город Томск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А45-37283/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (N 07АП-2581/2020) на решение от 21.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37283/2019 (судья Наумова Т.А.) по заявлению Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области", г Новосибирск, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным бездействия, выраженного в не исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении недвижимого имущества: ангар металлический (инв.N110103000459), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.1, жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.5а (инв. N110101000395), обязать устранить допущенные нарушения.
Третье лицо: Федеральная служба исполнения наказаний,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области" (по тексту- заявитель, ФКУ "СИЗО-1 ГУФСИН по НСО", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (по тексту- заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Новосибирской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении недвижимого имущества: ангар металлический (инв.N110103000459), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.1, жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.5а (инв. N110101000395) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из реестра федерального имущества сведений в отношении недвижимого имущества: ангар металлический (инв.N110103000459), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.1; жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.5а (инв. N110101000395) (с учетом уточнения предмета спора, принятого судом по правилу статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, как лицо, выступающее от имени собственника - Российской Федерации.
Решением от 21.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, выразившееся в не исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении недвижимого имущества: ангар металлический (инв.N 110103000459), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.1, жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.5а (инв. N 110101000395). На Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из реестра федерального имущества сведений в отношении недвижимого имущества: ангар металлический (инв.N 110103000459), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.1; жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.5а (инв. N 110101000395).
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований к Территориальному управлению отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что для принятия решения об исключении сведений из реестра федерального имущества об объекте недвижимого имущества ввиду его гибели (уничтожения) необходимы соответствующие документы, а именно: решение уполномоченного органа о прекращении прав и снятии объекта с кадастрового учета; решение суда об установлении факта гибели (уничтожения) объекта; акт комиссии по списанию объекта. Поскольку спорный объект не прошел кадастровый учет и государственную регистрацию прав, то документами, подтверждающими прекращение существования прав и самого объекта, будут являться, либо решение суда, либо акт комиссии о списании. Заявителем не представлено соответствующих документов, следовательно, решение Территориального управления об отказе в исключении сведений об объекте из реестра федерального имущества является законным, обоснованным и полностью соответствующим ст.235 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, Постановлению Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, а обжалуемое решение суда принято в нарушении указанных норм права и без достаточных доказательств, подтверждающих факт гибели (уничтожения) спорного имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав, что правоустанавливающих документов на вышеуказанные объекты недвижимости не имелось и не имеется, на кадастровом учете объекты недвижимости не состояли и не состоят.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что по договору о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление N 45-014 от 19.02.2010, заключенному между ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, передано имущество в оперативное управление.
На балансе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области находятся следующие объекты недвижимого имущества, подлежащих списанию, в связи с их отсутствием или полным разрушением:
1. Ангар металлический, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 1. Размеры 18*36*4,5 м, 1999 года постройки. Инвентарный номер 110 103 000 459, балансовая стоимость 604 948,40 руб., остаточная стоимость 438 930,01 руб. На балансе состоит с 30.09.1999.
Согласно справки ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Новосибирский филиал от 16.12.2009 года, объект недвижимости с наименованием "Ангар металлический" на техническом учете не состоит.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 22.12.2017 N 382/3 ангар металлический, 1999 года ввода в эксплуатацию, является федеральной собственностью в силу постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, указанное имущество внесено в реестр федерального имущества 26.06.2008 с присвоением ему номера В12550005192.
На земельный участок, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 1 за ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования.
На земельном участке ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, дом 1, завершено строительство режимного корпуса на 1000 мест. Данное строительство является федеральной целевой программой "Развитие уголовно исполнительной системы 2007-2016 г.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2006 N 540.
Разрешение на ввод объекта "Режимный корпус на 1000 мест" выдано 13 марта 2014 года. Зарегистрировано право собственности Российской Федерации, право оперативного управления 09.06.2015.
На месте объекта "Ангар металлический" построены новые объекты: режимный корпус на 1000 мест, прогулочный дворик N 2, которые внесены в реестр федерального имущества, зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления.
2. Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а. Общая площадь 46,2 кв.м, 1976 года постройки. Инвентарный номер 110 101 000 395, балансовая стоимость 62 234,62 руб., остаточная стоимость 10957,74 руб. На балансе состоит с 31.12.1976.
Согласно справки ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Новосибирский филиал от 13.10.2009 года, зданий и сооружений по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, 5а на техническом учете нет.
Согласно информации, полученной из отдела по вопросам миграции ОП N 5 "Дзержинский" Управления МВД России по г. Новосибирску от 20.02.2018 исх. N 58/5-724 по данному адресу выписку из домовой книги выдать не представляется возможным.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 22.12.2017 N 382/1 жилой дом, 1976 года ввода в эксплуатацию, является федеральной собственностью в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1.
Указанное имущество внесено в реестр федерального имущества 26.06.2008 с присвоением ему номера В12550005162.
Правоустанавливающих документов на все вышеуказанные объекты недвижимости не имелось и не имеется, на кадастровом учете объекты недвижимости не состояли и не состоят, права в едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
19.02.2010 по результатам заседаний комиссии по принятию и списанию основных средств, товарно-материальных и технических ценностей (оформленного актом) признано восстановление недвижимого имущества: "Ангар металлический", Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а нецелесообразным.
14.08.2017 по результатам заседаний комиссии по принятию и списанию основных средств, товарно-материальных и технических ценностей (оформленного актом) признан факт отсутствия объектов недвижимого имущества: "Ангар металлический", Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а и признано целесообразным провести его списание.
На основании вышеуказанных решений комиссии, руководствуясь приказом ФСИН России от 17.08.2017 N 816, были направлены пакеты документов, согласно приложению N 2 Приказа ФСИН России N 816 для согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества: "Ангар металлический", Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а.
28.12.2018 N исх. 07-96260 (на объект недвижимого имущества: Ангар металлический), 18.02.2019 исх. N 55/ТО/16/6-138, (на объект недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а) были получены решения собственника- ФСИН России о списании недвижимого имущества и о необходимости внести соответствующие изменения в реестре федерального имущества.
10.07.2019 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области об исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении недвижимого имущества: "Ангар металлический", Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а, приложив документы: пояснительная записка по обоснованию причин списания недвижимого имущества, инвентарная карточка учета нефинансовых активов, выписка из реестра федерального имущества, выписки из ЕГРН об объекте недвижимости-земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, копия приказа ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области по принятию и списанию основных средств, товарно-материальных и технических ценностей, копия отчета ООО "СИБОКО", копии справок ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о предоставлении информации, акты осмотра по результатам заседаний комиссии по принятию и списанию основных средств, товарно-материальных и технических ценностей, копия приказа об организации и проведении служебной проверки, копия заключения о результатах служебной проверки, план-схема расположения федерального имущества, решение о списании которого подлежит согласованию, справка об использовании земельного участка, на котором располагался объект недвижимости, уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на спорные объекты недвижимого имущества.
Письмом от 07.08.2019 N ИГ-5615/04 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области сообщило о невозможности принять решение, об исключении сведений из реестра федерального имущества, о необходимости дополнить пакет документов (представить согласие собственника на снос объектов в 2009 году, документы по демонтажным работам, инвентарные карточки учета нефинансовых активов с отметкой о выбытии объектов).
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, не имея возможности представить требуемые документы ровно, как и установить причины утраты спорных объектов, недвижимого имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые бездействия по не исключению из реестра федерального имущества спорных объектов не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и интересы заявителя.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности, содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен Положением об учете федерального имущества, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447.
В соответствии с п. 16 Постановления N 447 ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.
Согласно п. 23 Постановления N 447, в случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета: запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по установленной форме для исключения сведений из карты сведений об объекте учета (подпункт "а"); документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество (подпункт "б").
Таким образом, перечень документов, которые необходимо предоставить в Росимущество, является закрытым.
Правительством РФ 14.10.2010 принято Постановление N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" вместе с Положением об особенностях списания федерального имущества, которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями.
Согласно пп. "а" п. 3 Постановления N 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
В силу п. 5 Постановления N 834 в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения. На основании п. 6 Положения постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества, а также устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с пунктом 3 Постановления N 834.
Пунктом 10 Постановления N 834 установлено, что оформление комиссией акта о списании утверждается руководителем организации только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация, в установленном порядке.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, а также порядок утверждения акта списания в соответствии с пунктами 6 и 10 Постановления N 834 утверждают федеральные органы исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.
Пунктом 13 Постановления N 834 установлено, что после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Иной порядок списания федерального имущества действующим законодательством не предусмотрен.
В пункте 42 указанного Постановления N 447 установлено, что после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество: а) проводит экспертизу поступившего документа; б) формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему Положению (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации), для исключения сведений из карты сведений об объекте учета, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется в отношении каждой из них; в) исключает из реестра все сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.
При этом в пункте 43 данного Положения указано, что в случае если при экспертизе документов, указанных в п. 39 - 42 названного Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным данным Положением и законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что по результатам рассмотрения обращения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области заинтересованным лицом указано на необходимость представления дополнительных документов, а именно:
1. В отношении "Ангар металлический": - документ, подтверждающий согласие собственника имущества на снос объекта в 2009 г. (справка от 15.11.2017 N 65 "О сносе объекта" подтверждает снос и снятие с технического учета, а не отсутствие объекта недвижимости на местности), документы по демонтажным работам в 2009 г.;
- протокол заседания комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества за 2009 г.;
- инвентарная карточка учета нефинансовых активов с отметкой о выбытий объекта;
- выписки из ЕГРН, выданные не ранее чем за три месяца до их направления в ТУ Росимущества в Новосибирской области, содержащие сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный под объектом недвижимого имущества, подлежащим списанию, и о зарегистрированных правах Учреждения на объект недвижимости;
- необходимо пояснить наличие остаточной стоимости в 2019 г. снесённого в 2009 г. объекта.
2. Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д.5а (РНФИ: В12550005162): - документ, подтверждающий согласие собственника имущества на снос объекта в 2009 г. (справка от 15.11.2017 N 63 "О сносе объекта" подтверждает снос и снятие с технического учета, а не отсутствие объекта недвижимости на местности), документы по демонтажным работам в 2009 г.;
- протокол заседания комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества за 2009 г.;
- выписки из ЕГРН, выданные не ранее чем за три месяца до их направления в ТУ Росимущества в Новосибирской области, содержащие сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный под объектом недвижимого имущества, подлежащим списанию, и о зарегистрированных правах Учреждения на объект недвижимости;
- необходимо пояснить наличие остаточной стоимости в 2019 г. снесённого в 2009 г. объекта.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, правоустанавливающие документы на указанные объекты отсутствуют, доказательства того, что такие объекты существовали на момент их передачи заявителю и на момент внесения сведения о них в реестре федерального имущества не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (Росимущество) по не исключению спорного имущества из реестра федерального имущества не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области и приводит к неверному отражению сведений об имуществе, закрепленном за ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, заявителем для принятия решения были представлены достаточные документы, подтверждающие наличие оснований для исключения имущества из реестра.
Так, спорные объекты на кадастровом учете не состояли, в Росимущество были предоставлены уведомления из ЕГРН об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений (от 07.11.2018 N 54-0-1-53/4006/2018- 15313, от 07.11.2018 N 54-0-1-53/4006/2018-15308, от 07.11.2018 N 54-1-0- 53/4006/2018-15311).
В 2010 году ООО "СИБОКО" был произведен расчет рыночной стоимости годных остатков от спорных объектов недвижимости. Обследованы вышеуказанные объекты и сделан вывод о том, что объекты негодные к применению, разрушены, не существуют. По результатам осмотра расчет физического износа объектов составил: Ангар металлический- 98,3 %, Жилой дом, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, д. 5а - 99,2% (фактически это остатки фундамента, требующие извлечения из грунта для их вывоза).
Актами комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области от 19.02.2010, от 14.08.2017 зафиксировано, что объекты недвижимого имущества отсутствуют, в связи, с чем восстановление признано нецелесообразным.
