город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2020 г. |
дело N А32-51192/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.01.2020 по делу N А32-51192/2019
по заявлению Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2372002019,
ОГРН 1122372000530)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Гелиос"
(ИНН 2302055137, ОГРН 1072302001310)
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир (далее - заявитель, уполномоченный орган) обратилось с требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными решения от 24.09.2019 года N 023/10/18.1-1570/2019 и предписания от 24.09.2019 года N 023/10/18.1-1570/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гелиос".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что отсутствуют основания для признания незаконным решения от 24.09.2019 N 023/10/18.1-1570/2019 и предписания от 24.09.2019 N 023/10/18.1-1570/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, представленная ООО "Гелиос" проектная документация, подготовлена в нарушение ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию" (в проектной документации, разработанной Некоммерческим партнерством "Фирма "Стройпроект", заказ N 26-02-19 указано, что она разработана с требованием норм постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию"). В пояснительной записке не указаны реквизиты документов, указанных подпункте "б" пункта 10 вышеуказанного постановления Правительства РФ. Также в нарушение п. 11 не приложены к пояснительной записке в полном объеме, указанные в подпункте "б" пункта 10 вышеуказанного Постановления, к том числе технические условия по подключению планируемого к строительству объекта капитального строительства к сетям энергоснабжения. Также в представленной проектной документации указано, что ливневая канализация на земельном участке по адресу: город Армавир, улица Маркова, 106 не предусмотрена. Однако за получением технических условий о возможном подключении планируемого к строительству объекта капитального строительства к ливневой канализации ООО "Гелиос" не обращались. Технические условия не выдавались. Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0103001:81 площадью 904 кв.м. вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103001:81 по адресу: город Армавир, улица Маркова, 106 "обслуживание автотранспорта". Проектной документацией планируемый к строительству гараж на 2 машины, предусмотрен для двух автобусов. Выводы управления заявитель считает ошибочными и противоречащими практике ФАС России в сферах строительства, не указано, какие конкретно нормы права были нарушены и каким образом данные обстоятельства привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды земельного участка N 3800008210 ос 05.07.2016, ООО "Гелиос" как победителю торгов на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Маркова 106, с кадастровым номером: 23:38:0103001:81, с разрешенным использованием - обслуживание автотранспорта, категория земель - земли населенных пунктов. Решениями N 32-34/2163/08 от 09.08.2019 и N 32-34/2318/08 от 27.08.2019 Уполномоченный орган отказал в получении разрешения на строительство одноэтажного отдельно стоящего здания гаража на 2 машины, на земельном участке по адресу г. Армавир ул. Маркова 106 в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), а именно:
1. Подлинника градостроительного плана земельного участка, либо заверенной копии с отметкой сотрудника, осуществляющего прием документов.
2. Решения об установлении санитарно-защитной зоны планируемого к строительству объекта капитально строительства, в связи с чем, Заявителю необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для получения такого решения.
3. Технических условий на подключение к сетям энергоснабжения и ливневой канализации.
В качестве дополнительного основания указано на несоответствие проектной документации требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
ООО "Гелиос" обратилось с жалобой на действия заявителя.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 24.09.2019 N 023/10/18.1-1570/2019, которым жалоба ООО "Гелиос" поданная в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признана обоснованной. В действиях заявителя признано наличие нарушений части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Управлением заявителю выдано предписание от 24.09.2019 N 023/10/18.1- 1570/2019.
В обоснование принятого решения управление указало, что перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим. Указанные Уполномоченным органом основания для отказа в выдаче разрешения на строительство при наличии представленных ООО "Гелиос" документов не может быть расценено как законное.
Заявитель с доводами жалобы не согласился и указал, что не нарушил нормы законодательства при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства, что в составе заявлений ООО "Гелиос" на получение разрешения на строительство предъявлены копии градостроительного плана земельного участка, Представленная ООО "Гелиос" проектная документация, подготовлена в нарушение ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию" (в проектной документации, разработанной Некоммерческим партнерством "Фирма "Стройпроект", заказ N 26-02-19 указано, что она разработана с требованием норм постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию"), в пояснительной записке не указаны реквизиты документов, указанных подпункте "б" пункта 10 вышеуказанного постановления Правительства РФ. Также в нарушение п. 11 не приложены к пояснительной записке в полном объеме, указанные в подпункте "б" пункта 10 вышеуказанного Постановления, в том числе технические условия по подключению планируемого к строительству объекта капитального строительства к сетям энергоснабжения, также в представленной проектной документации указано, что ливневая канализация на земельном участке по адресу: город Армавир, улица Маркова, 106 не предусмотрена. Однако за получением технических условий о возможном подключении планируемого к строительству объекта капитального строительства к ливневой канализации ООО "Гелиос" не обращались. Технические условия не выдавались.
Полагая, что вышеуказанное решение вынесено незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок осуществления процедуры выдачи разрешения на строительство установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги: "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 08.08.2012 N 2583 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик приобщает градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Согласно части.7.1 статьи 51 ГрК РФ, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Таким образом, законодательством определено, что в случае, когда по инициативе застройщика не предоставлен градостроительный план земельного участка органам местного самоуправления, осуществляющим выдачу разрешений на строительство, надлежит самостоятельно запросить его (сведения которые он содержит) в подведомственных организациях в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Градостроительный план включен в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и подведомственных учреждениях, и организациях, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия. (подпункт 2 пункта 40 Административного регламента).
Согласно части 6 статьи 57.3, а также части 4 статьи 51 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство выдают органы местного самоуправления.
В составе администрации муниципального образования город Армавир указанные функции выполняет Уполномоченный орган (пункты 4.6, 4.8 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир, утвержденного Решением Армавирской Городской Думы от 05.05.2015 года N 754).
Уполномоченному органу запрещено требовать от Заявителя предоставление документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, либо подведомственных органам местного самоуправления организациях, участвующих в предоставлении муниципальных услуг.
Вместе с тем, пунктом 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории приобщается к заявлению о выдаче разрешения на строительство в случае, когда при строительстве объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитная зона.
Необходимость установления санитарно-защитной зоны при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов и производств определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов" (пункт 2.1 СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно представленной на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС России проектной документации (которая ранее была представлена в управление архитектуры и градостроительства администрации МО г. Армавир), в ходе проведенных инженерно-экологических изысканий установлено, что разработка санитарно-защитной зоны в отношении планируемого для размещения объекта не требуется.
Расчет разрыва от проектируемого здания имеется в приложении к пояснительной записке проекта.
Отсутствие необходимости установления санитарно-защитной зоны также подтверждается ответом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 19.06.2019 N 23-02-15.28-2484-2019.
Технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не входят в перечень документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Необходимость их предоставления обусловлена техническим заданием на проектирование и условиями эксплуатации объекта капитального строительства.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 48 ГрК РФ, а также подпункту "б" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 - технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, предоставляются застройщиком лицу, осуществляющему подготовку проектной документации и указываются в пояснительной записке в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Задание на проектирование не предусматривает подключение гаража на 2 машины к сетям водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации и теплоснабжения, что отражено в подразделе 8 раздела 1 проекта и допускается по решению застройщика в силу пункта 3 части 6 статьи 48 ГрК РФ.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ запрещено Уполномоченному органу требовать представление технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, которые не являются обязательными в силу закона и не предусмотрены застройщиком.
Проверка проектной документации на предмет ее соответствия Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 не относится к полномочиям органа местного самоуправления, поскольку осуществляется иными органами, проводящими экспертизу проектной документации только в том случае, если такая экспертиза подлежит проведению в соответствии со статьёй 49 ГрК РФ.
В соответствии с положениями части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений органы заявление о выдаче разрешения с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающих документов на земельный участок;
2) градостроительного плана земельного участка;
3) материалов, содержащихся в проектной документации:
а) пояснительной записки;
б) схемы планировочной организации земельного участка, соответствии с градостроительным планом участка, с обозначением места размещения объекта строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схемы планировочной организации подтверждающей расположение линейного объекта линий, утвержденных в составе документации по применительно к линейным объектам;
г) схем, отображающих архитектурные решения;
д) сведений об инженерном оборудовании, сводного инженерно-технического обеспечения с обозначением мест проектируемого объекта капитального строительства к сетям технического обеспечения;
е) проекта организации строительства объекта строительства;
ж) проекта организации работ по сносу или демонтажу капитального строительства, их частей;
4) положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ), положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ;
5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса);
6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или выполненной в земельного капитального зон действия земельного участка, в пределах красных планировке территории плана сетей подключения инженерно-капитального объектов несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные заявителем основания для отказа в выдаче разрешения на строительство при наличии представленных ООО "Гелиос" документов не может быть расценено как законное.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя и признал законными решение от 24.09.2019 N 023/10/18.1-1570/2019 и предписания от 24.09.2019 N 023/10/18.1-1570/2019.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что представленная обществом документация не соответствует ст.48 ГрК РФ по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 48 ГрК РФ, а также подпункту "б" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 - технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, предоставляются застройщиком лицу, осуществляющему подготовку проектной документации и указываются в пояснительной записке в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Задание на проектирование не предусматривает подключение гаража на 2 машины к сетям водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации и теплоснабжения, что отражено в подразделе 8 раздела 1 проекта и допускается по решению застройщика в силу пункта 3 части 6 статьи 48 ГрК РФ.
Довод жалобы о том, что автобусные парки до 300 машин относятся к IV классу опасности, что требует установления санитарно-защитной зоны, отклоняются апелляционным судом, поскольку общество обращалось за разрешением на строительство здания гаража на 2 машины.
Часть 10 статьи 51 ГрК РФ запрещала заявителю требовать представления технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, которые не являются обязательными в силу закона и не предусмотрены застройщиком, поскольку задание на проектирование не предусматривает подключение гаража на 2 машины к сетям водоснабжения, водоотведения. ливневой канализации и теплоснабжения, что отражено в подразделе 8 раздела 1 проекта - и допускается по решению застройщика в силу пункта 3 части 6 статьи 48 ГрК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2020 по делу N А32-51192/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51192/2019
Истец: Управление архитеетуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир, Управление архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Армавир
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Гелиос"