город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2020 г. |
дело N А53-44296/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хоум Ритейл Групп"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.03.2020 по делу N А53-44296/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хоум Ритейл Групп"
к заинтересованному лицу Ростовской таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хоум Ритейл Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Ростовской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.11.2019 N 10313000-2613/2019, о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.11.2019 N 10313000-2614/2019.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ общество привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение;
- в нарушение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, установив совершение одним бездействием общества двух административных правонарушений, предусмотренных разными статьями КоАП РФ, применил не одно, а два административных наказания;
- в нарушение части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение назначил обществу, являющемуся субъектом малого бизнеса, административный штраф вместо предупреждения.
В дополнительных пояснениях общество указывает на ошибочность доводов отзыва таможни.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня возражает по доводам апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва таможни, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.12.2018 Обществом в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста (ЦЭД) Ростовской таможни была подана к таможенному оформлению по процедуре "выпуск для внутреннего потребления" декларация на товары (далее - ДТ). Указанная декларация на 29 наименований товаров была подана директором Общества - Сергиенко О.Ф., действующим на основании решения единственного участника от 02.11.2018 N 1 до 02.11.2023. Страна происхождения; Китай. Страна отправления; Китай. Товар был ввезен на территорию ЕАЭС в рамках договора от 23.11.2018 N 02/11-2018, заключённого между Обществом (Россия) и компанией PT GROUP BV (PRESENT TIME) (Нидерланды); условия поставки EXW ЭММЕН. ДТ была принята таможенным органом и зарегистрирована за номером 10313140/201218/0065759.
Согласно сведениям, содержащимся в ДТ N 10313140/201218/0065759, к таможенному оформлению заявлены товары в количестве 7 грузовых мест, стоимостью 5898,88 евро, таможенной стоимостью 466406 руб. 98 коп., в том числе, товар N 6 люстры и осветительное оборудование, подвесное, из керамики, назначенное для использования с лампами накаливания, для комнатного освещения, лампы накаливания не включены в комплект, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405104007, весом брутто 39.55 кг., весом нетто 31.94 кг., таможенной стоимостью 30966 руб. 70 копеек.
Товар N 7 люстры и осветительное оборудование, подвесное, из различных материалов, назначенное для использования с лампами накаливания, для комнатного освещения, лампы накалывания не включены в комплект, для розничной продажи: код ТН ВЭД ЕАЭС 9405109109, весом брутто 80,01 кг., весом нетто 52,58 кг, таможенной стоимостью 76451 руб. 26 копеек.
Товар N 8 лампы настольные, предназначенные для использования с лампами накаливания, для комнатного освещения, лампы накалывания не включены в комплект, для розничной продажи: код ТН ВЭД ЕАЭС 9405209109, весом брутто 31,9 кг., весом нетто 20,54 кг, таможенной стоимостью 25579 руб. 10 копеек.
Товар N 10 лампы электрические настольные из керамики, предназначенные для использования с лампами накаливания, для комнатного освещения, лампы накалывания не включены в комплект, для розничной продажи: код ТН ВЭД ЕАЭС 9405204006, весом брутто 15,69 кг., весом нетто 11,25 кг, таможенной стоимостью 15777 руб. 39 копеек.
Товар N 11 мебель деревянная для столовых и жилых комнат, предназначена для интерьера жилых комнат, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9403601009, весом брутто 4,6 кг., весом нетто 4 кг, таможенной стоимостью 1661 руб. 79 копеек.
Товар N 13 мебель бытовая деревянная для сидения, с деревянным каркасом, не обитая, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9401690000, весом брутто 20 кг., весом нетто 15 кг, таможенной стоимостью 8503 руб. 93 копеек.
Товар N 14 люстры и электрическое осветительное оборудование, подвесное, из стекла, лампы накаливания не включены в комплект, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405105008, весом брутто 20,98 кг., весом нетто 14,34 кг, таможенной стоимостью 29790 руб. 52 копейки.
Товар N 15 мебель бытовая металлическая для сидения, с металлическим каркасом, не обитая, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9401790009, весом брутто 32,5 кг., весом нетто 27,5 кг, таможенной стоимостью 15854 руб. 64 копейки. Товар N 17 мебель металлическая, бытовая, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9403208009, весом брутто 23 кг., весом нетто 19 кг, таможенной стоимостью 16073 руб. 35 копеек.
Товар N 19 люстры и осветительное оборудование, подвесное из пластмасс, предназначенное для использования с лампами накаливания, для комнатного освещения, лампы накаливания не включен в комплект, для розничной продажи, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405102109, весом брутто 3,75 кг., весом нетто 3,26 кг, таможенной стоимостью 6405 руб. 48 копеек.
Товар N 23 одеяла, дорожные пледы из синтетических нитей, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6301409000, весом брутто 5,76 кг., весом нетто 5,36 кг, таможенной стоимостью 3415 руб. 33 копейки.
Письмом от 20.12.2018 Обществом в таможенный орган представлены гарантии, согласно которым Общество просило разрешить условный выпуск.
Согласно графе 44 товара N 6-8,10,11,13,14,15,17,19,23, заявленного по ДТ N 10313140/201218/0065759, под кодом "01191" указан срок предоставления документа об оценке соответствия, предусмотренный техническими регламентами Евразийского экономического союза до 03.02.2019.
21.12.2018 таможенным органом осуществлен условный выпуск товара N 6-8,10,11,13,14,15,17,19,23 заявленного по ДТ N 10313140/201218/0065759.
В ходе осуществления документального контроля таможенным органом установлено, что Обществом в установленный срок до 03.02.2019 (включительно), не представлены разрешительные документы в отношении товара N 6- 8,10,11,13,14,15,17,19, заявленного по ДТ N 10313140/201218/0065759, что явилось нарушением статей 7, 104,105, 108, 340 ТК ЕАЭС.
01.02.2019 декларантом в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста Ростовской таможни по электронным каналам связи направлено КДТ с просьбой о внесении изменений в графу 44 сертификата соответствия на товар N 23, заявленного по ДТ N10313140/201218/0065759.
17.04.2019, то есть с нарушением срока, установленного таможенным органом (03.02.2019) декларантом в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста Ростовской таможни по электронным каналам связи направлено КДТ с просьбой о внесении изменений в графу 44 сертификата соответствия на товары N 6-8,10,11,13,14,15,17,19, заявленные по ДТ N 10313140/201218/0065759.
По факту выявленных нарушений, 11.10.2019 ГГТИ ОТО и ТК Ростовского таможенного поста (ЦЭД) в отсутствии директора Общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.11.2019, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника Ростовской таможни вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10313000-2613/2019, которым Обществом привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 50000 рублей. 21.12.2018 Обществом в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста (ЦЭД) Ростовской таможни подана к таможенному оформлению по процедуре "выпуск для внутреннего потребления" декларация на товары (далее - ДТ). Указанная декларация на 88 наименований товаров была подана директором Общества - Сергиенко О.Ф., действующей на основании решения единственного участника от 02.11.2018 N 1 - до 02.11.2023. Страна происхождения; Китай. Страна отправления - Нидерланды. Товар был ввезён на территорию ЕАЭС в рамках договора от 23.11.2018 N 01/11-2018, заключённого между Обществом (Россия) и компанией CLAYRE & EEF B.V.; условия поставки FCA ХАЛЕН, Нидерланды. ДТ была принята таможенным органом и зарегистрирована за номером 10313140/211218/0066160.
Согласно, сведениям, содержащимся в ДТ N 10313140/211218/0066160, к таможенному оформлению заявлены товары в количестве 17 грузовых мест, стоимостью 23643,46 евро, таможенной стоимостью 1842154 руб. 79 коп., в том числе: товар N 2 коврик придверный прямоугольной формы с рисунком, размер 75*45 cm. материал: кокосовое волокно, изготовлены машинный способом, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 5705008000, весом брутто 24,12 кг., весом нетто 22,32 кг., таможенной стоимостью 6687,42 рублей; товар N 12 бельё столовое из хлопчатобумажной пряжи, состав 100% хлопок, изготовлено машинным методом, для розничной продажи: код ТН ВЭД ЕАЭС 6302510009, весом брутто 168,39 кг., весом нетто 99,58 кг., таможенной стоимостью 216838,91 рублей. товар N 14 изделия декоративные нетрикотажные, из хлопчатобумажной пряжи, состав 100% хлопок, изготовлены машинным методом, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6304920000, весом брутто 13,38 кг., весом нетто 8,08 кг., таможенной стоимостью 14431,98 рублей; товар N 16 бельё столовое из химических нитей, материал фетр акриловый, изготовлено машинным методом, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6302539000, весом брутто 55,3 кг., весом нетто 43,2 кг., таможенной стоимостью 12519,3 рублей; товар N 17 изделия для бытовых нужд, из черных металлов, без гальванического покрытия, метод изготовления комбинированный, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 7323990000, весом брутто 68,07 кг., весом нетто 57,99 кг., таможенной стоимостью 37914,13 рублей; товар N 19 мебель бытовая для сидения с деревянным каркасом обитая текстилем, не трансформируемая в кровати, для розничной продажи, не имеет индивидуальной упаковки. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9401610000, весом брутто 34.04 кг., весом нетто 30.45 кг., таможенной стоимостью 18628.16 рублей; товар N 21 светильники электрические настольные, напольные, используемые с лампами накаливания, материал изготовления комбинированный: дерево, черные металлы, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405209109, весом брутто 34.67 кг., весом нетто 30.51 кг., таможенной стоимостью 26164.97 рублей; товар N 28 светильники электрические подвесные и настенные для жилых помещений, предназначенные для использования с лампами накаливания, из различных материалов для розничной продажи: Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405109109, весом брутто 48.84 кг., весом нетто 36.13 кг., таможенной стоимостью 57253.19 рублей; товар N 29 лампы электрические настольные, из пластмассы, предназначенные для использования с лампами накаливания, для розничной продажи поставляются без ламп накаливания. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405201109, весом брутто 19.77 кг., весом нетто 14.8 кг., таможенной стоимостью 14632.01 рублей; товар N 34 посуда столовая из простого неупрочненного стекла механического набора, кроме сосудов для питья, не предназначена для детей, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 7013499900, весом брутто 37.22 кг., весом нетто 32.43 кг., таможенной стоимостью 9234.06 рублей; товар N 38 мебель деревянная бытовая для жилых комнат, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9403609009, весом брутто 1.78 кг., весом нетто 1.48 кг., таможенной стоимостью 1497.21 рублей; товар N 40 мебель деревянная для столовых и жилых комнат, не имеет индивидуальной упаковки, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9403601009, весом брутто 10.01 кг., весом нетто 8.71 кг., таможенной стоимостью 4393.14 рублей; товар N 43 мебель металлическая (сталь) бытовая, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9403208009, весом брутто 72.28 кг., весом нетто 61.9 кг., таможенной стоимостью 36480.78 рублей; товар N 46 посуда столовая и кухонная из каменной керамики, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6912002300, весом брутто 184.4 кг., весом нетто 149.64 кг., таможенной стоимостью 91200.41 рублей; товар N 48 подушки, изготовленные фабричным способом, без обогревательных электроприборов, состав 1000% хлопок, наполнитель поролон/синтепон, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9404909000, весом брутто 36.58 кг., весом нетто 29.38 кг., таможенной стоимостью 40293.05 рублей; товар N 52 изделия декоративные, нетрикотажные, из синтетических нитей: чехол декоративный, состав: 80% полиэстер, 20% лен. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6304930000, весом брутто 0.44 кг., весом нетто 0.14 кг., таможенной стоимостью 219.28 рублей; товар N 55 шарфы взрослые женские из текстильных материалов, изготовлены машинным тканным способом, состав 100% хлопок, для розничной продажи:' Код ТН ВЭД ЕАЭС 6214900000, весом брутто 2.92 кг., весом нетто 1.72 кг., таможенной стоимостью 2115.79 рублей; товар N 56 шарфы взрослые женские из текстильных материалов, из синтетических нитей (полиэстер, акрил, нейлон), изготовлены машинным тканным способом, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6214300000, весом брутто 9.2 кг., весом нетто 5.3 кг., таможенной стоимостью 9231.76 рублей; товар N 59 изделия платочно-шарфовые, трикотажные, машинного вязания. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6117100000, весом брутто 5.71 кг., весом нетто 3.76 кг., таможенной стоимостью 5894.2 рублей; товар N 61 перчатки женские трикотажные, из синтетических нитей, Машинного вязания. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6116930000, весом брутто 0.71 кг., весом нетто 0.4 кг., таможенной стоимостью 5177.91 рублей; товар N 64 предметы одежды-перчатки, изготовленные из текстильного материала, нетрикотажные, разной цветовой гаммы, для повседневной носки, состав 60% хлопок, 40% полиэстер. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6216000000, весом брутто 2.4 кг., весом нетто. 1.8 кг., таможенной стоимостью 1712.63 рублей; товар N 65 шляпы и прочие головные уборы трикотажные, машинного вязания, состав 100% хлопок. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6505009000, весом брутто 0.73 кг., весом нетто 0.28 кг., таможенной стоимостью 1689.56 рублей; товар N 69 пледы из хлопчатобумажной пряжи (100% хлопок), трикотажные, машинного вязания, не электрические. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6301301000, весом брутто 32.66 кг., весом нетто 25.7 кг., таможенной стоимостью 13184.82 рублей; товар N 71 наборы столовых приборов, из коррозионностойкой стали, для взрослых. Код ТН ВЭД ЕАЭС 8215991000, весом брутто 2.3 кг., весом нетто 2 кг., таможенной стоимостью 854.77 рублей; товар N 75 столовые приборы, из стали, не предназначены для детей, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 8215999000, весом брутто 11.85 кг., весом нетто 7.35 кг., таможенной стоимостью 6928.24 рублей; товар N 76 столовые ножи с фиксированными лезвиями, из стали, не предназначены для детей, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 8211910009, весом брутто 1.5 кг., весом нетто 0.75 кг., таможенной стоимостью 520.87 рублей; товар N 82 люстры электрические подвесные для жилых помещений, предназначенные для использования с лампами накаливания, с металлическим каркасом поставляются без ламп накаливания. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405105008, весом брутто 23.18 кг., весом нетто 21.91 кг., таможенной стоимостью 39135.13 рублей; товар N 83 светильники электрические подвесные для жилых помещений, предназначенные для использования с лампами накаливания, поставляются без ламп накаливания, материал - полирезин. Код ТН ВЭД ЕАЭС 9405102109, весом брутто 17.76 кг., весом нетто 15.84 кг., таможенной стоимостью 19673.74 рублей; товар N 87 коврики придверные прямоугольной формы, размером 74*44 cm, из химических текстильных материалов, машинного способа производства, состав: верх100% полиэстер, подложка - резина, тип соединения верха и подложки - склейка, для розничной продажи. Код ТН ВЭД ЕАЭС 5705003000, весом брутто 24.6 кг., весом нетто 22.8 кг., таможенной стоимостью 3379.1 рублей; товар N 88 пледы, из синтетических нитей (100% акрил), трикотажные, машинного вязания, не электрические. Код ТН ВЭД ЕАЭС 6301401000, весом брутто 20.52 кг., весом нетто 12.98 кг., таможенной стоимостью 22535.82 рублей.
Обществом в таможенный орган представлено гарантийное письмо от 20.12.2018, согласно которому Обществом просило разрешить условный выпуск.
