г. Тула |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А23-7486/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., в отсутствие заявителя - государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор", ответчика - министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, третьего лица - прокуратуры Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.01.2020 по делу N А23-7486/2019 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (г. Калуга, ОГРН 1054003509185, ИНН 4029032147) (далее - ГП "КРЭО", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065) (далее - министерство, административный орган, ответчик) от 12.09.2019 N 249 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена прокуратура Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Калуга, ОГРН 1024001182193, ИНН 4027020160) (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.01.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован тем, что административным органом доказано наличие состава вменяемого предприятию административного правонарушения; процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
В апелляционной жалобе ГП "КРЭО" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу министерство и прокуратура просят решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в связи с коллективным обращением жителей Боровского района о нарушениях природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и на основании решения от 08.08.2019 N 34 прокуратурой с привлечением специалистов контролирующих органов проведена проверка соблюдения указанного законодательства в отношении предприятия при эксплуатации полигона ТБО в д. Тимашово Боровского района.
По результатам данной проверки прокурором в отношении общества с участием его представителя (Тетериной К.П. по доверенности) 27.08.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ, согласно которому Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Калужской области с 14.08.2019 по 12.09.2019 организовано проведение проверки соблюдения ГП "КРЭО" природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТКО, расположенного в д. Тимашово Боровского района Калужской области.
Прокуратурой с привлечением специалистов управления Росприроднадзора по Калужской области, управления Россельхознадзора по Калужской области, управления Роспотребнадзора по Калужской области, министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области 14.08.2019 осуществлен выезд к месту осуществления деятельности ГП "КРЭО" по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Тимашово, земельный участок с кадастровым номером 40:03:032603:9, общей площадью 151 738 кв. м, полигон ТКО.
Установлено, что полигон ТКО, расположенный на вышеуказанном земельном участке, приказом министерства экономического развития Калужской области N 360-п от 29.03.2018 на праве хозяйственного ведения закреплен за ГП "КРЭО".
В соответствии с договором аренды N 47, заключенным между администрацией МР "Боровский район" и ГП "КРЭО" 10.04.2018, земельный участок с кадастровым номером 40:03:032603:9, общей площадью 151 738 кв. м, распложенный по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Тимашово, для размещения полигона по обезвреживанию твердых бытовых отходов предоставлен в аренду предприятию сроком на 49 лет.
Деятельность на вышеуказанном объекте размещения отходов ГП "КРЭО" осуществляет в соответствии с лицензией серии 040 N 00104 П на осуществление деятельности по транспортированию отходов III-IV классов опасности, сбору и обработке отходов IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности, выданной управлением Росприроднадзора по Калужской области 31.08.2018.
В ходе обследования прокуратурой 14.08.2019 прилегающей к объекту размещения отходов территории установлен факт сброса сточных вод с территории полигона на лесной участок, находящийся в границах земельного участка 40:03:058426:2.
Также при проведении государственным лесным инспектором ГКУ КО "Боровское лесничество" Гришаковым С.А. 19.08.2019 патрулирования лесных участков также установлен факт сброса сточных вод с территории полигона на лесной участок в квартале 85 выделе 18 Боровского участкового лесничества ГКУ КО "Боровское лесничество", часть участка с кадастровым номером 40:03:058426:2 площадью 0,6 га.
Кроме того, при проведении государственным лесным инспектором ГКУ КО "Боровское лесничество" Гришаковым С.А. 19.08.2019 патрулирования лесных участков установлено, что лесной участок в квартале 85 выделах 1, 3, 11, 16 Боровского участкового лесничества ГКУ КО "Боровское лесничество" участок с кадастровым номером 40:03:058426:6, ранее предоставленный в аренду МП "Полигон" в целях строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (канавы дренажной) и заготовки древесины на основании договора аренды от 14.04.2017 N 21 и возвращенного на основании соглашения о расторжении договора аренды лесного участка от 28.05.2018, используется полигоном ГП "КРЭО" в д. Тимашово без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов (используемая площадь 0,808 га.).
Таким образом, проведенной проверкой установлено, что ГП "КРЭО" допускается самовольное занятие лесных участков, а именно: квартал 85 выдел 18 Боровского участкового лесничества ГКУ КО "Боровское лесничество", часть участка с кадастровым номером 40:03:058426:2, площадью 0,6 га; квартал 85 выдел 1, 3, 11, 16 Боровского участкового лесничества ГКУ КО "Боровское лесничество" участок с кадастровым номером 40:03:058426:6, площадью 0,808 га.
В связи с тем, что и.о. директора ГП "КРЭО" Давлетшин В.М. не явился на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, однако был надлежащим образом уведомлен, принято решение о возбуждении производства об административном правонарушении в его отсутствие, в присутствии представителя ГП "КРЭО" по доверенности от 20.05.2019 Тетериной Кристины Петровны.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора 12.09.2019 вынес постановление N 249 о привлечении министерства к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, государственное предприятие Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суд первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования судебная коллегия считает правильным исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объектом правонарушения является охрана лесных участков.
Объективная сторона данной статьи выступает в форме активных действий, направленных на фактическое завладение лесным участком либо действия, направленные на нарушение установленных правил использования лесных участков (например, неразрешенное проведение работ по корчеванию, строительству, обустройству складов и т.п.).
Согласно статье 3 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой деятельности; допустимости воздействия на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу частей 1, 2 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) указано, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на таких принципах как: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В части 1 статьи 9 ЛК РФ указано, что право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Судом установлено и следует из материалов дела, что полигон предприятия расположен на земельном участке с кадастровым номером 40:03:032603:9; прокуратурой 14.08.2019, а государственным лесным инспектором ГКУ КО "Боровское лесничество" 19.08.2019 установлены факты сброса сточных вод с территории полигона на лесной участок, находящийся в границах земельного участка 40:03:058426:2; государственным лесным инспектором ГКУ КО "Боровское лесничество" 19.08.2019 также установлено, что лесной участок в квартале 85 выделах 1, 3, 11, 16 Боровского участкового лесничества ГКУ КО "Боровское лесничество" с кадастровым номером 40:03:058426:6, ранее предоставленный в аренду МП "Полигон" в целях строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (канавы дренажной) и заготовки древесины на основании договора аренды от 14.04.2017 N 21, однако возвращенный на основании соглашения о расторжении договора аренды лесного участка от 28.05.2018, используется предприятием без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов (используемая площадь 0,808 га.)
Из справки об участии в качестве специалиста государственного инспектора управления Росприроднадзора по Калужской области от 12.09.2019 следует, что при осмотре территории полигона 14.08.2019 установлено, что в юго-западной части территории полигона поверхностные сточные (ливневые) воды в смеси с фильтратом (раствором, формирующимся в результате проникновения атмосферных осадков в толщу ТБО, вымывающим растворимые компоненты отходов и представляющим собой темную жидкость с неприятным запахом) через промоину в обваловке поступают (сбрасываются) в лесной массив по траншее и далее по руслу оврага.
При проведении проверки 10.09.2019 установлено, что предприятием проведены работы по недопущению сброса сточных вод с территории полигона в лесной массив - проведены работы по их перехвату путем подготовки траншеи на территории полигона, устройства дренажного колодца с последующей откачкой сточных вод из него.
Вместе с тем при осмотре прилегающей к полигону территории установлено, что в юго-западной части полигона от забора территории полигона отходит траншея, по которой далее по руслу оврага течет темная жидкость с неприятным запахом.
Данной справкой, фотоматериалами к ней, рапортом от 05.09.2019, постановлениями от 27.08.2019 и от 12.09.2019 подтверждается, что стоки с участка, занимаемого полигоном предприятия, сбрасываются за пределы данной территории, на соседние участки, что и образует факт их неправомерного использования (занятия).
Довод заявителя, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что непреднамеренный сброс вод на соседние участки не является их использованием, так как не перечислен в статье 25 ЛК РФ, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в нарушение статей 9, 71 ЛК РФ занятие предприятием лесных участков - в данном случае, сбрасываемыми с полигона водами - является использованием этих лесных участков для иных целей, а потому образует событие вмененного правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом патрулирования от 19.08.2019 государственного лесного инспектора ГКУ КО "Боровское лесничество" Гришакова С.А., справкой от 20.08.2019 главного специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Емельченкова А.А. и начальника отдела геологического и водного контроля министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Чекменевой Т.И., что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о том, что каких-либо доказательств использования предприятием лесных участков не представлено, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку проектом "Рекультивации Обнинского полигона твердых бытовых отходов с выполнением природоохранных мероприятий", получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданной управлением Росприроднадзора по Калужской области 02.09.2011 N 3, предусмотрено строительство участка для новых мощностей захоронения - 2 очередь, который проектируется из трех секций захоронения отходов, представляющих собой котлованы, разделенные дамбами, а также строительство системы сбора фильтрата с приемными колодцами для сбора фильтрата в каждой из трех секций, с последующей откачкой и транспортировкой на очистные сооружения.
Однако, при проведении проверки 14.08.2019 вышеуказанные приемные колодцы не обозначены, установлено, что фильтрат накапливается в нагорной канаве, проложенной по периметру полигона, предназначенной для сбора сточных вод, который в последующем с помощью насосов закачивается на тело полигона, для орошения отходов на участке захоронения.
Вышеуказанное подтверждается объяснениями представителя ГП "КРЭО" по доверенности от 20.05.2019 Тетериной К.П., данных 27.08.2019 в прокуратуре, и имеющихся в материалах дела, которая по вопросу отведения фильтрата пояснила, что по периметру тела проложена дренажная канава, которая регулярно (по мере заполнения) очищается силами ГП "КРЭО".
Фильтрат равномерно закачивается на тело полигона с целью предотвращения возгораний и ускорения процессов разложения органической составляющей.
По вопросу сброса сточных вод с территории полигона Тетерина К.П. также пояснила, что для уточнения данного вопроса необходимо проведение внутреннего служебного расследования в ГП "КРЭО", по результатам которого, в случае установления факта сброса стоков в территории полигона предприятием будут приняты незамедлительные меры по ликвидации загрязнения.
Однако, проведенной проверкой установлено, что в период 2016 - первое полугодие 2018 года муниципальным предприятием "Водоканал" оказывались услуги МП "Полигон", ранее эксплуатирующему вышеуказанный полигон, по отпуску воды и приему производственных сточных вод, в том числе фильтрата.
После передачи полигона в хозяйственное ведение ГП "КРЭО" каких-либо обращений по вопросу заключения договоров по приему сточных вод, в том числе фильтрата, а также оказанию услуг по холодному водоснабжению в МП "Водоканал" от предприятия не поступало.
В начале 2019 года МП "Водоканал" в ГП "КРЭО" направлены проекты вышеуказанных договоров.
Однако, договор на оказание услуг по приемке сточных вод в адрес МП "Водоканал" не возвращен, в связи с чем данные услуги ГП "КРЭО" не оказываются.
Вышеуказанное подтверждается объяснениями представителя МП "Водоканал" по доверенности от 16.07.2019 Русановой Н.Б. от 24.09.2019, имеющихся в материалах дела.
Таким образом, при проведении 14.08.2019 проверки установлено, что в результате нарушения ГП "КРЭО" требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 2 статьи 2, пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, а также нарушения требований проекта "Рекультивация Обнинского полигона твердых бытовых отходов с выполнением природоохранных мероприятий", получившем положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданной управлением Росприроднадзора по Калужской области 02.09.2011 N 3, при эксплуатации полигона, допущен сброс с указанной территории загрязненных сточных вод.
По результатам лабораторных исследований отобранных проб сточных вод от 20.08.2019, концентрация загрязняющих веществ в сточной воде многократно превышает предельно-допустимые концентрации для водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования по: БПК5; сухому остатку (минерализации); хлоридам; аммиаку и аммонию; АПАВ; фосфатам.
По результатам лабораторных исследований отобранных проб почвы от 27.08.2019, установлены превышения предельно-допустимых концентраций и фоновых концентраций загрязняющих веществ по нитратам, нитритам, хлоридам, нефтепродуктам.
Согласно результатам химического анализа сточных вод, отобранных при проведении проверки 14.08.2019, состав сточных вод схож с составом фильтрата полигона, указанном в проектной документации "Рекультивация Обнинского полигона твердых бытовых отходов с выполнением природоохранных мероприятий".
Таким образом, проведенной проверкой установлен факт нарушения ГП "КРЭО" части 1 статьи 9, частей 2, 4 статьи 12, статьи 25, частей 1, 3, 4 статьи 71 ЛК РФ, согласно которым использование лесов в Российской Федерации возможно только на основании договора и в соответствии с ним, а также факт нарушения предприятием статьи 60.12 ЛК РФ, устанавливающих запрет на захламление лесов и иное негативное воздействие на территорию лесного фонда.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.9 Кодекса.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
О времени и месте совершения процессуальных действий заявитель был своевременно уведомлен.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Наказание назначено в пределах санкции статьи 7.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В рассматриваемой случае доказательств, свидетельствующих об исключительности обстоятельств совершения обществом вменяемого административного правонарушения, позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", материалы дела не содержат.
Частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие в деле доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих об особом статусе лица, исключительном характере правонарушения и обстоятельствах его сопровождающих, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, судебная коллегия полагает, что назначение обществу в данном случае наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.01.2020 по делу N А23-7486/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7486/2019
Истец: государственное предприятие Калужской области "Калужский региональный экологический оператор"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области
Третье лицо: Калужская межрайонная природоохранная прокуратура, Прокуратура Калужской области, Прокуратура Калужской области в лице Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры