Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 августа 2020 г. N Ф06-63930/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А55-24526/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Агафонкиной С.В.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Ростелеком" - Павлюк Л.Н., доверенность от 18.04.2019, диплом,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Кулакова И.Ю., доверенность от 11.12.2019 N 603, диплом,
от Главы городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара- представитель не явился, извещена,
от Управления Росреестра по Самарской области- представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области- представитель не явился, извещено,
от Министерства имущественных отношений Самарской области- представитель не явился, извещено,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области- представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2020 по делу N А55-24526/2019 (судья Филатов М.В.),
по заявлению публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388), г. Санкт-Петербург,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Главе городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Администрация городского округа Самара, г. Самара,
Управление Росреестра по Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) и к Главе городского округа Самара о признании незаконным отказа департамента в принятии здания общежития (г. Самара, ул. Артемовская, 52а) в муниципальную собственность, а также обязании указанных органов местного самоуправления принять данное здание общежития в муниципальную собственность в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что им в материалы дела представлены доказательства аварийности здания общежития. В здании проведена самовольная реконструкция и использовать под общежитие или в качестве жилого фонда его невозможно.
Обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает на основании соответствующих решений федерального органа исполнительной власти. Решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о передаче спорного объекта в муниципальную собственность в материалы дела не представлено. ТУ Росимущества в Самарской области, осуществляющее полномочия собственника федерального имущества, из которого приватизировалось предприятие, не осуществляло действий по передаче общежития в муниципальную собственность, соответствующее решение уполномоченным органом не принималось.
В материалы дела не представлено доказательств того, что спорное общежитие находилось в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) и было ими передано в ведение предприятия.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2020 судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Корнилова А.Б. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в уставный фонд АООТ "Россвязьинформ" в соответствии с Планом приватизации ГП связи и информатики "Россвязьинформ" Самарской области (которое было преобразовано в АООТ "Россвязьинформ"), утвержденным решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 627 от 30.06.1993, было ошибочно включено здание общежития, расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Артемовская, д. 52а, общей площадью 625 кв.м.
Постановлением Администрации Самарского района г. Самары N 863 от 18.10.1995 ГПМИ "Россвязьинформ" Самарской области было реорганизовано в ОАО "Связьинформ" Самарской области. С 01.02.2002 ОАО "Связьинформ" реорганизовано в форме присоединения в Самарский филиал ОАО "ВолгаТелеком", с 2010 года Самарский филиал "Ростелеком".
В 2004 году ОАО "ВолгаТелеком" обращалось в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании права собственности на указанное выше здание общежития.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2004 по делу N А55-6243/2004-14 ОАО "ВолгаТелеком" было отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку суд пришел к выводу о том, что сделка по передаче здания общежития в собственность АООТ "Россвязьинформ", утвержденная решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области N 627 от 30.06.1993, не соответствует требованиям законодательства о приватизации, так как проведена с нарушением п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. В соответствии со ст.ст. 167-168 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. Поскольку спорное здание общежития было построено в 1960 году, то оно в силу Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 относится к объектам муниципальной собственности.
В 2019 году заявитель обратился к Главе г.о. Самары с заявлением от 01.03.2019 N 0607/05/1779-19, в котором просил принять здание общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Артемовская, д. 52а, общей площадью 625 кв.м., учтенное на балансе заявителя, в муниципальную собственность.
Письмом от 04.06.2019 N 15-07-06/19636 департамент по поручению Главы городского округа Самары, рассмотрев поступившее обращение заявителя, отказал в принятии указанного объекта в муниципальную собственность, обосновав невозможностью использования здания ввиду его аварийного состояния. Иных оснований для отказа в принятии здания общежития в муниципальную собственность письмо от 04.06.2019 N 15-07-06/19636 не содержало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 Приложения 3 к Постановлению N 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты жилого фонда являются объектами муниципальной собственности и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорное здание было построено в 1960 году именно как общежитие. Данное обстоятельство ни департаментом, ни главой г.о. Самара не оспаривается. В материалы дела не представлено доказательств того, что данный объект недвижимости в установленном законодательством порядке как на момент его приватизации, так и в последующем был переведен из жилого фонда в нежилой.
Следовательно, данный объект недвижимости в силу Постановления N 3020-1 относится к объектам муниципальной собственности и у уполномоченного органа местного самоуправления имеется обязанность принять этот объект в муниципальную собственность.
Довод департамента о том, что спорный объект недвижимости находится в аварийном состоянии, арбитражным апелляционным судом признается необоснованным, поскольку в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что этот объект в установленном порядке признан аварийным. Заключение об общем техническом состоянии общежития от 07.02.20l7, выполненное МП по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, и акт проверки указанного здания общежития от 09.08.2019 к таким доказательствам не относятся.
Более того, данное обстоятельство не является в силу законодательства основанием для отказа в принятии здания в муниципальную собственность.
В соответствии с действующим законодательством РФ право собственности не зависит и не может зависеть от технического состояния объекта собственности, степени его износа и прочих физических характеристик.
Отсутствие в бюджете средств на проведение мероприятий, связанных с принятием указанного объекта в муниципальную собственность, его содержание и ремонт, не является основанием, препятствующим процедуре передачи имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Не представлено в материалы дела и надлежащих доказательств того, что спорный объект недвижимости был реконструирован и не может использоваться по прямому назначению, как жилой фонд.
Доводы заинтересованных лиц о том, что в материалы дела не представлено решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о передаче спорного объекта в муниципальную собственность, доказательства того, что спорное общежитие находилось в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) и было ими передано в ведение предприятия, арбитражным апелляционным судом не принимаются во внимание, исходя из следующего.
Безвозмездная передача имущества, составляющего жилищный фонд, является не добровольной процедурой, а законодательно предусмотренной, и регламентирована Постановлением N 3020-1, которое императивно разграничивает государственную собственность Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную собственность.
Спорное имущество относится к категории имущества (объекты жилищного фонда), которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому спорное общежитие подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.
Ошибочное включение объекта жилого фонда в план приватизации не может исключать обязанности муниципального образования по принятию объекта в состав муниципальной собственности по требованию как акционерного общества, так и органа, ошибочно принявшего решение о его приватизации, поскольку в данном случае целью обращения в суд является правовая определенность как в отношении режима использования спорного здания, так и между участниками гражданского оборота. В связи с чем, учитывая, что спорное здание относится к объектам жилого фонда, принадлежащего в силу закона муниципальному образованию, последнее не вправе уклоняться от принятия спорного имущества.
Вместе с тем решение органа местного самоуправления об отказе от принятия имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
В силу статьи 24, части 4 статьи 45, статьи 46.1. Устава городского округа Самара Самарской области, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, на Главе г.о. Самара и Департаменте управления имущества в рамках возложенных полномочий лежит обязанность принять здание общежития, которое в силу закона является муниципальной собственностью.
Довод о непредоставлении заявителем технического паспорта объекта, выполненного по состоянию на актуальную дату, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в принятии спорного объекта, а заинтересованные лица не доказали, что принятие объекта в муниципальную собственность зависит от предоставления такого документа.
Поскольку в рассматриваемом случае спорный отказ муниципального органа от принятия имущества обусловлен только техническим состоянием передаваемого объекта и в материалы не представлены доказательства невозможности принятия и использования имущества для решения вопросов местного значения, то суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правильно возложил на Департамент управления имуществом городского округа Самара и Главу городского округа Самара обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий, направленных на принятие в муниципальную собственность здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Артемовская, 52а.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2020 по делу N А55-24526/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24526/2019
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Глава г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63930/20
29.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4756/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24526/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-24526/19