Согласно графе 44 товара N 2, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 28, 29, 34, 38, 40, 43, 46, 48, 52, 55, 56, 59, 61, 64, 65, 69, 71, 75, 76, 82, 83, 87, 88 заявленного по ДТ N 10313140/211218/0066160 под кодом "01191" указан срок предоставления документа об оценке соответствия, предусмотренный техническими регламентами Евразийского экономического союза до 04.02.2019.
25.12.2018 таможенным органом осуществлен условный выпуск товара N 2, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 28, 29, 34, 38, 40, 43, 46, 48, 52, 55, 56, 59, 61, 64, 65, 69, 71, 75, 76, 82, 83, 87, 88 заявленного по ДТ N 10313140/211218/0066160.
04.02.2019 декларантом в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста Ростовской таможни поступило информационное письмо с просьбой продлить срок предоставления сертификата соответствия, в связи с предновогодней загруженностью лаборатории ООО "Тест-С.-Петербург".
Товар N 2, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 28, 29, 34, 38, 40, 43, 46, 48, 52, 55, 56, 59, 61, 64, 65, 69, 71, 75, 76, 82, 83, 87, 88 заявленные в ДТ N 10313140/211218/0066160 включены в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия установленных требованиям технического регламента: Таможенного союза TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утверждённый от 09.12.2011 N 876 Решение Комиссии Таможенного союза ("О безопасности продукции легкой промышленности"), Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (вместе с "TP ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования"), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 32 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (вместе с "TP ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции").
В ходе осуществления документального контроля таможенным органом установлено, что Обществом в срок до 04.02.2019 (включительно), не представлены разрешительные документы в отношении товара N 2, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 28, 29, 34, 38, 40, 43, 46, 48, 52, 55, 56, 59, 61, 64, 65, 69, 71, 75, 76, 82, 83, 87, 88 заявленные в ДТ N 10313140/211218/0066160, что явилось нарушением статей 7, 104,105, 108, 340 ТК ЕАЭС.
26.04.2019, то есть с нарушением срока, установленного таможенным органом (04.02.2019) декларантом в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста Ростовской таможни по электронным каналам связи направлено КДТ с просьбой о внесении изменений в графу 44 сертификата соответствия на товары N 2, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 28, 29, 34, 38, 40, 43, 46, 48, 52, 55, 56, 59, 61, 64, 65, 69, 71, 75, 76, 82, 83, 87, 88 заявленные в ДТ N 10313140/211218/0066160.
По факту выявленных нарушений, 30.08.2019 ГГТИ ОТО и ТК Ростовского таможенного поста (ЦЭД) в отсутствии директора Общества составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.11.2019, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника Ростовской таможни вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10313000-2614/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлениями Ростовской таможни, используя право на обжалование, предусмотренное статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В свою очередь, частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе и мер технического регулирования.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Пунктом 1 статьи 83 ТК ЕАЭС установлено, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Таким образом, обществом не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения при ввозе товаров на таможенную территорию, чем нарушены требования статьи 107 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 135 ТК ЕАЭС, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе и мер технического регулирования.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не представило в установленный срок - до 04.02.2019 включительно, документы о соответствии, необходимый для проведения таможенного контроля по ДТ N 10313140/211218/0066160. Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях России является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Пунктом 1 статьи 831 ТК ЕАЭС декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из данной нормы закона, вина юридического лица определяется через три основные составляющие: наличие обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить; наличие объективной возможности исполнить данную обязанность, которая заключается в отсутствии объективных препятствий, то есть обстоятельств, не зависящих от воли лица; неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П виновность юридического лица в совершении правонарушения имеет место, если нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась, в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом, права лица, корреспондирующиеся его обязанностям, в свою очередь определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
Предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично - правовых (таможенных) обязанностей: на нём лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов.
Вина общества выражается в том, что выступая участником таможенных правоотношений, организация должна была соблюдать требования таможенного законодательства и своевременно представить запрашиваемые документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля по товарам N 2, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 28, 29, 34, 38, 40, 43, 46, 48, 52, 55, 56, 59, 61, 64, 65, 69, 71, 75, 76, 82, 83, 87, 88 заявленным в ДТ N 10313140/211218/0066160, однако Общество могло проявить большую степень осмотрительности, а именно выбрать иной орган сертификации для получения необходимых документов.
Данные обстоятельства характеризуют субъективную сторону вменённого обществу административного правонарушения.
Следовательно, субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общество.
Непредставление таможенному органу разрешительных документов в установленный срок, в том числе 45 календарных дней, является невыполнением условий выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (подпункт 1 пункта 1 статьи 118, подпункт 1 пункта 1 статьи 125, подпункт 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, статья 107 Федерального закона от 3 августа 2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).
Таким образом, материалами дела полностью доказан факт совершения обществом административных правонарушений.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Оспариваемыми постановлениями обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб., что соответствует минимальной санкции, предусмотренной статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов предпринимателя при производстве по делам об административных правонарушениях административным органом не допущено, составы административных правонарушений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден материалами дела, производство по делам велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что общество привлечено к ответственности по двум статьям за одно административное правонарушение, что противоречит пункту 5 ст. 4.1. КоАП РФ по следующим основаниям.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В свою очередь, частью 3 ст. 16.12 КоАП России установлена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе и мер технического регулирования.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Согласно п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Таким образом, обществом не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения при ввозе товаров на таможенную территорию, чем нарушены требования ст. 107 ФЗ N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 1 ст. 7, п. 3 ч. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.
В свою очередь, объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с реализацией установленного таможенным законодательством порядка представления в таможенный орган документов и сведений, в целях осуществления таможенного контроля, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции указывает, что частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Тогда как статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
То есть, своим действием общество совершило административные правонарушения, выразившиеся в разных объективных сторонах, а именно, нарушив запреты и ограничения при ввозе товаров на таможенную территорию и не представило в установленный таможенным органом срок документ, необходимый для проведения таможенного контроля, за которые предусмотрены ответственности, установленные статьям 16.3 КоАП РФ и частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Глава 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок назначения административного наказания, в том числе устанавливает правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4).
Из норм ч. 1 ст. 4.4, ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что при совершении организацией двух и более административных правонарушений протоколы будут составлены по каждому случаю нарушения и штраф назначается за каждое из них.
По смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние.
Решая вопрос об обоснованности применения Ростовской таможней административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ, следует иметь в виду, что данные нормы предусматривают два отдельных самостоятельных состава административного правонарушения, а именно, ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока предоставления в таможенный орган документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, и другой состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, это нарушение порядка соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию.
Кроме этого, данные составы не могут исключать друг друга, по той причине, что правонарушения имеют разные объективные стороны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности действий Ростовской таможни.
При неисполнении обществом обязанностей, возложенных на общество при декларировании товара и таможенном контроле, таможней за выявленные административные правонарушения назначены наказания по каждому из них.
Статьей 24.5 КоАП РФ установлен исчерпывающий список обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что привлечение общества к административной ответственности за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ) и привлечение общества к административной ответственности за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ (ст. 16.3 КоАП РФ) не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о возможности применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что общество является микропредприятием, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, позволяющих на основании статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации заменить назначенный обществу административный штраф на предупреждение по следующим основаниям.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации также определено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение только в том случае, если совершенное субъектом малого или среднего предпринимательства административное правонарушение не повлекло обозначенных в этих нормах последствий, в том числе не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае нарушение, допущенное обществом правонарушение, совершено в сфере таможенного регулирования и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связано с перемещением через таможенную границу игрушек детских в наборах, которые включены в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 008/2011, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (ред. от 26.09.2017) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП Российской Федерации преференция применению не подлежит.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2020 по делу N А53-44296/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44296/2019
Истец: ООО "ХОУМ РИТЕЙЛ ГРУПП"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Представитель заявителя - Белотелов Константин Анатольевич