город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2020 г. |
дело N А53-47137/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Стрекачёва А.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиным Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клевер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.02.2020 по делу N А53-47137/2019
по заявлению Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (ОГРН 1056163000926, ИНН 6163072411)
к обществу с ограниченной ответственностью "Клевер"
(ОГРН 1196196002837, ИНН 6166113049)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Клевер" (далее - ООО "Клевер", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2020 общество с ограниченной ответственностью "Клевер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
Общество с ограниченной ответственностью "Клевер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, производство по делу прекратить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что материалами дела об административном правонарушении не доказано совершение обществом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ при реализации лекарственного препарата "Лирика 300". Апеллянт полагает, что показания покупателя и объяснения понятых не могут быть сами по себе доказательством факта реализации препарата. В данном случае ООО "Клевер" были выполнены все исчерпывающие меры по соблюдению действующего законодательства.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области из ОКОН УМВД России по г. Ростову-на-Дону поступили материалы (вх. N В61-7132/19 от 05.12.2019) по факту нарушения в ООО "Клевер" по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, д.7 "б", свидетельствующего о нарушении лицензионных требований, установленных п.п. "г" п.5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее Положение о лицензировании), указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
В связи с чем, согласно п. 2 ч. 1 ст.28.1 КоАП РФ административным органом возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Клевер" осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, д.76, согласно лицензии N ЛО-61-02-003895 от 17.05.2019, выданной Министерством Здравоохранения Ростовской области.
В нарушение лицензионных требовании и условий, установленных п.п. "г" п.5 "Положения о лицензировании", а также п.4, п. 8 "Правил отпуска" 08.11.2019 в аптечной организации ООО "Клевер", расположенной по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 76, фармацевтом Джураевой М.А. осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в количестве 1 (одной) капсулы, фрагмента ячейковой упаковки без рецепта врача и с нарушением первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске, что запрещено, а также с нарушением вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата без предоставления инструкции (копии инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата лицу, которое приобрело данный лекарственный препарат, что подтверждено протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.11.2019, объяснениями покупателя Парамоновой Е.А., понятых Склярова ПЛ. и Ушакова Е.А. от 08.11.2019.
Согласно материалам, направленным в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области организациями оптовой торговли: Филиалом АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре (вход. В61-5915/19 от 09.10.2019) и OOO "Космос" (вход. В61-5894/19 от 09.10.2019) в период с 01.01.12019 по 30.09.2019 в ООО "Клевер" по адресу места осуществления деятельности: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, д. 76, были поставлены лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету:
- Тропикамид СОЛОфарм капли 1% по 10 мл, наименование поставщика: ООО "Космос", 350 уп.;
- Лирика 150 мг N 56, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 20 уп., 280 кап.;
- Лирика 300 мг N 14, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 20 уп., 280 кап.;
- Лирика 300 мг N 56, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 70 уп., 3920 кап.;
- ПиралгинN 10, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 5 уп., 50 кап.;
- Прегабалин КАНОН 300 мг N 14, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 110 уп., 1540 кап.;
- Терпинкод N 10, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 98 уп., 980 кап.;
- Прегабалин-РИХТЕР 300 мг N 56, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 30 уп., 1680 кап.;
- Прегабалин-СЗ 300мгN 14, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 100 уп., 1400 кап.;
- Прегабалин-СЗ 300 мг N 56, наименование поставщика: Филиал АО НПК "Катрен" в г. Краснодаре, 70 уп., 3920 кап.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных п.п "г" п.5 "Положения о лицензировании", п.7 "Правил ведения журналов", п.п. 2 п. 3 приложения N 1 к "Правилам регистрации" согласно предоставленным материалам ОКОН УМВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61 -7132/1 9 от 05.12.2019) в аптечной организации ООО "Клевер", расположенной по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 76, "Журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету", с отражением прихода-расхода указанных лекарственных препаратов в общем количестве 14400 единиц, а также расхода лекарственного препарата "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в количестве 1 (одной) капсулы, реализованного 08.11.2019 фармацевтом Джураевой М.А., отсутствует, что подтверждено протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.11.2019, объяснением фармацевта Джураевой М.А.
18.12.2019 на основании выявленных нарушений заместителем начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области Новиковой Л.Ю. по данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с п. 47 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со ст. 52 Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081.
Поскольку общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании выданной ему лицензии, оно обязано соблюдать условия, установленные данной лицензией, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере, в частности, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1081 от 22.12.2011, Федеральным законом N 61 -ФЗ от 12.04.2010 "Об обращении лекарственных средств".
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. п. "а" - "з" п. 5 Положения о лицензировании.
В силу п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:
аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций.
"Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", утверждены приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее -"Правила отпуска").
Согласно п.4 "Правил отпуска" по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются: лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
При этом лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН Прегабалин) включен в "Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н.
Согласно п.8 "Правил отпуска": :"нарушение первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске запрещается, нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата,.указанное в ;рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата".
"Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов" утверждены Приложением N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее -"Правила регистрации").
В соответствии с п.п.2 п. 3 приложения N 1 к "Правилам регистрации": аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.7 "Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения", утвержденных, приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - "Правила ведения") поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Факт нарушения обществом требований Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приложением N2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, установлен судом и подтверждается материалами дела.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии и им не были выполнены требования, предусмотренные п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании, что признается грубым нарушением и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектом данного правонарушения может быть признано лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностное лицо, юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившаяся в нарушении ООО "Клевер" лицензионных требований подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах административного дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 18.12.2019, рапортами оперуполномоченного отделения N 2 ОКОН ОМВД России по г. Ростову-на-Дону Ковальчук Р.С. от 03.12.2019, от 08.11.2019, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.11.2019, фототаблицей, объяснениями Джураевой М.А. от 08.11.2019, объяснениями Парамоновой Е.А. от 08.11.2019, объяснениями Ушакова Е.А. от 08.11.2019, объяснениями Склярова П.Н. от 08.11.2019, фотографией изъятого лекарственного препарата в полиэтиленовом пакете с биркой, ответом ООО "Космос" от 07.10.2019 N 9 на запрос о предоставлении информации, письмом АО НПК Катрен от 09.10.2019 N 459/10 с приложением информации об обращении лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
При этом, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что факт отпуска лекарственного средства "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") без рецепта не доказан ввиду отсутствия соответствующих чеков на их покупку.
Действительно, кассовый чек является безусловным подтверждением факта осуществления торговой операции.
Вместе с тем, отсутствие кассового чека и видеозаписи, совершенной в момент реализации лекарственного препарата, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Показания Парамоновой Е.А., что она приобрела 08.11.2019 около 19 часов 00 минут в аптеке по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 7 "Б", одну капсулу лекарственного препарата "Лирика", при этом сотрудником аптеки чек выдан не был, никак не оспорены. В то же время объяснения Парамонова Е.А. давала, будучи предупрежденная об административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ, оперуполномоченным N 2 ОКОН УМВД России по г. Ростову-на-Дону Ковальчуком Р.С.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что у гражданки Парамоновой Е.А. имеются основания оговаривать общество (либо его сотрудников) в материалы дело не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обществом не представлено доказательств, опровергающих факт правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Общество, осуществляющее фармацевтическую деятельность, зная о необходимости соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении данного вида деятельности, в частности, выполнения требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, - положения названных выше нормативных актов надлежащим образом не исполняло.
Общество является участником данного товарного рынка на протяжении длительного времени и обязано предпринимать все меры к соблюдению действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, действия общества образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, как и иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены, и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В соответствии с ч. 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде наложения административного в размере - 100 000 рублей.
Назначение наказания в виде штрафа в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, учитывает наличие отягчающего ответственность обстоятельства и отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств, соответствует характеру и тяжести совершенного административного правонарушения, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2020 по делу N А53-47137/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-47137/2019
Истец: Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "КЛЕВЕР"