г. Киров |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А31-10804/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Дурова Ивана Александровича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2024
по делу N А31-10804/2023
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
к арбитражному управляющему Дурову Ивану Александровичу
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ООО ТД "Высоковский" Дурова Ивана Александровича (далее - а/у Дуров И.А., арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2024 заявленные требования удовлетворены, суд привлек а/у Дурова И.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе а/у Дуров И.А. указывает, что административным органом не доказано наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. Арбитражный управляющий приводит доводы об отсутствии в его действиях нарушения требований пункта 6.1 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ). По мнению подателя жалобы, на дату, с которой Закон о банкротстве связывает необходимость опубликования сообщения о результатах соответствующей процедуры (отчет), полномочия Дурова И.А. были прекращены, соответственно, обязанность по опубликованию в ЕФРСБ сообщения по результатам наблюдения лежала на вновь утвержденном арбитражном управляющем. При этом арбитражный управляющий отмечает, что несоблюдение срока публикации сообщения о результатах соответствующей процедуры (отчет) было допущено, в том числе, из-за отсутствия финансирования процедуры банкротства. Относительно нарушения арбитражным управляющим положений пункта 13 статьи 213.8, пункта 7 статьи 12 Закона N 127-ФЗ, арбитражный управляющий указывает на исполнение предусмотренных Законом о банкротстве обязанностей, опубликовании протокола собрания кредиторов. Нарушения прав кредиторов на получение информации об итогах голосования, по мнению подателя жалобы, не допущено. По вменению арбитражному управляющему нарушения пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, выразившемуся в опубликовании дополнительных сведений при проведении соответствующей процедуры, а/у Дуров И.А. приводит доводы о необходимости опубликования дополнительных сведений, отсутствии нарушения прав кредиторов. Также отмечает, что судом не установлено, что расходы на указанные публикации возмещены арбитражному управляющему за счет средств должника соответствующим судебным актом. Относительно нарушения требований пункта 7 статьи 213.8 и пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве - проведение собрания кредиторов должника в заочной форме без решения собрания кредиторов должника, податель жалобы указывает, что информация о собрании кредиторов с приложением бюллетеней для голосования доводилась до сведения всех заинтересованных лиц путем соответствующих публикаций в ЕФРСБ, копии почтовых квитанций, подтверждающих направление уведомления о проведении собрания кредиторов в адрес кредиторов, представлены в дело. Возражений о проведении собрания кредиторов в заочной форме от кредиторов не поступало, итоги собрания, а равно действия временного управляющего по проведению собрания кредиторов в заочной форме не оспаривались.
Кроме того, арбитражный управляющий не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Управление представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы арбитражного управляющего.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть жалобу в отсутствие представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Костромской области от 20.06.2022 по делу N А31-15418/2021 в отношении ООО "ТД "Высоковский" введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Дуров И.А., участник саморегулируемой организации "Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.03.2023 по делу N А31-10804/2023 в отношении ООО "ТД "Высоковский" введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена Позднякова Е.А., участник Ассоциации "Межрегиональная Северо - Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Содружество".
Специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления при изучении сайта ЕФРСБ установил, что при проведении процедуры банкротства ООО "ТД "Высоковский" временный управляющий допустил следующие нарушения:
- пункта 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве, выразившееся в неопубликовании в ЕФРСБ сообщения о завершении процедуры наблюдения (отчет) в срок не позднее, чем 06.04.2023;
- пункта 13 статьи 213.8 и пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, выразившееся в неразмещении к сообщениям о результатах проведения собрания кредиторов от 07.03.2023 N 10939766 и 08.03.2023 N 10947936 отчета временного управляющего о ходе процедуры наблюдения в отношении должника ООО ТД "Высоковский";
- пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, выразившееся в публикации излишних сообщений на сайте ЕФРСБ;
- пункта 7 статьи 213.8 и пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, в части проведения собрания кредиторов должника в заочной форме без соответствующего решения собрания кредиторов.
Должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего Дурова И.А. составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2023 N 00784423, на основании которого административный орган в порядке статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования; признал а/у Дурова И.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначил ему административное наказание в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
Статьей 28 Закона о банкротстве определен порядок раскрытия информации предусмотренной Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).
При изучении личной карточки предприятия-банкрота на сайте ЕФРСБ, а также картотеки арбитражных дела по делу N А31-15418/2021, административным органом установлено, что решением суда от 23.03.2023 по делу N31-15418/2021 ООО "ТД "Высоковский" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Таким образом, процедура наблюдения в отношении ООО "ТД "Высоковский" завершена 23.03.2023. Информация о принятом судебном акте размещена в картотеке арбитражных дела 23.03.2023, что подтверждается соответствующим скриншотом.
В связи с чем, сообщение о завершении процедуры наблюдения (отчет) должен быть размещен в ЕФРСБ в срок не позднее, чем 06.04.2023.
Административным органом установлено, что сведения включены Дуровым И.А. в ЕФРСБ 12.09.2023, то есть спустя практически пять месяцев после введения процедуры конкурсного производства и завершения процедуры наблюдения (23.03.2023).
Доводы а/у Дурова И.А, что обязанность по размещению указанных сведений возложена на вновь утвержденного арбитражного управляющего, рассмотрены апелляционным судом и подлежат отклонению.
Проанализировав положения пунктов 6.1 и 6.2 статьи 28 Закона N 127-ФЗ, апелляционный суд приходит к выводу, что Законом о банкротстве обязанность по опубликованию сообщения о результатах соответствующей процедуры (отчета) лежит на арбитражном управляющем, проводившем соответствующую процедуру. Вновь утвержденный арбитражный управляющий, не осуществлявший полномочий временного управляющего, не мог в установленные для публикации сроки располагать полной информацией в отношении процедуры наблюдения должника, необходимой для публикации соответствующего отчета. Неисполнение установленных законодательством о банкротстве требований по опубликованию сведений по результатам соответствующей процедуры, по мнению апелляционного суда, в любом случае нарушает права и интересы должника и кредиторов. Отсутствие соответствующего финансирования не может являться основанием для неисполнения предусмотренных Законом N 127-ФЗ обязанностей.
В пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, даны разъяснения, что при подготовке и проведении заочного собрания арбитражный управляющий может руководствоваться по аналогии положениями пунктов 7 - 13 статьи 213.8 Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.
Пункт 7 статьи 213.8 Закона о банкротстве определяет, что по решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования.
В силу пункта 13 статьи 213.8 Закона о банкротстве при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включаемым в ЕФРСБ, должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения.
Административным органом установлено, что 30.01.2023 арбитражным управляющим ООО "ТД "Высоковский" размещено сообщение N 8205159 о проведении собрания кредиторов должника в форме заочного голосования, назначенного на 03.03.2023. На повестку дня собрания арбитражным управляющим был вынесен вопрос, в том числе "принятие к сведению отчета временного управляющего о ходе процедуры наблюдения в отношении должника ООО "ТД "Высоковский".
В пункте 13 статьи 213.8 Закона N 127-ФЗ императивно закреплена обязанность арбитражного управляющего прикреплять к сообщению о проведении собрания в заочной форме как протокола собрания кредиторов, так и документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.
Из материалов настоящего дела усматривается, что к сообщениям о результатах проведения собрания кредиторов от 07.03.2023 N 10939766 и 08.03.2023 N 10947936 не прикреплен отчет временного управляющего о ходе процедуры наблюдения в отношении должника ООО "ТД "Высоковский", при том, что участниками собрания принято решение принять к сведению отчет временного управляющего о ходе процедуры наблюдения в отношении должника.
Принятие решений по отчетам управляющих к исключительной компетенции собрания кредиторов не относится (пункт 2 статьи 12 Закона N 127-ФЗ), между тем, в повестке дня собрания кредиторов находился вопрос относительно отчета временного управляющего о ходе процедуры наблюдения, в связи с чем названный отчет подлежал опубликованию в составе сообщения о проведении собрания в заочной форме.
Таким образом, в действиях арбитражного управляющего усматривается нарушение требований пункта 7 статьи 12, пункта 13 статьи 213.8 Закона о банкротстве.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пунктом 1 статьи 68 Закона о банкротстве установлено, что временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, сообщение о введении наблюдения.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве определены сведения, подлежащие обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве:
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
- о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Административным органом установлено и подтверждается распечатками сообщения с сайта ЕФРСБ от 21.06.2022, что сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения были включены временным управляющий в информационный ресурс, что соответствует требованию абзаца 5 пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве.
При этом, временным управляющим в ЕФРСБ 21.07.2022 (два сообщения), 22.07.2022, 08.08.2022 (два сообщения), 13.09.2022, 23.09.2022, 14.10.2022, 10.01.2023 включены публикации об уведомлении о получении требований кредиторов.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
С учетом изложенных норм, а также положений статьи 67 Закона о банкротстве, включение в ЕФРСБ публикаций о получении уведомлений кредиторов должника в процедуре наблюдения Законом о банкротстве не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Во исполнение требований статьи 13 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ была произведена публикация сообщения о собрании кредиторов ООО "ТД "Высоковский", что подтверждается сообщением с сайта ЕФРСБ от 12.08.2022 N 9414257.
Административным органом установлено, что арбитражным управляющим Дуровым И.А. сообщением от 24.08.2022 N 9494552 размещена информация "уведомляю Вас об уточнении адреса получения заполненных бюллетеней для заочного голосования...". Таким образом, данная публикация совершена арбитражным управляющим Дуровым И.А. дополнительно к ранее опубликованному сообщению о собрании кредиторов должника от 12.08.2022 N 9414257.
При исследовании сайта ЕФРСБ также установлено, что арбитражным управляющим Дуровым И.А. сообщением от 06.09.2022 N 9581865 размещена информация, что "В типовую форму бюллетеня для голосования участников собрания кредиторов по 3 вопросу повестки дня вношу вопрос как должен быть сформулирован согласно повестки". Данная публикация совершена арбитражным управляющим Дуровым И.А. дополнительно к ранее опубликованному сообщению о собрании кредиторов должника от 12.08.2022 N 9414257.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Во исполнение требований статьи 12 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ была произведена публикация сообщения о результатах проведения собрания кредиторов ООО ТД "Высоковский", что подтверждается сообщением с сайта ЕФРСБ от 07.03.2023 N 10939766.
Также установлено, что арбитражным управляющим Дуровым И.А. сообщением от 08.03.2023 N 10947936 размещена информация, уточняющая количество голосов кредиторов, принявших участие в собрании кредиторов, по вопросам повестки дня собрания.
Из указанного следует, что данная публикация совершена арбитражным управляющим Дуровым И.А. дополнительно к ранее опубликованному сообщению о собрании кредиторов должника от 07.03.2023 N 10939766.
При исследовании сайта ЕФРСБ установлено, что в процедуре наблюдения арбитражный управляющий включил в ЕФРСБ 09.03.2023 сообщение N 10951009 о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. 20.03.2023 Дуровым И.А. на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение N 11038506 об изменении сообщения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Пунктом 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" сведения об отсутствии (наличии) признаков фиктивного банкротства подлежали внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты подготовки соответствующего заключения.
Дуровым И.А. даны пояснения относительно того, что временным управляющим проведен анализ финансового состояния должника, сделаны выводы об отсутствии (наличии) признаков фиктивного банкротства. Соответствующая информация доведена до общего сведения посредством опубликования двух сообщений в ЕФРСБ. Опубликование второго сообщения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства обусловлено выявлением временным управляющим имущества должника, что повлекло внесение изменений в анализ финансового состояния должника.
Между тем из обжалуемого судебного акта не следует, что данное обстоятельство получило оценку административного органа и суда. В решении формально указано на доказанность события и состава административного правонарушения.
Как указывалось выше, абзац 9 пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве уполномочивает арбитражного управляющего сообщать о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов.
В данном случае действия арбитражного управляющего Дурова И.А. соответствуют принципам добросовестности и разумности и не нарушают требования пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, в части включения в ЕФРСБ 2 публикаций о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, не предусмотренной Законом о банкротстве.
Пунктом 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве определено, что не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).
Такое сообщение должно содержать, в том числе и выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Административным органом установлено, что на дату включения временным управляющим в ЕФРСБ сообщения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства - 09.03.2023 и 20.03.2023 процедура наблюдения в отношении должника не завершена.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве в сообщении о завершении соответствующей процедуры должны обязательно содержаться и другие сведения о должнике:
- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
- фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
- наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III. 1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
- наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
- стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация;
- сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
- балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
- источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
- дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
Вместе с этим, указанной статьей не предусмотрено опубликование перечисленных сведений по отдельности.
Данные сведения должны быть включены арбитражным управляющим в информационный ресурс в комплексе (в одном сообщении) с целью предотвращения излишних расходов на публикации.
Административным органом был рассмотрен финальный отчет арбитражного управляющего Дурова И.А. по результатам процедуры наблюдения должника, включенный арбитражным управляющим в ЕФРСБ 12.09.2023, а именно раздел данного отчета "Расходы на проведение процедуры", по результатам рассмотрения которого установлено, что "Прочие расходы" на проведение процедуры наблюдения составили 32595, 40 руб.
Согласно пункту 1 статьи 20.7 Закона о банкротстве, расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Таким образом, расходы за данную публикацию подлежат оплате в соответствии с пунктом 1 статьи 20.7 Закона о банкротстве, за счет средств должника.
При рассмотрении требований, предъявленных Дуровым И.А. к конкурсному управляющему ООО "ТД "Высоковский" Поздняковой Е.А., установлено, что оплата текущих расходов составляет 36766, 51 руб.
Данные требования отражены конкурсным управляющим ООО "ТД "Высоковский" Поздняковой Е.А. в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 31.08.2023 на основании выставленных требований Дурова И.А.
Таким образом, из опубликованного арбитражным управляющим финального отчета от 12.09.2023 невозможно достоверно установить необходимость понесенных трат и их обоснованность.
Действия арбитражного управляющего не соответствуют принципам разумности, нарушают положения пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, а также права кредиторов, в части получения более раннего удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы, что публикации осуществлены в целях обеспечения возможности для кредиторов и иных заинтересованных лиц заявить возражения относительно требований кредитора, рассмотрены и подлежат отклонению.
Статьей 20.3 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Опубликование за счет собственных средств арбитражного управляющего, не за счет конкурсной массы должника, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав должника, возможность возмещения арбитражным управляющим расходов за счет должника в рассматриваемом случае не утрачена.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве, организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Положениями Закона о банкротстве, регламентирующими порядок проведения собрания кредиторов должника - юридического лица (п. 4 ст. 12, п. 4 ст. 14, ст. 15 Закона о банкротстве), предусмотрена возможность проведения собрания кредиторов в очной форме - путем совместного присутствия лиц, имеющих право в нем участвовать.
Пунктом 4 Правил N 56 определено, что при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:
- уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;
- предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы; осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
Порядок проведения собрания кредиторов определен в пункте 7 Правил N 56. Согласно названному пункту арбитражный управляющий:
а) открывает собрание кредиторов и объявляет:
- об основаниях созыва собрания кредиторов;
- о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;
- о правомочности собрания кредиторов;
- о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
- о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;
б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;
в) проводит в установленном порядке голосование;
г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, на собрании кредиторов должника, проведенном в очной форме, применительно к положениям пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве допускается принятие решения о возможности проведения последующих собраний в форме заочного голосования (без совместного присутствия). При подготовке и проведении заочного собрания арбитражный управляющий руководствуется по аналогии положениями пунктов 7 - 13 статьи 213.8 Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Административным органом установлено, что арбитражный управляющий Дуров И.А. на сайте ЕФРСБ при проведении процедуры наблюдения должника разместил сообщение о проведении первого собрания кредиторов должника, назначенного на 03.03.2023 в заочной форме, что подтверждается сообщением с сайта ЕФРСБ от 31.01.2023 N 10650407. При исследовании интернет-сайта ЕФРСБ, а именно личной карточки должника - банкрота, установлено, что решение о возможности проведения собраний кредиторов в форме заочного голосования (без совместного присутствия) на собрании кредиторов должника ранее не принималось.
Таким образом, назначение и проведение Дуровым И.А. собрания кредиторов в форме заочного голосования на 03.03.2023 противоречит положениям статей 12, 13 Закона о банкротстве, а также пунктам 4 и 7 Правил N 56.
Доводы подателя жалобы об обратном рассмотрены и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеназванных положений.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответчик является лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными Законом о банкротстве. Поэтому арбитражный управляющий не мог не осознавать, что вышеназванные деяния носят противоправный характер.
В рассматриваемом случае арбитражным управляющим не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о банкротстве, что в силу статьи 2.2 КоАП РФ свидетельствует о вине арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ответчика реальной возможности предпринять все меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не содержится.
В силу изложенного следует вывод о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Рассмотрев аргументы Дурова И.А. о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, апелляционный суд отмечает следующее.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Таким образом, предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения привлекаемого к административной ответственности лица от административной ответственности не подлежит безосновательному применению, его применение должно быть мотивированным.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований Закона о банкротстве. Наступление негативных последствий в таком случае для целей квалификации деяния не требуется, презюмируется самим фактом совершения противоправного деяния.
Аргументы ответчика в жалобе не свидетельствуют о том, что совершенное им правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям. Каждое выявленное административным органом нарушение законодательства о банкротстве свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей, пренебрежительном отношении ответчика к ним.
В то время как существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а именно в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Ссылка ответчика на судебную практику не принимается, так как указанные в жалобе судебные акты не имеют для настоящего спора преюдициального значения.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы о наличие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению. Оснований для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2024 по делу N А31-10804/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу а/у Дурова И.А. - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная Дуровым И.А. по чеку от 09.02.2024 (идентификатор платежа (СУИП) 851436305814MWEW) государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 31.01.2024 по делу N А31-10804/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего Дурова Ивана Александровича - без удовлетворения.
Возвратить Дурову Ивану Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по чеку от 09.02.2024 (идентификатор платежа (СУИП) 851436305814MWEW).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-10804/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Р в _РЎ-РЎ Р С·Р Р+ Р В_Р Р+Р°РР+ Р С'Р В"Р ВР С"РЎ-Р°РР+Р Т'РЎ Р С·Р Р+Р С'РЎ+
Третье лицо: Дуров Иван Александрович