город Самара |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А55-25823/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Харламова А.Ю. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорян С.А.,
с участием:
от истца - Разумова Ю.В., доверенность от 09 января 2024 года, Кузнецов С.В., доверенность от 09 января 2024 года, Емельянова А.В., доверенность от 10 января 2024 года,
от ответчика - Харитонов И.В., доверенность от 30 августа 2023 года, адвокат (удостоверение N 11938),
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2024 года по делу N А55-25823/2023 (судья Максимова В.А.),
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (ОГРН 1036300001143, ИНН 6311018192), город Самара,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Самарская централизованная клинико-диагностическая лаборатория" (ОГРН 1206300069480, ИНН 6317150990) город Киров,
с участием третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Централизованная клинико-диагностическая лаборатория" (ОГРН 1206300069480, ИНН 6317150990), город Киров,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - истец, фонд, ТФОМС Самарской области) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Самарская централизованная клинико-диагностическая лаборатория" (далее - ответчик), с привлечением в качестве третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Централизованная клинико-диагностическая лаборатория", и с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 10 647 765,12 руб., из них 9 127 959,81 руб. средства обязательного медицинского страхования, использованные медицинской организацией не по целевому назначению; 912 795,98 руб. штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; и 607 009,33 руб. пени на дату назначения предварительного судебного заседания (25.01.2024 г.).
Решением суда от 07.02.2024 г. в удовлетворении исковых требований фонду отказано.
Фонд, не согласившись с указанным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные требования, о чем в судебном заседании просили и представители фонда.
Представитель ответчика в судебном заседании и третье лицо, апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, изложенным в отзывах и возражениях, приобщенных к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей фонда и ответчика, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.10.2021 г. ООО "Самарская централизованная клиника-диагностическая лаборатория" Министерством здравоохранения Самарской области выдана лицензия N ЛО41-01184-63/00343605 на оказание услуг по лабораторной диагностике, медицинской микробиологии, клинической лабораторной диагностике, что подтверждается выпиской из реестра Лицензий.
19.01.2022 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 2 03/630379 от 14.01.2022 г. на 2022 календарный год.
На основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области от 10.04.2023 г. N 100 истцом была проведена внеплановая комплексная камеральная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования ответчиком за период с 01.04.2022 г. по 07.03.2023 г.
Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.03.2021 г. N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями".
Результаты проверки оформлены Актом внеплановой комплексной камеральной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "СЦКДЛ" от 19.04.2023 г.
По результатам проверки, фондом сделан вывод об использовании части средств обязательного медицинского страхования в размере 9 127 959,81 руб. не по целевому назначению.
Согласно Акту проверки между ответчиком и третьим лицом был заключен договор на оказание медицинских услуг от 01.02.2022 г. N 22/ОМ.
Согласно этому договору ответчик выступил заказчиком, а третье лицо исполнителем, который обязался:
Оказывать услуги лично, без привлечения соисполнителей в круглосуточном режиме.
Осуществлять проведение аналитического этапа лабораторных исследований в соответствии с методами, определенными в вышеуказанном договоре, в соответствии с требованиями действующих норм, правил, стандартов.
Фиксировать при проведении лабораторных исследований данные о проведенных лабораторных исследованиях, вести учет видов, объемов лабораторных исследований, архивов проб биологического материала (в течение не менее трех дней, в зависимости от вида биологического материала) и выдавать заказчику ООО "Самарская ЦКДЛ" соответствующие отчеты о результатах клинических лабораторных исследований. Производить архивирование и хранение в электронной базе данных (не менее 3-х лет) записей аналитического процесса и обеспечить их доступность для проверки (при необходимости).
Направлять заказчику - ООО "Самарская ЦКДЛ" документы: счет-фактуру, акт сдачи-приемки услуг, отражающие стоимость и фактический объем оказанных услуг за месяц".
Заказчик по этому договору был обязан:
Предоставить исполнителю - ООО "ЦКДЛ" давальческое сырье, необходимое для проведения аналитического этапа лабораторно-диагностического исследования для всех видов исследований.
Предоставлять одновременно с образцами проб надлежаще оформленные документы. Произвести оплату выполненных работ в срок, установленный договором. Общая стоимость договора складывается из количества фактически проведенных лабораторно-диагностических исследований, из расчета стоимости за единицу.
Исполнитель по этому договору, т.е. третье лицо, оказывает услугу заказчику, т.е. ответчику по проведению лабораторных-диагностических исследований в сроки, установленные нормативно-технической документацией. Срок договора устанавливается до 31.12.2022 г.
Приложением N 1 к договору на оказание медицинских услуг от 01.02.2022 г. N22/ОМ утверждены спецификации с указанием стоимости услуг исследований на коронавирус ТОРС (SARS-cov) и на иные лабораторные исследования.
Из представленного истцом в материалы дела Акта сверки расчетов от 21.02.2023 г. N КА-151, а также представленных ответчиком в материалы дела Актов оказанных услуг следует, что в 2022 г. третьим лицом по Договору на оказание медицинских услуг от 01.02.2022 г. N 22/ОМ было выполнено для ответчика лабораторных исследований на общую сумму 9 127 959,81 руб., по актам, которые указаны в решении суда первой инстанции.
В проверяемом периоде за счет средств обязательного медицинского страхования ответчиком произведена оплата по Договору на оказание медицинских услуг от 01.02.2022 г. N 22/ОМ пользу третьего лица за лабораторные исследования на общую сумму 9 127 959,81 руб. (2022 г. - 9 046 390,25 руб., 2023 г. - 81 569,56 руб.), по платежным поручениям, которые указаны в решении суда первой инстанции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе фонду в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Статьей 10 и 13 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы РФ.
Исходя из п. 1 ст. 133.2 БК РФ финансирование территориальных фондов обязательного медицинского осуществляется, в частности, посредством субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Под субвенциями бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.
В соответствии со ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Пунктами 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 16 07 1999 г N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Пункт 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г., утв. постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2021 г. N 1084 предусматривает финансовое обеспечение проведения исследований проведения лабораторных исследований за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пункт 4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г., утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 г. N 2505 также предусматривает финансовое обеспечение проведения исследований проведения лабораторных исследований за счет средств обязательного медицинского страхования.
В силу п. 1 и 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования; использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
При этом в соответствии с п.п. 5 п. ст. 20 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, за исключением случая, указанного в ч. 7.1 ст. 35 настоящего Закона.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.п. 12 п. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Разделом 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2022 - 2023 г., утв. постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2021 г. N 1084, установлено, что порядок формирования тарифа на оплату медицинской помощи по обязательного медицинского страхования устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу, а также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 000 000 руб. при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования.
Разделом 4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г., утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 г. N 2505 установлено, что порядок формирования тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 руб. за единицу, а также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 000 000 руб. при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Судами установлено, что объемы предоставления медицинской помощи на календарный год определяет Региональная Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входит истец, согласно п. 3 Приложения N 1 к Приказу Минздрава России от 28.02.2019 г. N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Изначально планируемый объем исследований на 2022 г., был утвержден для ответчика в размере 4 000 исследований 14.01.2022 г. решением Комиссии по разработке территориальной программы, оформленным Протоколом N 1-2022 и, как пояснил ответчик, только в отношении заявок от государственных поликлиник здравоохранения (сведения о плановом количестве лабораторных исследований в рамках стационарной медицинской помощи, которые также проводились ответчиком, до ответчика не доводились в принципе).
Именно исходя из этого показателя ответчик планировал свою загруженность и деятельность на 2022 г., а также организовывал раздельную учетную политику по операциям со средствами обязательного медицинского Самарской области на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", выделив под лабораторные исследования определенное количество оборудования и персонала согласно плановым объемам.
Решением Комиссии по разработке территориальной программы от 27.12.2022 г., оформленного протоколом N 14-2022 распределенные объемы медицинской помощи на территории Самарской области были уточнены. Итоговое количество исследований для ответчика составило 539 884 шт., что более чем в 135 раз превысило изначально утвержденное для ответчика количество исследований.
Ответчик указал, что нагрузка на персонал и оборудование ответчика в 2022 г. резко и многократно возросла, что у него отсутствовали в достаточном количестве оборудование и персонал для проведения соответствующих исследований своими силами.
Исходя из этого в ситуации, объективно угрожающей здоровью и жизни людей, ответчик заключил 01.02.2022 г. с третьим лицом Договор на оказание медицинских услуг от 01.02.2022 г. N 22/ОМ по которому были осуществлены спорные расходы.
В подтверждение своей позиции ответчик представил описание этапов проведения клинических испытаний лабораторных исследований в рамках деятельности ответчика от 31.10.2023 г., расчет достаточности собственных ресурсов ответчика для выполнения только ПЦР исследований в рамках заявок по ОМС, а также договоров, заключенных согласно ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, и ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, договор аренды оборудования от 17.12.2021 г., договор аренды оборудования от 01.01.2022 г., договор аренды оборудования от 24.02.2022 г., расчет сроков исследований на амплификаторах, исходя из принципов его работы, инструкцию 20.59.52-001-97313483-2020 от 23.06.2020 г., штатные расстановки ответчика за период с 01.02.2022 г. по 31.12.2023 г. включительно, Тайминг проведения ПЦР исследования на COVID-19 от 31.10.2023 г., Инструкции ТУ 21.20.23-002-97313483-2020 от 29.07.2021 г., Листки нетрудоспособности сотрудников ответчика за период с 01 по 28.02.2022 г., Акты оказанных услуг за период с 01.02 по 31.12.2022 г. между ответчиком и третьим лицом, Аналитическую информация о числе зараженных Коронавирусом по данным оперативных штабов по месяцам на территории Самарской области за период с 18.03.2020 г. по 30.09.2023 г., Информацию с сайтов Роспотребнадзора Самарской области относительно числа зараженных коронавирусом в марте 2022 г., Информацию из СМИ о чрезмерной вспышке распространения Коронавируса на территории Самарской области марте 2022 г.
Из объяснений истца следует, что спорная сумма представляет собой компенсацию расходов ответчика, произведенных им в целях оказания медицинской помощи застрахованным лицами в рамках системы обязательного медицинского страхования по проведению лабораторных исследований.
19.01.2022 г. между истцом и третьим лицом был заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 184/630361 от 19.01.2021 г., в соответствии с дополнениями к которому третье лицо участвовало в системе обязательного медицинского страхования на территории Самарской области в 2022 г.
29.05.2019 г. третьему лицу Министерством здравоохранения Пермского края выдана лицензия N ЛО-43-01-002997 на оказание услуг по лабораторной диагностике, а также клинической лабораторной диагностике, что подтверждается выпиской из реестра лицензий.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в период с 19 по 28.09.2022 г. провел внеплановую комплексную выездную документарную проверку использования средств обязательного медицинского страхования третьим лицом за период с 01.01 по 31.08.2022 г. включительно.
Договор между ответчиком и третьим лицом, а также совершенные в рамках него платежи описываются в акте от 28.09.2023 г. "О результатах проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования ООО "Самарская Централизованная Клинико-Диагностическая Лаборатория" за 8 месяцев 2022 г. Выводов о нецелевом использовании указанных средств ответчиком такой акт не содержит.
Ответчик и третье лицо оказывали медицинскую помощь в форме медицинских услуг по проведению лабораторных исследований по заявкам (направлениям) от государственных лечебных учреждений здравоохранения в рамках системы обязательного медицинского страхования Самарской области.
