Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2020 г. N Ф04-3438/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А75-4460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3920/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и (регистрационный номер 08АП-3681/2020) общества с ограниченной ответственностью "Керамика" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2020 по делу N А75-4460/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконными действий по внесению записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1 и обязании исключить данную запись,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Керамика",
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сургута (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее -заинтересованное лицо, уполномоченный орган, Управление Росреестра по ХМАО - Югре) о признании незаконными действий по внесению записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1 и обязании исключить данную запись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Керамика" (далее - третье лицо, общество, ООО "Керамика").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2020 по делу N А75-4460/2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными регистрационные действия уполномоченного органа, повлекшие внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи от 13.12.2018 N 86:10:0101238:186/139/2018-1 о регистрации права собственности ООО "Керамика" на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1 как не соответствующие Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ). На заинтересованное лицо возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем исключения из ЕГРН записи о регистрации права собственности общества с ограниченной ответственности "Керамика" на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1 от 13.12.2018 N 86:10:0101238:186/139/2018-1.
Возражая против принятого по делу решения, третье лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что состоявшимся судебным актом нарушены его права как лица, за которым зарегистрировано право собственности, и по существу требования администрации направлены на оспаривание права собственности и подлежат предъявлению не к уполномоченному органу, а к ООО "Керамика". По мнению общества, в настоящем случае у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления администрации.
Кроме того в суд апелляционной инстанции поступила жалоба Управления Росреестра по ХМАО - Югре, в которой заинтересованное лицо просит отменить решение суда первой инстанции. Позиция уполномоченного органа обосновывается указанием на то, что процедура исключения записей из ЕГРН действующим законодательством не предусмотрена. Согласно доводам жалобы заявитель избрал неверный способ защиты прав и законных интересов.
Письменный отзыв на жалобы в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Управления Росреестра по ХМАО - Югре поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя уполномоченного органа. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционные жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что обществу на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью 58 936 кв. м, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Западный промрайон, что подтверждается решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 31.071991 N 112.
ООО "Керамика" предпринимались действия, направленные на выкуп земельного участка. Спор сторон о выкупной стоимости земельного участка был предметом судебного разбирательства по делу N А75-827/2018. В рамках указанного дела вступившим в законную силу судебным актом в удовлетворении требований общества о возложении на администрацию обязанности подписать договор купли-продажи земельного участка от 26.05.2016 N 2656 на условиях ООО "Керамика" отказано.
Существенные условия договора купли-продажи земельного участка от 26.05.2016 N 2656 сторонами согласованы не были (выкупная цена), в связи с чем подписание договора не состоялось.
Вместе с тем 13.12.2018 уполномоченным органом за ООО "Керамика" зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 31.07.1991 N 112, запись о государственной регистрации права N 86:10:0101238.1-86/139/2018-1.
Заявив о том, что у ООО "Керамика" не возникло право собственности на спорный объект, администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с требованиями о признании отсутствующим права собственности ООО "Керамика" на земельный участок. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-861/2019 иск удовлетворен. Требование об исключении сведений из ЕГРН в рамках дела N А75-861/2019 не предъявлялось.
Заявитель обратился в суд с требованиями к Управлению Росреестра по ХМАО - Югре о признании незаконными регистрационных действий по внесению в ЕГРН записи от 13.12.2018 N 86:10:0101238.1-86/139/2018-1 о регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1 и обязании исключить данную запись.
Требования удовлетворены судом первой инстанции, что послужило основанием для подачи уполномоченным органом и обществом настоящих жалоб.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность следующих обстоятельств: наличие полномочий у органа, действия которого оспариваются, несоответствие оспариваемых действий закону и иному нормативному правовому акту, нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ, в том числе к таким основаниям отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания: иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 29 Федерального закона N 218-ФЗ, проводится правовая экспертиза документов, для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В случае непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный регистратор вправе приостановить регистрацию, а в случае неустранения оснований приостановления, отказать в государственной регистрации права (статьи 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что 13.12.2018 зарегистрировано право собственности ООО "Керамика" на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1 на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 31.07.1991 N 112, запись о государственной регистрации права N 86:10:0101238.1-86/139/2018-1.
В свою очередь, решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 31.07.1991 N 112 произведен отвод земельного участка смешанному товариществу "Керамика" под карьер по добыче глины.
По смыслу действующего правового регулирования права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьей 36 названного Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены в статье 39.1 ЗК РФ, и одним из таковых выступает договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 Кодекса).
В силу требований подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, таким юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Вместе с тем в настоящем случае доказательства осуществления в установленном законом порядке выкупа спорного земельного участка в собственность в дело не представлены, как не представлены доказательства возникновения иного основания для вывода о возникновении у общества права собственности и осуществления оспариваемых действий уполномоченного органа.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.04.2019 по делу N А75-861/2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019, удовлетворены исковые требования администрации к ООО "Керамика" о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1, расположенный по адресу: западный промрайон, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, запись о государственной регистрации права от 13.12.2018 N 86:10:0101238.1-86/139/2018-1. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Безвозмездная передача в собственность коммерческих организаций земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования действующим законодательством не предусмотрена, договор купли-продажи заключенным в настоящем случае не признан. Следовательно, государственная регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок осуществлена уполномоченным органом в отсутствие к тому оснований.
Приведенные в апелляционных жалобах заинтересованного лица и общества доводы, направленные на повторное исследование обстоятельств в рамках дела N А75-861/2019 и переоценку доводов, сделанных арбитражными судами в рамках такового, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляется органами местного самоуправления городского округа.
Как указано в абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе: когда ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Признание зарегистрированного права отсутствующим является самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на спорный земельный участок.
При этом заявитель не лишен права оспорить законность действий регистрирующего органа по внесению соответствующей записи о праве в ЕГРН.
Иск о признании права отсутствующим и заявление о признании незаконными действий регистрирующего органа рассматриваются в различном процессуальном порядке, основания для прекращения производства по делу по пункту 2 части 1 статьи 150 АПК РФ отсутствуют, при этом выводы об отсутствии правовых оснований для внесения регистрационной записи в ЕГРН в отношении права собственности ООО "Керамика" на земельный участок имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
При этом подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы ООО "Керамика" о фактической направленности требований администрации на сферу правосубъектности ООО "Керамика", поскольку, как указано выше, требования в настоящем деле предполагают оценку действительности и соответствия закону собственно действий уполномоченного органа. В свою очередь, спор о праве собственности на земельный участок рассмотрен в рамках дела N А75-861/2019.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 56 поименованного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Суд апелляционной инстанции отклоняет также довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по ХМАО - Югре об отсутствии возможности исполнения решения суда первой инстанции по настоящему делу как не имеющий правового значения.
Учитывая, что у ООО "Керамика" не возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101238:1, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у должностного лица Управления Росреестра по ХМАО - Югре отсутствовали правовые основания для совершения регистрационных действий и внесения спорной записи о праве в ЕГРН. Наличие регистрационной записи о праве собственности препятствует осуществлению администрацией принадлежащих последней полномочий.
Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Керамика" в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы. Излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Аналогичные судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы Управления Росреестра по ХМАО - Югре не возникли и не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2020 по делу N А75-4460/2019 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Керамика" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 640706 от 03.03.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4460/2019
Истец: Администрация г. Сургута
Ответчик: Росреестр, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре
Третье лицо: ООО "КЕРАМИКА"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3438/20
29.05.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3681/20
24.02.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4460/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4460/19