Документов, подтверждающих и разрешающих снос объектов недвижимого имущества не имеется, поскольку на момент осмотра как комиссией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, так и специалистами ООО "СИБОКО", данные объекты недвижимости имели износ от 98,3 до 99,2% и уже были негодные к применению, разрушены, то есть они были таковыми и на момент внесения сведений о них в Реестр.
Исключить самостоятельно вышеуказанные объекты недвижимого имущества из договора оперативного управления, заключенного 19.02.2010 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области не имело возможности, без решения ФСИН России.
В 2010 году ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области в ГУФСИН России по Новосибирской области был направлен пакет документов на согласование решения о списании объектов недвижимости, в целях направления в ФСИН России. Решение о списании после неоднократной доработки пакета документов получено в 2019 году.
Акт N 1 о списании нефинансовых активов от 14 января 2019 г на объект недвижимого имущества "Ангар металлический", в соответствии с пунктом 10 Положения Постановления N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", оформленный комиссией акт о списании утверждён руководителем ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области и согласован с ГУФСИН России по Новосибирской области.
Акт N 49 о списании нефинансовых активов от 18 февраля 2019 г на объект недвижимого имущества жилой дом, по адресу: г. Новосибирск, ул. Караваева, 5а, в соответствии с пунктом 10 Положения Постановления N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" оформленный комиссией акт о списании утверждён руководителем ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области и согласован с ГУФСИН России по Новосибирской области.
В материалы дела также представлены справки ООО "БТИ-Сервис" N 63 от 15.11.2017 года о том, что жилой дом инвентарный номер 11010100395 по ул. Караваева д. 5а снесен и снят с технического учета и N 65 от 15.11.2017 года о том, что ангар металлический инвентарный номер 110103000459 по ул. Караваева д. 1 снесен и снят с технического учета.
Для исключения из реестра федерального имущества сведений об объекте необходимо представить документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на такой объект.
В соответствии с ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается: - при отчуждении собственником своего имущества другим лицам; - при отказе собственника от права собственности; - в случае гибели или уничтожении имущества; - при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В данном случае заявитель ссылается на гибель (уничтожение) имущества, сведения о котором просит исключить из реестра федерального имущества.
Законодательством РФ предусмотрен общий порядок признания недвижимого имущества не существующим ввиду его гибели в случае, когда объект поставлен на государственный кадастровый учет и (или) зарегистрированы права.
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведении о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Таким образом, факт принятия уполномоченным органом решения о прекращении прав и снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества ввиду его гибели (уничтожения) на основании акта обследования кадастрового инженера, является подтверждением прекращения существования объекта недвижимого имущества и прав на него. Такое признание возможно как в административном порядке, так и в судебном.
Однако для федерального имущества предусмотрен также специальный порядок признания недвижимого имущества не существующим ввиду его гибели (уничтожения), предполагающий фиксацию данного факта и возникновение в связи с этим последствий в виде исключения сведений об объекте из реестра федерального имущества.
Так, в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества, что предусмотрено п. 13 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что для принятия решения об исключении сведений из реестра федерального имущества об объекте недвижимого имущества ввиду его гибели (уничтожения) необходимы соответствующие документы, а именно: решение уполномоченного органа о прекращении прав и снятии объекта с кадастрового учета; решение суда об установлении факта гибели (уничтожения) объекта; акт комиссии по списанию объекта.
Поскольку спорный объект не прошел кадастровый учет и государственную регистрацию прав, то документами, подтверждающими прекращение существования прав и самого объекта, будут являться, либо решение суда, либо акт комиссии о списании, на что указал в отзыве представитель заинтересованного лица.
При этом такие документы в части акта комиссии о списании имущества, а также справки уполномоченного лица (кадастрового инженера) о том, что объекты не существуют, были предоставлены заинтересованному лицу.
Но надлежащего решения заинтересованным лицом принято не было, были запрошены дополнительные документы, возможность предоставить которые отсутствует у заявителя в силу объективных обстоятельств.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что заинтересованное лицо подошло формально к исполнению своих обязанностей, что привело к недостоверности сведений реестра федерального имущества.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37283/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37283/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 1 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации