г. Тула |
|
1 июня 2020 г. |
Дело N А62-3323/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (г. Смоленск, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075), заинтересованного лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Городская жилищная управляющая компания"; Старцева Андрея Викторовича (г. Смоленск, ОГРН 1156733006770, ИНН 6732104859), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2019 по делу N А62-3323/2019 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (далее - заявитель, АО "АтомЭнергоСбыт", общество, Филиал) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным и отмене предписания об устранении нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 26.03.2019 N 0231/81/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Городская жилищная управляющая компания" (далее - ООО "ГЖУК") и Старцев Андрей Викторович (далее - Старцев А.В.).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2019 по делу N А62-3323/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что согласно Постановлению N 260 для жилого помещения заявителя, которое является "комнатой", то есть согласно ЖК РФ не имеет помещений вспомогательного использования, предусмотренных в "квартире", для расчета размера платы электрической энергии необходимо применять норматив, определенный для категории "комната", то есть 63 кВт/ч. Таким образом, филиалом "СмоленскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" нарушен пунктом 42 Правил и части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. Апеллянт считает, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действовавшего законодательства и подлежит исполнению в полном объеме.
АО "АтомЭнергоСбыт" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ГЖУК" и Старцев А.В. отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, по обращению нанимателя жилого помещения N 124 дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска (Ж-04469 от 09.10.2018), в соответствии с приказом от22.02.2019 N 0430/ИП и приказом от 27.02.2019 N 0478/ИП в период с 26.02.2019 по 26.03.2019 проведена внеплановая документарная проверка деятельности АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт", связанная с соблюдением постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
По результатам внеплановой документарной проверки соблюдения филиалом обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" в отношении АО "АтомЭнергоСбыт" вынесено предписание N 0231/81/2019 об устранении нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 26.03.2019 (далее - предписание).
Как следует из предписания, в ходе проверки нарушен пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и положения части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с выданным предписанием обществу необходимо:
1. Расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" в жилом помещении N 124 многоквартирного дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска в случае отсутствия индивидуального прибора учета производить исходя из норматива потребления, установленного для категории "комната".
2. Произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу "Электроснабжение" по жилому помещению N 124 дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска исходя из норматива потребления, установленного для категории "комната" с периода произведения расчета исходя из норматива потребления, установленного для категории "квартира".
3. Корректировку отразить в платежных документах в периоде, в котором будет исполнено предписание. Представить выписку из лицевой карты.
Полагая, что данное предписание не соответствует положениям законодательства и нарушает его права и законные интересы, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений частей 3, 5 статьи 20 ЖК РФ, статей 9 - 12, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 4, 7, 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пункта 5.7 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09.11.2006 N 397, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Из пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме производят плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 42 Правил N 354 следует, что расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" в жилом помещении в случае отсутствия индивидуального прибора учета производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Из материалов дела усматривается, что объект недвижимого имущества - дом N 23 по ул. Автозаводская в г. Смоленске, ранее принадлежавший закрытому акционерному обществу "Смоленский автоагрегатный завод имени В.П. Отрохова АМО ЗИЛ", передан в муниципальную собственности города Смоленска на основании договора о передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Смоленска от 26.12.2016.
Оплата за потребленную электроэнергию за период январь-май 2017 года в полном объеме произведена администрацией города Смоленска на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 12.07.2018 по делу N А62-3359/2018.
Как установлено судом, с 01.06.2017 и по настоящее время управление домом N 23 по ул. Автозаводская в г. Смоленске осуществляет ООО "ГЖУК" на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно постановлению администрации города Смоленска от 13.04.2017 N 1040-адм "О признании утратившим силу статуса "общежитие" у объекта недвижимого имуществ в городе Смоленске" многоквартирный дом, расположенный по по адресу: г. Смоленск, ул. Автозаводская, д. 23, имеющий ранее статус "общежитие" приобрел статус "многоквартирный дом". Конструктивные особенности дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска не изменились.
Расчет ежемесячного индивидуального потребления для жилого помещения N 124 дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска филиалом "СмоленскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" производится следующие образом:
75 кВт/ч х 1 чел. = 75 кВт.ч, где:
75 кВт/ч - норматив потребления электрической энергии, установленный постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 23.07.2012 N 260 (далее - Постановление N 260) для жилых помещений (квартир), не оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (квартир), состоящих из 1 комнаты, в расчете на 1 проживающего человека;
1 чел. - количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что инспекция, обосновывая законность оспариваемого предписания, указывает на то, что, исходя из Постановления N 260 для жилого помещения N 124 дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска, которое является "комнатой", для расчета размера платы электрической энергии необходимо применять норматив, определенный для категории "комната", то есть 63 кВт/ч.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности N 260 от 23.07.2012 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Смоленской области" (далее - Постановление N 260) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Смоленской области. Согласно приложению N 1 к указанному постановлению норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, используемый для определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроотопительными установками (в расчете кВт/ч на одного человека в месяц) составляет;
- для жилого помещения комната (в общежитии) - 63 кВт/ч
- для жилого помещения квартира - 75 кВт/ч.
Из приложения N 1 к Постановлению N 260 следует, что жилое помещение - комната (в общежитии) - это помещение в общежитии коридорного, гостиничного и секционного типов (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых).
Согласно постановлению администрации города Смоленска от 13.04.2017 N 1040-адм "О признании утратившим силу статуса "общежитие" у объекта недвижимого имущества в городе Смоленске", объект недвижимого имущества, расположенный по адресу Смоленская область, г. Смоленск, ул. Автозаводская, д. 23 признан утратившим силу статуса "общежитие", за исключением помещений, признанных в установленном законом порядке жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда города Смоленска, расположенные в объекте недвижимого имущества по адресу Смоленская область, г. Смоленск, ул. Автозаводская, д. 23. после даты их принятия в муниципальную собственность города Смоленска.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях (пункт 2 часть 1 статьи 92 ЖК РФ).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, пункты 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42).
В свою очередь, доказательства отнесения в установленном действующим законодательством порядке спорного жилого помещения (комнаты) N 124 в доме N 23 по ул. Автозаводская в г. Смоленске к специализированному жилищному фонду отсутствуют.
Как установлено судом, в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестр недвижимости об объекте недвижимости, собственником жилого помещения (комната N 124 многоквартирного дома N 23 по ул. Автозаводская г. Смоленска является Старцев Андрей Викторович (номер и дата государственной регистрации права: 67:27:0013878:729-67/056/2018-1 от 29.10.2018).
Дом N 23 по ул. Автозаводская в г. Смоленске, ранее имевший статус "общежитие", включен в приложение к лицензии от 02.06.2015 N 102, выданной ООО "ГЖУК", в качестве многоквартирного дома. Согласно информации, содержащейся в Государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства (официальный сайт https://dom.gosuslugI.ra), спорный дом также имеет тип "многоквартирный".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение N 124 является комнатой в многоквартирном доме и не относится к категории специализированных жилых помещений (комнатам в общежитии).
Следовательно, расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" для спорного жилого помещения, произведенный Филиалом в соответствии с приложением N 1 к Постановлению N 260, с применением норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, установленного для жилых помещений (квартир), не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи -75 кВт/ч в расчете на одного человека в месяц, является верным и соответствующим действующему законодательству.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод инспекции о том, что указанный дом не может считаться многоквартирным, поскольку в силу раздела VIII ЖК РФ объектом управления может быть только МКД, сведения о котором согласно части 4 статьи 195 и статьи 198 ЖК РФ вносятся в соответствующий реестр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал предписание инспекции недействительным, поскольку не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение для спорного жилого помещения, произведенный обществом в соответствии с приложением N 1 к Постановлению N 260, с применением норматива потребления коммунальной услуг по электроснабжению, установленного для жилых помещений (квартир), не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи - 75 кВт/ч в расчете на одного человека в месяц, является верным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержат.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2019 по делу N А62-3323/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3323/2019
Истец: ОАО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области"
Третье лицо: АО Атомэнергосбыт, ООО "ГОРОДСКАЯ ЖИЛИЩНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ", Старцев Андрей Викторович