г. Тула |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А62-4224/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Толстоуса И.И. (по доверенности), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Смоленская инструментальная компания" (г. Смоленск, ОГРН 1176733017999, ИНН 6732151545), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2023 по делу N А62-4224/2023 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленская инструментальная компания" (далее - ООО "СмолИнКом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня) о признании незаконными и отмене (изменении) постановлений от 14.04.2023 N 10113000-852/2023, N 10113000-853/2023, N 10113000-854/2023 о назначении административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2023 (с учетом дополнительного решения от 26.12.2023) в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2023 N 10113000-852/2023 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ отказано; постановления таможни от 14.04.2023 NN 10113000-853/2023, 10113000-854/2023 в части назначения ООО "СмолИнКом" административного наказания признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Полагает, что оснований для применения таможней положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при вынесении оспариваемых постановлений не имелось, поскольку вменяемые обществу правонарушения выявлены 29.12.2022 в ходе проведения проверки в отношении представленных статистических форм учета перемещения товаров, что является текущей деятельностью таможенного органа в рамках предоставленных ему полномочий, а не в рамках проведения одной из форм таможенного контроля. Отмечает, что проверка проводилась не в отношении статистических форм учета перемещения товаров, поступивших исключительно от ООО "СмолИнКом", а в отношении всех поступивших 29.12.2022 в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров. Считает, что судом неверно определен момент начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению таможни, исходя из диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, данное правонарушение началось с момента бездействия и окончено на дату представления статистической формы учета в таможенный орган через личный кабинет.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.12.2023 удовлетворено ходатайство общества об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Однако в назначенное время представитель общества для участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции не подключился, о возможных неполадках в системе "Мой арбитр" с подтверждением соответствующих доказательств не сообщил.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя общества в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 29.12.2022 в Смоленскую таможню по электронным каналам связи поступили статистические формы учета перемещения товаров:
- регистрационные номера 10113000/291222/С796287, 10113000/291222/С796321 за отчетный период - сентябрь 2022 года,
- регистрационный номер 10113000/291222/С796348 за отчетный период - октябрь 2022 года.
Отправителем данных форм является ООО "СмолИнКом".
В ходе осуществления проверки поступивших статформ должностное лицо таможни пришло к выводу о нарушения сроков их представления, в связи с чем 14.03.2023 составило в отношении ООО "СмолИнКом" протоколы N N 10113000-852/2023, 10113000-853/2023, 10113000-854/2023 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, на основании которых заместителем начальника Смоленской таможни 14.04.2023 вынесены постановления NN 10113000-852/2023, N 10113000-853/2023, N 10113000-854/2023 о назначении обществу административных наказаний в виде штрафов в размере 51 000 рублей (по каждому постановлению).
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ООО "СмолИнКом" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Не оспаривая обстоятельства совершения правонарушений и свою вину, общество полагает, что при назначении наказания таможне следовало применить положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 29.12.2022 в Смоленскую таможню по электронным каналам связи поступили статистические формы учета перемещения товаров:
- регистрационные номера 10113000/291222/С796287, 10113000/291222/С796321 за отчетный период - сентябрь 2022 года,
- регистрационный номер 10113000/291222/С796348 за отчетный период - октябрь 2022 года.
В силу положений статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии, и форматами ее предоставления Евразийской экономической комиссии, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.12.2018 N 197 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Подпункт 3 пункта 1 статьи 12, подпункт 2 пункта 2 статьи 254 Федерального закона 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) предусматривают, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Пунктом 1, 2, 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статформу установлена для российских лиц, которые:
заключили сделку (сделка заключена от их имени (по поручению)), в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС;
не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329", которым на основании пункта 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ утверждены также Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила N 891).
Пунктом 9 Правил N 891 установлено, что статформа представляется заявителем в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Статформа представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет. Местом представления статформы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статформы является дата ее направления в таможенный орган через личный кабинет (пункты 8, 10 Правил).
Из материалов дела следует, что между ООО "СмолИнКом" и ЗАО "Минский инструментальный завод" (Республика Беларусь) заключены договоры от 16.08.2022 N 10833, от 27.09.2022 N 10917, от 25.10.2022 N 10987, в рамках которых обществом в сентябре - октябре 2022 года осуществлялся ввоз товара в Российскую Федерацию из Республики Беларусь.
С учетом положений пунктов 8-10 Правил N 891 указанные выше статформы должны были быть представлены ООО "СмолИнКом" в Смоленскую таможню:
- за сентябрь 2022 года не позднее 14.10.2022 (поступила 29.12.2022),
- за октябрь 2022 года не позднее 15.11.2022 (поступила 29.12.2022).
Факт нарушения ООО "СмолИнКом" установленных законом сроков предоставления статформ подтверждается материалами дела, в том числе копиями статистических форм учета перемещения товаров, протоколами об административных правонарушениях.
Согласно справке о привлечении лица к административной ответственности от 14.03.2023 (т. 1 л.д. 163) в отношении общества 17.06.2022 вступили в законную силу постановления N N 10113000-001106/2022, 10113000-001107/2022, 10113000-001108/2022, 10113000-001109/2022, 10113000-001110/2022, которыми оно было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Таким образом, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований и недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) не выявлено.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) не имеется, поскольку допущенное правонарушение не является впервые совершенным.
Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Суд первой инстанции указал, что датами совершения правонарушений являются 15.10.2022, 16.11.2022, то есть дни, следующие за истечением сроков представления обществом в Смоленскую таможню статформ за сентябрь - октябрь 2022 года. Данные выводы согласуются с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 по делу N А42-6183/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-11033 отказано в передаче кассационной жалобы таможенного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.06.2022 по делу N А43-31432/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2022 N 301-ЭС22-18804 отказано в передаче кассационной жалобы таможенного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2022 N А32-47060/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2023 N 308-ЭС22-25879 отказано в передаче кассационной жалобы таможенного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.03.2023 по делу N А68-2955/2022 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2023 N 310-ЭС23-10730 отказано в передаче кассационной жалобы таможенного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации) и др.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что нарушение ООО "СмолИнКом" сроков представления статформ, рассматриваемых в настоящем деле, было выявлено по результатам одной проверки, проведенной 29.12.2022; все протоколы об административных правонарушениях составлены в один день - 14.03.2023, оспариваемые постановления вынесены также в один день - 14.04.2023.
Искусственное разделение административного правонарушения на эпизоды и назначение обществу наказания за каждый из них в отдельности противоречит принципу недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2018 N 301-АД18-20096, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 16.05.2023 по делу N А62-5752/2022, от 19.01.2024 по делу N А62-487/2023).
При таком положении суд правильно признал незаконными постановления таможни от 14.04.2023 N N 10113000-853/2023, N 10113000-854/2023 в части назначения обществу административного наказания и не усмотрел оснований для отмены постановления от 14.04.2023 N 10113000-852/2023.
Довод таможни о том, что ведение таможенной статистики не является государственным контролем, в связи с чем часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применима, подлежит отклонению как противоречащий целям принятия Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" - снижение административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ, процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. Поэтому в целях применения положений части 5 статьи 4.4 понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Понятие государственного контроля согласно Закону N 294-ФЗ и Закону N 248-ФЗ по своему содержанию и существу идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2023 по делу N А62-4224/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4224/2023
Истец: ООО "СМОЛЕНСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