Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2020 г. N Ф02-3398/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А78-6334/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Даровских К.Н., Сидоренко В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Слепченко К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 марта 2020 года по делу N А78-6334/2019 об оставлении без рассмотрения заявления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 150 000 руб. административного штрафа, в деле по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Ононское" о признании производственного кооператива "Байгульский" (ОГРН 1117513000274, ИНН 7525005940, адрес: Забайкальский край. Чернышевский район, с. Байгул, ул. Школьная, д.6) несостоятельным (банкротом),
представители лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились, уведомлены
УСТАНОВИЛ:
производство по делу N А78-6334/2019 о банкротстве производственного кооператива "Байгульский" (ОГРН 1117513000274, ИНН 7525005940, далее - ПК "Байгульский", должник) возбуждено Арбитражным судом Забайкальского края на основании заявления Федерального государственного унитарного предприятия "Ононское" (ОГРН 1027500953810, ИНН 7527000880, далее - ФГУП "Ононское", заявитель) от 28.05.2019, принятого определением суда от 08 июля 2019 года.
Определением от 07 ноября 2019 года требования ФГУП "Ононское" признаны обоснованными. В отношении должника введена процедура наблюдения сроком на три месяца. Временным управляющим утверждён Ильин Я.С.
Сведения о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 211 от 16.11.2019.
16.12.2019 Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю обратилось в суд с заявлением (вх. N А78-Д-4/76913), в котором просит включить в реестр требований ПК "Байгульский" суммы задолженности в размере 150 000 руб. административного штрафа.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 марта 2020 года заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) о включении в реестр требований кредиторов производственного кооператива "Байгульский" требования в размере 150 000 руб. административного штрафа оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в своем письме УФНС России по Забайкальскому краю не содержит неодобрение заявленных требований Управлением. Кроме того, неверное трактование законодательства УФНС России по Забайкальскому краю не может повлечь за собой отказ от требований о включению в реестр кредиторов по взысканию имеющейся задолженности с должника, что также понесет за собой причинение ущерба казны.
Также необходимо отметить, что положения аб. 9 ст. 2 ФЗ-127 не ограничивают исполнительные органы власти Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве.
Лицами, участвующим в деле отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю внеплановой выездной проверки в отношении ПК "Байгульский" было выявлено административное правонарушение, выразившееся в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Ответственность заданное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ПК "Байгульский" было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей (постановление N 05-03/006798 по делу об административном правонарушении от 03.04.2019, вручено 09.04.2019). В установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ ПК "Байгульский" административный штраф уплачен не был.
По указанному делу об административном правонарушении от 03.04.2019 N 05-03/006798 31.07.2019 на основании ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (в акте органа, должностного лица о наложении штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, должна быть проставлена отметка о неуплате должника назначенного административного штрафа).
09.12.2019 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю повторно были направлены материалы дела об административном правонарушении в адрес в Чернышевского районного отдела судебных приставов Забайкальского края.
В виду неоплаты административного штрафа ПК "Байгульский" в установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срок, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю возбудило дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.25 КоАП РФ.
В порядке ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении для рассмотрения и принятия решения были направлены мировому судье судебного участка N 17 Чернышевского судебного района Забайкальского края. Мировым судом судебного участка N 17 Чернышевского судебного района Забайкальского края ПК "Байгульский" был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей (постановление о назначении административного наказания от 20.08.2019 N5-231/2019).
Указывая, что по состоянию на 16.12.2019 у ПК "Байгульский" имеется задолженность по административному штрафу в сумме 150 000 рублей, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю 16.12.2019 обратилось с заявлением о включении указанной задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Суд первой инстанции, оставляя требование без рассмотрения, пришел к выводу об отсутствии у Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю полномочий на предъявление требований в деле о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев дело, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу Закона о банкротстве правом предъявления требований по обязательным платежам обладает только орган исполнительной власти, наделенный специальным полномочием. Данная норма права направлена на объединение требований по обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом. Указанные положения обеспечивают проведение единой политики Российской Федерации, как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают исполнительные органы Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.
В силу абзаца 5 статьи 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 257) и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Утвержденный Постановлением N 257 порядок помимо прочего направлен на объединение и представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
По смыслу пунктов 12 и 13 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Постановлением N 257, в настоящем случае Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю должна была направить Федеральной налоговой службе сведения о задолженности ПК "Байгульский" по административным штрафам для заявления уполномоченным органом требований в деле о банкротстве должника.
После получения таких документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке (пункты 13, 14 Положения о порядке предъявления требований).
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю, утвержденному приказом Минсельхоза России N 966 от 04.10.2017, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю является Территориальным органом Россельхознадзора, которое создается для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (далее - закрепленная сфера деятельности), а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора.
При этом названное Положение не предоставляет Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю полномочий на самостоятельное обращение в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности по административным штрафам в целях представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве.
Закрепление за Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю полномочий по взысканию штрафов и предъявления исков на возмещение нанесенного ущерба в установленной сфере деятельности, не наделяет заявителя полномочиями уполномоченного органа на предъявление требований в деле о банкротстве.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю не наделено полномочиями на предъявление в деле о банкротстве требований на сумму 150 000 рублей административного штрафа.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данными в пункте 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
Как следует из материалов дела, в целях выяснения позиции Федеральной налоговой службы по указанному вопросу, суд определением от 12 февраля 2020 года привлек к участию в обособленном споре в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - ФНС России, уполномоченный орган) в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Уполномоченному органу предложено представить правовую позицию по заявленным требованиям, одобрение заявленных требований (при наличии).
10.03.2020 от ФНС России поступил отзыв на заявление, в котором, сославшись на пункт 4 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган указал на то, что предъявленное требование не является денежным обязательством Российской Федерации и не подлежит представлению ФНС России для включения в реестр требований кредиторов.
Учитывая, что самостоятельное предъявление требования Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю правомерно оставлено судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта о том, что в своем письме УФНС России по Забайкальскому краю не содержит неодобрение заявленных требований Управлением, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, а именно письмом на которое ссылается апеллянт.
Доводы о том, что неверное трактование законодательства УФНС России по Забайкальскому краю не может повлечь за собой отказ от требований о включению в реестр кредиторов по взысканию имеющейся задолженности с должника, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку противоречат вышеприведенным нормам.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 марта 2020 года по делу N А78-6334/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6334/2019
Должник: "Байгульский"
Кредитор: россельхознадзор, ФГУП "Ононское"
Третье лицо: Юндунов Дыньжан, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЧЕРНЫШЕВСКИЙ РАЙОН", АО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПТОВЫЙ РЫНОК МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ", АО "Росагролизинг", АО Арбитражному управляющему "ЧитарегионОПР" Ярыгину Ю.Н., Ассоциация "СРО АУ "Южный Урал", Временный управляющий ПК "Байгульский" Ильин Я.С., Конкусрный управляющий ПК "Байгульский" Ильин Я.С., ООО "МАСМА-ДВ", СРО Ассоциация " АУ "Южный Урал", УМВД России по Забайкальскому краю, Управление ГИБДД УМВД России по Забайкалському краю, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3398/20
29.05.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2035/20
12.03.2020 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6334/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6334/19