г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А56-55285/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Орехов К.Г. по доверенности от 06.07.2022
от заинтересованного лица: Зырянова К.П. по доверенности от 29.08.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38050/2023) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2023 по делу N А56-55285/2023, принятое
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к УФАС по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ОГРН: 1027809242933, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 11.05.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-582/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 11.10.2023 суд первой инстанции изменил постановление Управления от 11.05.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-582/2023, снизив размер штрафа до 300 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие вины во вмененном административном правонарушении с учетом сложности и объема работ, подлежащих выполнению со стороны сетевой организации; договор исполнен Обществом полном объеме, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 05.07.2023. Кроме того, податель жалобы полагает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку Общество ранее привлекалось к ответственности за нарушение Правил ТП, выразившееся в нарушении сроков исполнения договоров N 22-006904 и N 22-006912 (Постановления Управления по делу N 078/04/9.21-580/2023 от 11.05.2023 и по делу N 078/04/9.21-581/2023 от 11.05.2023) в отношении смежных объектов Заявителя; Управлением предполагаемые правонарушения выявлены в результате проведения одного контрольного мероприятия, следовательно, наказание должно быть назначено Обществу как за совершение одного административного правонарушения, а не 3-х отдельных.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 18.02.2022 между Обществом и Пархоменко Т.В. заключен договор N 22-006912-100-146 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, п. Репино, ул. Тихая, участок 1 (севернее дома 18, лит. А по Тихой улице), кад. N 78:38:0022141:38.
В соответствии с договором N 22-006912-100-146 технологическое присоединение должно было быть осуществлено до 18.02.2023.
В соответствии с пунктом 10.1 Технических условий для присоединения к электрическим сетям, являющихся Приложением N 1 к Договору о ТП (далее -ТУ), Общество приняло на себя следующие обязательства за счет средств платы за технологическое присоединение:
- Установить и оборудовать новую КТП-10/0,4 кВ. В проекте предусмотреть место установки КТП. Выполнить подъездные пути к КТП. Место установки КТП согласовать с земплепользователем.
- Проложить КЛ-10 кВ от РУ-10 кВ ТП-392 до новой КТП. Пересечение инженерных сооружений выполнить методом ГНБ. Параметры КЛ, объем работ уточнить проектом. Трассу прохожсдения согласовать с землевладельцем.
- Построить ВЛ-0,4 кВ направлением от РУ-0,4 кВ новой КТП до границ земельного участка заявителя. Параметры ВЛ-0,4 кВ, объем работ уточнить проектом.
- Смонтировать систему учета электрической энергии на опоре с установкой трехфазного прибора учета прямого включения без трансформаторов тока (1 прибор учета). Тип и параметры оборудования уточнить проектом.
Однако на момент принятия Управлением решения (11.05.2023) Общество обозначенные в ТУ мероприятия не исполнило.
Согласно находящихся в материалах дела документов Общество только 24.05.2022 (Договор о ТП заключен 18.02.2022 со сроком исполнения 18.02.2023), то есть спустя 3 месяца с даты заключения Договора о ТП, согласно заявке N 22-6362 поручило подрядчику ООО "Петербург Электро Строй" выполнить проектно-изыскательские работы по строительству объектов электросетевого хозяйства для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Заявителя в срок с 24.05.2022 по 18.07.2022.
По информации, представленной Обществом письмом от 27.04.2023 N ЛЭ/06-098/321 (вх. Управления от 28.04.2023 N 10572-ЭП/23) в настоящий момент договор о проведении строительно-монтажных работ с ООО "Петербург Электро Строй" проходит процедуру согласования в филиале Общества.
Пархоменко Т.В., в свою очередь, осуществил оплату услуги по технологическому присоединению согласно счета, выставленного Обществом, в следующем порядке и размерах: оплата за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в размере 10992,46 руб., что подтверждается кассовым чеком Общества N 67 от 18.02.2022; оплата за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в размере 32977,37 руб., что подтверждается кассовым чеком Общества N 181 от 17.05.2022; оплата за услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям в размере 21984,91 руб., что подтверждается кассовым чеком Общества N 135 от 01.08.2022.
Согласно пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для объекта, который исчисляется с момента заключения договора, не может превышать 12 месяцев.
На момент подачи заявления в УФАС мероприятия по Договору не выполнены.
28.04.2023 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 078/04/9.21-582/2023.
Постановлением УФАС от 11.05.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-582/2023 Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
В силу пункта 16 Правил N 861 договор должен содержать, в том числе, существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению указан в технических условиях, согласно которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев со дня оплаты счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией.
Факт нарушения Обществом указанного срока и, соответственно, требований пункта 16 Правил N 861 подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных в технологическом присоединении лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Обществом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что задержка срока выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению вызвана объективными причинами, включая существенный объем строительных работ, выполняемых сетевой организацией согласно Техническим условиям к договору.
Между тем, объективных причин для признания Общества (как профессионального субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным в совершении инкриминируемого правонарушения судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех необходимых и своевременных мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В части 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Апелляционным судом установлено, что УФАС в отношении Общества возбуждены три дела об административных правонарушениях по статье 9.21 КоАП РФ, в том числе дела N N 078/04/9.21-580/2023, 078/04/9.21-581/2023, 078/04/9.21-582/2023.
Как установлено апелляционным судом, Общество привлечено к ответственности за нарушение Правил ТП, выразившееся в нарушении сроков исполнения договора N 22-006905-100-146 от 18.02.2022 (Постановление Управления по делу N 078/04/9.21-581/2023 от 11.05.2023) в отношении смежного объекта Заявителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2023 по делу N А56-55284/2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023, в удовлетворении заявленных требований об оспаривании постановления УФАС N 078/04/9.21-581/2023 от 11.05.2023 Обществу отказано.
При этом апелляционный суд приходит к выводу, что правонарушения выявлены Управлением в результате проведения одного контрольного мероприятия, по одной жалобе Заявителя от 31.03.2023 (вх. от 05.04.2023 N 8181/23), следовательно, наказание должно быть назначено Обществу как за совершение одного административного правонарушения, а не трех отдельных.
Учитывая изложенное, при наличии вступившего в силу постановления Управления по делу N 078/04/9.21-581/2023 от 11.05.2023, апелляционный суд усматривает основания для применения в рассматриваемом случае части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и признания постановления УФАС N 078/04/9.21-582/2023 от 11.05.2023 незаконным.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 11.10.2023 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2023 года по делу N А56-55285/2023 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11.05.2023 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-582/2023 об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55285/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу