общества "Стройтранс", выраженное в письме от 22.07.2019 N 8559/4 и обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Антимонопольный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению антимонопольного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя антимонопольного органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.07.2019 на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0142300013119000292 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) низкопольных троллейбусов. Уполномоченный орган - Департамент по закупкам администрации городского округа Новокуйбышевск, заказчик - Новокуйбышевское муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие, начальная (максимальная) цена контракта - 253185540 руб. 60 коп.
АО "Стройтранс" (сейчас - АО "Транс-Альфа") обратилось в антимонопольный орган с жалобой на положения аукционной документации указанного электронного аукциона.
Антимонопольный орган принял решение, оформленное письмом от 22.07.2019 N 8559/4, о возвращении указанной жалобы заявителю на основании п.3 ч.11 ст.105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, АО "Транс-Альфа" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
Суд первой инстанции установил, что 17.07.2019 АО "Стройтранс" направило в антимонопольный орган жалобу на положения аукционной документации электронного аукциона (извещение N 0142300013119000292), которая поступила в антимонопольный орган 17.07.2019 в 16 час. 01 мин.
Антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе указал, что дата и время окончания подачи заявок в электронном аукционе - 18.07.2019 08 час. 00 мин., следовательно, жалоба может быть подана заинтересованным лицом не позднее 08 час. 00 мин. 18.07.2019.
Согласно графику приема входящей корреспонденции, утвержденному приказом Самарского УФАС России от 24.12.2013 N 455, прием документов антимонопольным органом осуществляется с понедельника по четверг с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.; в пятницу с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин.
Жалоба АО "Стройтранс" подана на официальную почту Самарского УФАС России 17.07.2019 в 18 час. 12 мин., зарегистрирована антимонопольным органом 18.07.2019 в 09 час. 00 мин., то есть по истечении срока на подачу таких жалоб, и, соответственно, подлежала возвращению.
Данные доводы антимонопольного органа, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
В соответствии с ч.1 ст.105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу ч.4 ст.105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанного срока обжалование осуществляется только в судебном порядке.
Согласно п.3 ч.11 ст.105 Закона N 44-ФЗ в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного ст.105 Закона N 44-ФЗ, она возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения.
Исходя из ст.2 Закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 данного закона.
При разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В соответствии со ст.194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Суд первой инстанции установил, что в конкурсной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18.07.2019 08 час. 00 мин.
Как уже отмечено, АО "Стройтранс" направило жалобу по электронной почте 17.07.2019 и эта жалоба поступила в антимонопольный орган 17.07.2019 в 16 час. 01 мин., то есть в пределах установленного ч.4 ст.105 Закона N 44-ФЗ срока.
Довод апелляционной жалобы о том, что жалоба общества поступила за пределами срока, установленного приказом Самарского УФАС России от 24.12.2013 N 455 "Об утверждении графика приема входящей корреспонденции", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указание в данном приказе на то, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе, не свидетельствует об установлении иного порядка определения сроков обращения с жалобой, отличного от порядка, установленного в Законе N 44-ФЗ.
График приема документов, порядок регистрации антимонопольным органом направленной обществом в срок жалобы, не может изменять и ограничивать установленный законом порядок и срок подачи жалобы.
Согласно письму ФАС России от 29.12.2015 N ИА/76070/15 норма о дате поступления жалобы в Регламенте имеет своей целью определение момента начала течения срока исключительно для целей рассмотрения жалобы по существу. Понятия "дата подачи жалобы" и "дата поступления жалобы в контролирующий орган" не идентичны, в связи с чем в случае, если жалоба подана в орган связи до окончания срока обжалования, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования АО "Транс-Альфа".
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А55-19828/2019, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2018 N Ф03-1141/2018 по делу N А59-3753/2017).
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2020 года по делу N А55-24431/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24431/2019
Истец: АО "Транс-Альфа", ОАО "Транс-Альфа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Новокуйбышевск, Департамент по закупкам администрации городского округа Новокуйбышевска, НМУ ПТП
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64141/20
28.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5481/20
25.02.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24431/19
30.07.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-24431/19