г. Ессентуки |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А61-1220/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой М.Е., в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Бабатова Руслана Алиевича на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2020 по делу N А61-1220/2016, принятое по иску Индивидуального предпринимателя Бабатова Руслана Алиевича (ОГРНИП 306151008900036, ИНН 151003504450) к ответчикам: Муниципальному образованию Моздокскому городскому поселению в лице Администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания (ОГРН 1021500001830, ИНН 1510008224) Муниципальному казенному учреждению Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (ОГРН 1021500918196, ИНН 151001001) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бабатов Руслан Алиевич (далее по тексту - взыскатель, заявитель) обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к Администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания о взыскании 694799 рублей 16 копеек неустойки за просрочку исполнения обязательства, процентов за пользование чужими денежными средствами за несвоевременное перечисление суммы контракта в размере 432614 рублей 86 копеек, процентов в порядке статьи 317.1. Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 15503 рублей 13 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за несвоевременное перечисление госпошлины в размере 1219 рублей 07 копеек, процентов в порядке статьи 317.1. Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 207 рублей 91 копейки.
Решением от 17.08.2016 исковые требования удовлетворены, с Муниципального казенного учреждения Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" за счет средств казны Муниципального образования Моздокское городское поселение в пользу Индивидуального предпринимателя Бабатова Руслана Алиевича взысканы неустойка по муниципальному контракту от 19.07.2013 в размере 514779 рублей 24 копеек за период с 07.09.2013 по 23.06.2015, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей и 13296 рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины, всего - 568075 рублей 24 копейки.
На основании вступившего в законную силу решения от 17.08.2016 по делу N А61-1220/2016 выдан исполнительный лист от 21.09.2016 серии ФС N 012234121.
29.01.2020 от индивидуального предпринимателя Бабатова Руслана Алиевича поступило заявление в порядке статьи 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа от 21.09.2016 серии ФС N 012234121, выданного на основании решения Арбитражного суда РСО-Алания от 17.08.2016 по делу N А61-1220/2016, к исполнению.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2020 по делу N А61-1220/2016 в удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя Бабатова Руслана Алиевича (ОГРНИП306151008900036, ИНН 151003504450) о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа от 21.09.2016 серии ФС N012234121 к исполнению отказано.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2020 по делу N А61-1220/2016 ИП Бабатов Р.А. обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого определения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность определения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2020 по делу N А61-1220/2016 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2020 по делу N А61-1220/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Бабатов Р.А. предъявил ко взысканию исполнительный лист от 21.09.2016 серии ФС N 012234121 в Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания в августе 2019.
В уведомлении от 16.08.2019 N УВЛ-19-90300509-1 о возврате исполнительного документа УФК по РСО-Алания разъяснило взыскателю, что представленный исполнительный лист не может быть принят к исполнению, поскольку предусматривает взыскание за счет казны муниципального образования Моздокского городского поселения и в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит направлению для исполнения в финансовый орган муниципального образования, а именно: в Администрацию местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания.
Заявитель указал, что позднее он обратился в Администрацию местного самоуправления Моздокского городского поселения, где, по его словам, ему предложили направить исполнительный лист в адрес Муниципального казенного учреждения Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства", которое является должником, чтобы его руководитель обратился в АМС Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания.
Вместе с тем взыскатель указал, что 19.08.2019 он обратился в УФССП по РСО-Алания с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа от 21.09.2016 серии ФС N 012234121.
УФССП РСО-Алания постановлением от 05.09.2019 возбудило исполнительное производство.
Как указал заявитель, впоследствии судебный пристав-исполнитель вызвал его и пояснил, что задолженность по исполнительному листу нужно взыскивать через УФК по РСО-Алания, в связи с чем 19.09.2019 исполнительное производство было окончено с указанием на то, что исполнительный документ возвращается заявителю ввиду того, что поступило заявление взыскателя об окончании исполнительного производства.
Несмотря на разъяснения УФК по РСО-Алания, взыскатель 13.01.2020 вновь обратился в УФССП по РСО-Алания с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа по делу N А61-1220/2016.
Постановлением от 17.01.2020 УФССП по РСО-Алания отказало в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на истечение срока предъявления исполнительного документа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Индивидуального предпринимателя Бабатова Руслана Алиевича в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Частью 1 статьи 319 АПК РФ установлено, что исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим арбитражным судом.
В силу части 3 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 321 АПК РФ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 322 АПК РФ взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При разрешении вопроса о восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению суд должен установить следующие обстоятельства: срок предъявления исполнительного документа действительно пропущен; восстановление указанного срока должно быть разрешено федеральным законом; причины пропуска срока являются уважительными.
Заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 117 АПК РФ, согласно которой, по результатам рассмотрения заявления выносится определение о восстановлении срока предъявления исполнительного листа к исполнению, либо об отказе в восстановлении срока предъявления исполнительного листа.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков. Установление того обстоятельства, являются названные в ходатайстве взыскателя причины пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению уважительными, отнесено к судебному усмотрению. При разрешении указанного ходатайства суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и представленные заявителем доказательства.
Уважительными причинами пропуска процессуального срока признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить соответствующие юридические действия.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Как установлено судом первой инстанции, решение по настоящему делу было вынесено судом 17.08.2016.
На основании вступившего 20.09.2016 в законную силу решения от 17.08.2016 по делу N А61-1220/2016 выдан исполнительный лист от 21.09.2016 серии ФС N 012234121.
Взыскатель мог предъявить к исполнению исполнительный лист в период с 21.09.2016 до 20.09.2019, однако до настоящего времени в финансовый орган муниципального образования, а именно в Администрацию местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания с заявлением об исполнении судебного акта не обратился. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и на таковые заявитель не ссылался
В заявлении Индивидуальный предприниматель Бабатов Руслан Алиевич не пояснил, почему он не предъявил к исполнению исполнительный лист в пределах предусмотренного законом трехлетного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы заявителя и представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что уважительных причин для восстановления срока на предъявление исполнительного листа к исполнению не имеется; заявитель не обосновал невозможность предъявления исполнительного листа к исполнению в установленные сроки, а также не доказал, что своевременному совершению процессуальных действий препятствовали обстоятельства, независящие от его воли.
Игнорируя разъяснение Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания, взыскатель 19.08.2019, 13.01.2020 обращался в Управление Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа, а не в финансовый орган муниципального образования.
Таким образом, именно действия и бездействие самого взыскателя послужили причиной пропуска срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Отсутствие реальной возможности по своевременному предъявлению исполнительного листа в финансовый орган муниципального образования, как указало заявителю в пределах трехгодичного срока Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания в уведомлении от 16.08.2019 о возврате исполнительного документа, надлежащими доказательствами не подтверждено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что нахождение в службе судебных приставов исполнительного листа, изначально предъявленного заявителем с нарушениями установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации порядка, не может являться уважительной причиной пропуска процессуального срока на предъявление исполнительного листа, поскольку техническая ошибка или юридическая неосведомленность относится к числу внутренних организационных проблем юридического лица.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что определение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное определение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 05.02.2020 по делу N А61-1220/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1220/2016
Истец: Ип Бабатов Руслан Алиевич
Ответчик: АМС Моздокского городского поселения, МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства"