г. Владимир |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А79-3199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2020.
Полный текст постановления изготовлен 29.05.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от ответчика (заявителя) - Главы крестьянского фермерского хозяйства Рехова Александра Алексеевича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Рехова Александра Алексеевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.12.2019 по делу N А79-3199/2019,
по иску Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рехову Александру Алексеевичу (ОГРН 312213129900014, ИНН 210101976182) о взыскании 1 098 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Рехову Александру Алексеевичу (далее - ГКФХ Рехов А.А., ответчик) об обратном взыскании субсидии в сумме 1 098 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения порядка предоставления субсидии ГКФХ Рехова А.А. Министерством выявлено невыполнение условий ее предоставления на развитие крестьянского фермерского хозяйства, что является основанием для возврата гранта в бюджет в полном объеме.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.12.2019 исковые требования Министерства удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ГКФХ Рехов А.А. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что субсидия (грант) была направлена для приобретения сельхозтехники и оборудования (трактора "ЛТЗ-804", опрыскивателя ОП-2500, автосцепки СА-1 МТЗ, мотопомпы БМП-1900, цемента 40 кг, профнастиал 453 кв.м.), а также обустройство хозяйства. В результате выездной проверки целевого использования ГКФХ Рехова А.А. Алатырского района Чувашской Республики средств государственной поддержки путем проверки полноты и правильности отражения хозяйственных операций в первичной учетной бухгалтерской документации по документам, послужившим основанием для выплаты бюджетных средств в 2013-2014 годах от 11.03.2015 нецелевое использование не выявлено.
Что касается выполнения показателей бизнес-план, то как утверждает заявитель, 100% его выполнение стало невозможным по причине значительного повышения тарифов, сборов, платежей, постоянных (переменных) издержек, а также из-за снижения отпускных цен на продукцию Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики. Кроме того указывает, что в 2019 году было засеяно и убрано с 70 га 22 центнера, что соответствует и даже превышает параметры бизнес-плана. Полагает, что единичное снижение показателей бизнес-плана, в отсутствие доказательств намеренного снижения результатов, не может быть основанием возврата гранта. Указывает, что исполнение решения настоящего суда приведет к банкротству фермерского хозяйства, которое достигло в 2019 году хороших результатов.
Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации", заявитель обращает внимание на неверное исчисление размера субсидии, подлежащей возврату.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство" между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и главой ГКФХ Реховым А.А. - получателем гранта, подписано соглашение о государственной поддержке начинающего фермера от 15.05.2014 N 01-21/70, согласно которому Минсельхоз перечисляет ответчику бюджетные средства в размере 1 098 000 руб. Получатель гранта обязуется в течение 5 лет после получения гранта осуществлять деятельность по проекту - на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также совершить иные действия, указанные в разделе 3 договора.
По платежным поручениям N 144500 от 29.05.2014, N 302545 от 30.05.2014 в соответствии с Соглашением в адрес главы ГКФХ Рехова А.А. перечислены денежные средства гранта в сумме 1 098 000 руб.
Впоследствии в 2018 году Минсельхозом была проведена проверка соблюдения требований законодательства в ГКФХ Рехова А.А. в связи с использованием государственной поддержки, мониторинг деятельности КФХ. Установлено нарушение главой ГКФХ Реховым А.А. условий предоставления гранта, предусмотренных Соглашением, выразившееся в невыполнении основных производственно-экономических показателей бизнес-плана.
Письмом от 08.02.2019 ответчик был уведомлен о необходимости вернуть бюджетные средства. Однако, ответчиком денежные средства в бюджет возвращены не были, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя иск Министерства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несмотря на то, нецелевого использования гранта в соответствии с актом от 11.03.2015, не установлено, однако основная цель Соглашения о предоставлении гранта ответчиком не достигнута.
С выводами арбитражного суда апелляционная инстанция согласна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этих целях постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство" утвержден Порядок предоставления начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на сохранение и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое устройство.
Согласно названного Порядка грант - это субсидия на содействие достижению целевых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чувашской Республике на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. N 567, источником финансового обеспечения которой являются средства республиканского бюджета Чувашской Республики, перечисляемые крестьянскому (фермерскому) хозяйству на расчетный лицевой счет, открытый в кредитной организации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 4.4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (действующего на момент заключения Соглашения) в случае выявления в ходе проверок, проведенных Минсельхозом Чувашии, органами государственного финансового контроля, нарушений условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и соглашением, нецелевого использования средств субсидии или нарушения сроков ее использования начинающий фермер обязан возвратить бюджетные средства в республиканский бюджет Чувашской Республики в сроки, указанные в пункте 4.4 настоящего Порядка.
При этом согласно пункту 4.3 Порядка мониторинга выполнения условий соглашения эффективность использования субсидии оценивается исходя из достижений установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии. Начинающий фермер представляет в Минсельхоз Чувашии отчет о достижении значении показателей результативности использования субсидии по форме и в сроки, которые установлены соглашением.
Из текста соглашения о предоставлении субсидии от 15.05.2014 следует, что его основной целью является создание и развитие КФХ. С этой целью получатель гранта обязуется в течение 5 лет после получения гранта осуществлять деятельность по проекту - создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также совершить иные действия, указанные в разделе 3 договора: в ходе организации собственного бизнеса создать рабочие места (не менее 2 постоянных рабочих мест), приобрести сельскохозяйственных животных и технику, и осуществлять указанную деятельность в течение не менее 5 лет. Таким образом, предоставленный ответчику грант имел целевое значение и не мог быть использован получателем в иных целях, чем это предусмотрено Правилами предоставления грантов.
Кроме того, Приложением N 1 к Соглашению предусмотрено, что при невыполнении установленных основных производственно-экономических показателей при суммарном весовом коэффициенте 1 и более производится возврат средств гранта.
Минсельхозом было установлено нарушение условий Соглашения и 117.01.2019 на заседании конкурсной комиссии было принято решение о возврате средств, полученных Реховым А.А., о чем было указано в протоколе N 1. В частности, Главой крестьянского (фермерского) хозяйства принявшим обязательство по выполнению основных производственно-экономических показателей бизнес-плана (приложение N 1 к Соглашению), установленные основные производственно-экономические показатели не достигнуты: в 2018 году снижены посевные площади (если ранее засеивалось 60 га, то в 2018 году засеяно лишь 30 га); вместо предусмотренного бизнес-планом выращивания сахарной свеклы предпринимателем выращивались зерновые культуры. В итоге, за 2018 год вместо запланированной прибыли получен убыток.
Согласно расчету суммарный весовой коэффициент по итогам 2018 года составил 4,65, что значительно превышает максимальный коэффициент, при превышении которого у ответчика возникает обязанность по возврату средств гранта.
Расчет суммарного весового коэффициента по итогам 2018 года в действительности подтверждает факт ненадлежащего исполнения обязательств по достижению значений показателей результативности использования гранат, что является основанием для его возврата.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что средства гранта подлежат возврату в заявленном размере.
Установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 99 иной порядок исчисления сумм подлежащих возврату, не распространяет свое действие на отношения, возникшие из ранее заключенных соглашений.
Ссылка заявителя на изменение индекса потребительских цен судом принята быть не может, поскольку деятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства является предпринимательской, осуществляемой на свой риск, а в данном случае, ответчик, самостоятельно совершая определенные действия (подача заявки на предоставление субсидии, заключение Соглашения, его исполнение/неисполнение, изменение спроса на изготовляемую продукцию или изменение издержек в связи с ее производством и т.д.) обязан был предполагать возможные последствия своих действий, и нести риски, в том числе, негативные при осуществлении предпринимательской деятельности. При том, что основанием для освобождения начинающего фермера от применения мер ответственности, предусмотренных настоящим пунктом, является только документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств (пункт 4.3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 N 142 "О предоставлении начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (действующего на момент заключения Соглашения).
Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание положения приведенного законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с Арбитражным судом Чувашской Республики о наличии оснований для удовлетворения иска Министерства о возврате гранта. Доводы апелляционной жалобы не опровергают приведенные выше выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта. Решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм материального права, а также процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.12.2019 по делу N А79-3199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рехова Александра Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3199/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рехов Александр Алексеевич, Рехов Александр Алексеевич
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ НИЖНИЙ НОВГОРОД", Отдел АСР УФМС России по Чувашской Республике