город Томск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А03-11620/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сперанской Н.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (N 07АП-10554/2023) на решение от 13.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11620/2023 (судья Захарова Я.В.) по иску Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1052241873012, ИНН 2221114472) к индивидуальному предпринимателю Лапшиной Екатерине Алексеевне, г. Барнаул Алтайского края (ОГРНИП 322220200070016, ИНН 222331705483), о взыскании средств гранта в размере 498 000 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия, извещен
от ответчика: Максимов М.А. - доверенность от 01.08.23
УСТАНОВИЛ:
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Лапшиной Екатерине Алексеевне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Лапшина Е.А.) о взыскании средств гранта в размере 498 000 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что предпринимателем средства гранта израсходованы на оборудование, не предусмотренное проектом, что свидетельствует о нецелевом использовании средств гранта.
ИП Лапшина Е.А. представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора ИП Лапшина Е.А. признана получателем гранта на реализацию проекта от 20.09.2022, суть которого заключается в создании столярной мастерской для производства мебели из массива дерева, а также корпусной мебели.
24.11.2022 между Управлением (предоставитель) и ИП Лапшиной Е.А. (получатель) заключен договор о предоставлении из бюджета Алтайского края в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - договор, в редакции дополнительного соглашения N 30-2022-006769/1 от 30.11.2022), предметом которого является предоставление получателю из бюджета Алтайского края в 2022 году гранта в форме субсидии (далее - грант) на финансовое обеспечение затрат, не подлежащих казначейскому сопровождению, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности (пункт 1.1. договора).
Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 3 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1.2 договора).
Согласно Приложению N 3 к договору, определен перечень затрат и их стоимость, а именно: аренда нежилого помещения для реализации проекта 74 000 руб., из них 18 500 руб. за счет собственных средств и 55 500 руб. за счет средств гранта; аренда и (или) приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели) используемого для реализации проекта 590 000 руб., из них 147 500 руб. за счет собственных средств и 442 500 руб. за счет средств гранта.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, грант предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего договора, в размере 498 000 (четыреста девяносто восемь тысяч) рублей 00 копеек, в том числе: 2.1.1. в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Предоставителю как получателю средств бюджета Алтайского края по кодам классификации расходов Алтайского края бюджета (далее - коды БК), в следующем размере: в 2022 году 498 000 (четыреста девяносто восемь тысяч) рублей 00 копеек - по коду БК 110 0412 59 1 14 55270 813.
Согласно пункту 3.1. договора, грант предоставляется в соответствии с Правилами предоставления гранта - при соблюдении условий, предусмотренных настоящим соглашением и Правилами предоставления гранта (пункт 3.1.1. договора).
На основании положений пункта 3.2. договора, перечисление гранта осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации: на счет получателя, открытый в Алтайском отделении N 8644 ПАО Сбербанк г. Барнаул (пункт 3.2.1. договора): в соответствии с планом-графиком перечисления гранта, установленным в приложении N1 к настоящему договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 3.2.1.1. договора).
Условием предоставления гранта является согласие получателя на осуществление представителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего договора (пункт 3.3. договора).
Пунктом 4.3 договора установлено, что получатель обязуется:
-направлять грант на финансовое обеспечение затрат, указанных в приложении N 3 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 4.3.1.);
-вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет гранта (пункт 4.3.2);
- обеспечивать достижение значений результата(ов) предоставления гранта, установленных Правилами предоставления гранта или предоставителем в соответствии с пунктом 4.1.3 настоящего договора, а также соблюдать план реализации проекта (в том числе календарный план), прошедший конкурсный отбор в рамках Правил предоставления гранта (пункт 4.3.4 договора).
Сумма гранта была перечислена ответчику платежным поручением от 12.12.2022 года N 368907 в размере 498 000 руб.
Письмом от 27.01.2023 ИП Лапшина Е.А. обратилась в Управление, согласно которому на основании договора о предоставлении из бюджета Алтайского-края грантов, в форме субсидий 12.12.2022 Лапшиной Е.А. на расчетный счет поступили денежные средства (грант) в сумме 498 000 рублей. Согласно проекту необходимое для производства оборудование по плану планировалось приобрести в период с октября по ноябрь 2022 года. Однако в заявленный период Приобретения оборудования бюджетные денежные средства (грант) на счет не поступили. Также на момент предоставления гранта стоимость нового оборудования указанного в проекте, а именно барабанно-шлифовального станка, фуговального станка, распиловочного станка, торцовочной пилы, увеличилась и было принято решения о покупке данного оборудования за счет собственных средств с рук (б/у). Часть поступивших бюджетных денежных средств (гранта) согласно проекту были потрачены на приобретение части оборудования, а именно компрессора за 42 519 рублей. В настоящий момент с учетом финансирования, остаток средств необходимых на приобретение станков (согласно перечня затрат на покупку оборудования используемого для реализации проекта) составляет 547 481 рублей. Учитывая вышеизложенное ответчик просил истца выдать разрешение на использование оставшихся денежных средств для приобретения дополнительного оборудования, с целью расширения производственных возможностей, которое не будет противоречить концепции проекта, а также целям использования предоставленного гранта. Предприниматель планировал на оставшиеся средства приобрести: вакуумный пресс для оклейки мебельных фасадов шпоном дерева, а также гнутья деталей мебели; ваймы пневматические для склейки мебельных щитов.