Истец в своих объяснениях указал, что ущерб истцу или бюджету действиями ответчика и третьего лица не причинен. Претензий к оказанным медицинским услугам по проведению лабораторных исследований, их составу, срокам их оказания или стоимости истец не предъявляет.
Кроме того, он не отрицает тот факт, что оказанные ответчиком и третьим лицом услуги предусмотрены Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 г. При этом истец указывает на нарушение ответчиком структуры тарифа на оплату медицинской помощи как причину признания понесенных расходов нецелевыми.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ответчик привлекал третье лицо только в некоторых случаях, для оказания помощи в выполнении лабораторных исследований, что согласуется со структурой тарифа на оказание медицинской помощи.
По смыслу ч. 7 ст. 35 Федерального закон от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", а также раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2022 - 2023 г., утв. постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2021 г. N 1084, если у организации отсутствует возможность проводить лабораторные исследования в необходимом количестве, в том числе по причине недостаточности собственных ресурсов, например оборудования или персонала, то расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях не могут быть исключены из структуры тарифа.
В противном случае, медицинская организация, обязанная проводить лабораторные исследования в силу закона, не имея возможности отказать в их проведении, лишалась бы права на возмещение понесенных ею расходов в целях оказания медицинской помощи застрахованным лицам, предусмотренной базовой и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу положений п. 5 ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 8 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со ст. 41 настоящего Закона.
Таким образом, довод фонда, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что ответчик был вправе отказать в проведении лабораторных исследований для застрахованных лиц, обоснованно отклонен судом, по причине установления законом гарантий своевременного оказания медицинской помощи застрахованным лицам в рамках системы обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации не должны нести негативные последствия за недостатки планирования программы обязательного медицинского страхования или прогнозирования заболеваемости населения, за несвоевременность корректировки объемов медицинской помощи, а также за отсутствие системы распределения потоков заявок (направлений) в такие медицинские организации из государственных лечебных учреждений.
Аналогичная позиция изложена в определении ВС РФ от 20.08.2021 г. N 305-ЭС21-13191 по делу N А40-66990/2020.
Фонд также указывает, что между третьим лицом и ответчиком был заключён договор на оказание медицинских услуг от 17.12.2021 г., по которому ответчик, действуя в качестве исполнителя, оказывал третьему лицу, как заказчику, услуги по проведению лабораторных исследований.
Суд, исследовав материалы дела, включая акты оказанных услуг, пришел к правильному выводу, что основной объем услуг по такому договору оказывался ответчиком третьему лицу в период, отличный от того, в котором были произведены спорные расходы, которые Истец просит признать нецелевыми.
Кроме того, само наличие такого договора не является доказательством нецелевого характера расходов общества, которые были произведены в целях оказания медицинской помощи застрахованным лицам в виде лабораторных исследований.
Судом также обоснованно учтено, что спорные затраты были непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи в виде лабораторных исследований, предусмотренных в территориальной и базовой программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в связи с чем отсутствуют основания считать их не входящими в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а сами расходы нецелевыми.
Доказательства того, что ответчик с привлеченьем третьего лица оказывал иные виды медицинской помощи, не включенные в перечень видов медицинской помощи, согласно базовой и территориальной программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в материалы дела истцом не представлены. Не представлены и доказательства некачественного, либо несвоевременного оказания медицинской помощи ответчиком или третьим лицом застрахованным лицам.
При этом судом также обоснованно принято во внимание, что перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования является открытым (так как перечисленные в структуре тарифа расходы содержат указание на включение "прочих расходов" без конкретизации вида таких расходов), а единственным критерием для признания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на истца.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка истца на судебные акты и судебную практику по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2024 года по делу N А55-25823/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25823/2023
Истец: Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Самарской Области
Ответчик: ООО "Самарская централизованная клиника-даигностическая лаборатория", ООО "Самарская централизованная клинико-диагностическая лаборатория"
Третье лицо: ООО "Самарская централизованная клинико-диагностическая лаборатория", ООО "ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"