город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2020 г. |
дело N А32-57706/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
при участии:
от акционерного общества "НЭСК-электросети": представитель Филь Н.Л. по доверенности от 01.01.2020, участвовала в судебном заедании с использованием системы веб-конференции,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 по делу N А32-57706/2019 по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Речкиной Снежаны Леонидовны
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - административный орган, управление) о признании незаконным постановления о наложении штрафа и представления от 13.09.2019 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2097/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Речкина Снежана Леонидовна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции от 05.03.2020 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что согласно пункту 4 договора технические условия являются неотъемлемой его частью и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора. На основании пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией. При этом, положения заключенного договора не содержат сроков выполнения мероприятий указанных в технических условиях к договору. Равным образом, технические условия к договору не устанавливают конкретных сроков для выполнения сторонами мероприятий по выполнению технических условий. С учетом даты заключения договора 19.03.2019 дата окончания действия технических условий к договору 19.03.2021. Поскольку технические условия действуют два года, в отсутствие конкретных сроков, установленных для выполнения сетевой организацией и заявителем мероприятий, предусмотренных в технических условиях, довод управления о том, что обязанность сетевой организации по выполнению технических условий наступила ранее 19.03.2021, необоснован.
В представленном в материалы дела отзыве управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители управления и третьего лица в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заедании с использованием системы веб-конференции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.11.2019 управлением в отношении общества вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2097/2019, а также внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В соответствии с представлением обществу надлежит осуществить фактические действия по подключению объекта Речкиной С.Л. к электрическим сетям общества, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения от 19.03.2019 N 1-38-19-0623.
Заявитель считает постановление и представление незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
19.03.2019 между обществом и Речкиной С.Л. заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, р-н Березовский сельский округ, в районе п. Отделение N 2 СКНИИСиВ, кадастровый номер N 23:43:0103042:73, с максимальной мощностью 15 кВт (далее - договор).
Согласно дополнительному соглашению от 27.03.2019 пункт 5 вышеуказанного договора изложен в новой редакции: "Срок мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения настоящего соглашения".
Вместе с тем, согласно пункту 4 договора технические условия являются неотъемлемой его частью и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения настоящего договора.
С учетом даты заключения договора 19.03.2019 дата окончания действия технических условий к названному договору 19.03.2021.
Поскольку технические условия действуют два года, в отсутствие конкретных сроков, установленных для выполнения сетевой организацией и заявителем мероприятий, предусмотренных в технических условиях, заявитель считает необоснованным вывод антимонопольного органа о том, что обязанность сетевой организации по выполнению технических условий наступила ранее 19.03.2021.
Как указывает заявитель, для создания технической возможности технологического присоединения, а также последующего качественного и бесперебойного электроснабжения объекта техническими условиями предусмотрены мероприятия по сооружению трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ, строительству ЛЭП-10 кВ, строительству ЛЭП-0,4 кВ, что осложняет процедуру технологического присоединения.
Исходя из вышеизложенного, заявитель считает, что обществом предпринимаются необходимые меры для осуществления технологического присоединения в рамках исполнения обязательств по договору, в связи с чем, по мнению заявителя, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации, в действиях общества отсутствует.
Также заявитель считает незаконным представление, поскольку управление в оспариваемом представлении обязало общество осуществить фактические действия по подключению объекта заявителя в рамках заключенного договора. Срок исполнения представления определен в один месяц, без учета того, что обязанность сетевой организации по выполнению технических условий наступит не ранее 19.03.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правилами N 861, установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как указывалось выше, 19.03.2019 между обществом и обществом и Речкиной С.Л. заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта.
Предметом которого является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенных по адресу: г. Краснодар, р-н Березовский сельский округ, в районе п. Отделение N 2 СКНИИСиВ, кадастровый номер N 23:43:0103042:73, с максимальной мощностью 15 кВт (далее - договор).
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (пункт 16 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий составляет один год со дня заключения договора.
Условия пункта 5 договора не противоречат подпункту "б" пункту 16 Правил N 861.
Неотъемлемым приложением к договору являются технические условия N 1-38-19-0623
Согласно ТУ максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт, III категория надежности, класс напряжения эл. сетей-0,4 кВ.
Таким образом, Речкина С.Л. относится к категории заявителей указанных в пункте 14 Правил N 861 и срок осуществления мероприятий по подключению объекта составляет 6 месяцев, согласно пункту 16 Правил N 861.
На основании вышеизложенного общество должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 и пункта 5 договора в срок до 19.09.2019 (с учетом выходных и праздничных дней).
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения общество осуществило технологическое присоединение Речкиной С.Л. к электрическим сетям 22.05.2019 (л.д. 65).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в установленные законодательством и пунктом 5 договора сроки сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта Речкиной С.Л.
Довод подателя жалобы о том, что обязанность сетевой организации по выполнению технических условий наступает не ранее 19.03.2021, поскольку положения заключенного договора не содержат сроков выполнения мероприятий, указанных в технических условиях, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду того, что общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами N 861 сроки.
На основании вышеизложенного в действиях общества, выразившихся в несоблюдении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора, предусмотренного пунктом 16 Правил N 861, управлением установлены признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением учтено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объектов электросетевого хозяйства, допустившее нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и установленного порядка подключения (технологического присоединения), является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного не имеется, поскольку неоднократное совершение обществом однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами N 861.
Суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения. Выявленное нарушение существенно нарушает права потребителя, ранее общество было привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
В силу положений статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
С учетом наличия в деянии общества состава административного правонарушения суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019 по делу N А32-12340/2019 с участием тех же сторон и аналогичными обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 по делу N А32-57706/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57706/2019
Истец: АО "НЭСК-электросети", АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление ФАС по КК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Речкина Снежана Леонидовна