В ответ на указанное обращение письмом N 43-04/П/294 от 06.02.2023 Управление сообщило ответчику о том, что для подтверждения приобретения оборудования, предусмотренного проектом, за счет собственных средств, необходимо представить подтверждающие документы.
Письмом-ответом от 02.02.2023 ИП Лапшина Е.А. указала, что оборудование указанное в проекте, а именно барабанно-шлифовальный станок, фуговальный станок, распиловочный станок и торцовочную пилу предприниматель приобрел за счет собственных средств с рук (б/у). Станки приобретены за наличные денежные средства у физических лиц, чеков и договоров о покупке нет. В подтверждение наличия данного оборудования предоставлена фототаблица.
Письмом Управления от 11.07.2023 N 43-04-01/П/2204 в адрес ответчика направлено требование о возврате средств гранта, которое до настоящего времени не исполнено.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением факта нецелевого использования предпринимателем бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления гранта.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений статей 1, 6, 152 БК РФ правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами названного Кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
Постановлением Правительства Алтайского края от 28.09.2021 N 358 (в редакции от 28.06.2022) утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно" (далее - Порядок).
В силу пункта 1.1 Порядка, грант в форме субсидии предоставляется на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными в реестр социальных предпринимателей, проектов в сфере социального предпринимательства, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности (далее - Грант).
Грант предоставляется при условии софинансирования субъектом расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства, или расходов, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности, в размере не менее 25 процентов расходов, предусмотренных на реализацию таких проектов. Максимальный размер Гранта не может превышать 500 тыс. руб. на одного субъекта и не может быть менее 100 тыс. руб. (пункт 3.3 Порядка).
В соответствии с проектом от 20.09.2022 сроки его реализации составляют 6 месяцев.
В общих затратах на реализацию проекта определено, наименование затрат и их стоимость: барабанно-шлифовальный станок - 160 000 руб., фуговальный станок - 195 000 руб., компрессор - 50 000 руб., распиловочный станок - 135 000 руб., торцовочная пила - 50 000 руб., аренда цеха на 2 месяца - 74 000 руб., итого 664 000 руб.
Расходы по проекту в общей сумме составляют 664 000 руб., 498 000 руб. за счет гранта и 166 000 руб. за счет собственных средств.
Аренда нежилого помещения - 74 000 руб., их них 18 500 руб. за счет собственных средств и 55 500 руб. за счет средств гранта; аренда и (или) приобретение оргтехники, оборудования (в том числе инвентаря, мебели) - 590 000 руб., из них 147 500 руб. за счет собственных средств и 442 500 руб. за счет средств гранта.
По мнению истца, на средства гранта ИП Лапшиной Е.А. приобретено оборудование, не предусмотренное проектом; приобретение на средства гранта, не предусмотренного проектом оборудования и не приобретение оборудования, предусмотренного проектом, свидетельствует о неисполнении условий реализации проекта, расходование средств гранта по своему усмотрению не на оборудование, предусмотренное проектом, является их нецелевым использованием.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчик приобрела оборудование на средства гранта с целью расширения производственных возможностей, что не противоречило концепции проекта и договору о предоставлении из бюджета Алтайского края в форме субсидий. Денежные средства были израсходованы на затраты в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 3 к договору, а именно: на приобретение оборудования, используемого для реализации проекта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с проектом необходимое для производства оборудование планировалось приобрести в период с октября по ноябрь 2022 года. Между тем, средства гранта перечислены предпринимателю только 12.12.2022 платежным поручением N 368907.
При этом на момент предоставления гранта стоимость нового оборудования указанного в проекте, а именно барабанно-шлифовального станка, фуговального станка, распиловочного станка, торцовочной пилы, увеличилась, в связи с чем предпринимателем принято решения о покупке оборудования за счет собственных средств с рук (б/у). Часть поступивших бюджетных денежных средств (гранта) согласно проекту были потрачены на приобретение части оборудования, а именно компрессора за 42 519 руб.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом нарушения ответчиком условий предоставления гранта и как следствие отсутствие оснований для его возврата.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, формальный подход в рассматриваемом случае может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресатов субсидии.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11620/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11620/2023
Истец: Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
Ответчик: Лапшина Екатерина Алексеевна