город Омск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А70-10781/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13788/2019) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.09.2019 по делу N А70-10781/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739, место нахождения: 625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301) к Административной комиссии Калининского административного округа города Тюмени об оспаривании постановления N КАО1015 о назначении административного наказания от 30.05.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Шагимуратов П.А. по доверенности от 01.08.2019 N 108/2019 сроком действия от 01.08.2020;
в отсутствие представителя Административной комиссии Калининского административного округа города Тюмени, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - заявитель, общество, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Административной комиссии Калининского административного округа города Тюмени (далее - заинтересованное лицо, административная комиссия, административный орган) об оспаривании постановления от 30.05.2019 N КАО1015 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.09.2019 по делу N А70-10781/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что региональный оператор осуществляет подбор твердых коммунальных отходов (ТКО), оброненных (просыпавшихся и т.д.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (уборка мест погрузки ТКО). Уборка объектов благоустройства (дворовой территории) не входит в обязанность регионального оператора по обращению с ТКО, ООО "ТЭО" не является и не может являться субъектом вменяемого административного правонарушения, состав правонарушения в действиях заявителя отсутствует. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не исследованы и не приняты во внимание представленные ООО "ТЭО" в материалы дела доказательства исполнения обязанности по ежедневному вывозу ТКО с территорий, указанных в оспариваемом постановлении. Судом первой инстанции поддержан вывод административного органа о том, что загрязнение дворовой территории возникло в связи с невнесением изменений в график вывоза ТКО региональным оператором, и связанное с этим переполнение контейнеров. Полагая изложенное не соответствующим обстоятельствам дела, общество заявляет о наличии оснований для отмены решения по делу.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административная комиссия, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "ТЭО" поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителя общества и исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 12.04.2019 ведущим инженером ПТО МКУ "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г. Тюмени" проведены осмотры места совершения административного правонарушения по адресам: г. Тюмень, ул. Л. Чайкиной, 45, ул. О. Кошевого, 38, ул. Колхозная - ул. Молодежная, о чем составлены акты N N 1, 2, 3, с приложением фототаблиц и схем. В результате проведенных осмотров территорий обнаружен факт непринятия ООО "ТЭО" мер по уборке объектов благоустройства, выразившийся в несвоевременном вывозе мусоросборников, и как следствие переполнении мусоросборников и засорении прилегающей территории.
В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.16 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, принятого постановлением Тюменской областной Думы от 20.12.2007 N 510, ведущим инженером ПТО МКУ "Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа г. Тюмени" в отсутствие представителя общества 18.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, административная комиссия вынесла постановление от 30.05.2019 N КАО1015 о назначении административного наказания, которым ООО "ТЭО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.16 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило основанием обращения ООО "ТЭО" в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (части 4, 6 статьи 210 АПК РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Тюменской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Тюменской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Тюменской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Тюменской области об административной ответственности.
Частью 1 статьи 4.16 Кодекса Тюменской области об административной ответственности установлена ответственность за непринятие мер по уборке объектов благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 4.17 настоящего Кодекса.
Действовавшие в спорный период Правила благоустройства города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 (далее - Правила N 81), устанавливают общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, на территории города Тюмени и регламентируют деятельность Администрации города Тюмени при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства территории города Тюмени. В городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства (статья 3 Правил N 81).
Объект (элемент) благоустройства - это территория (в том числе территория предприятий, учреждений, организаций, объектов социального и культурно-бытового назначения, территория общего пользования), здания (включая жилые дома), сооружения, малые архитектурные формы, озелененные территории, которые подлежат содержанию, текущему ремонту и (или) в отношении которых должны осуществляться иные работы по благоустройству.
Под уборкой объектов благоустройства понимается комплекс технологических операций, включающих мойку, полив, подметание, удаление естественного мусора, иные технологические операции, направленные на поддержание объектов благоустройства в чистоте (пункт 1 статьи 2 Правил N 81).
Статьей 3 Правил N 81 определены лица, обеспечивающие благоустройство. Так, в городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства.
В силу статьи 5 Правил N 81 лица, обеспечивающие благоустройство дворовых территорий, обязаны выполнять работы по содержанию, текущему ремонту, уборке дворовых территорий.
Уборку территорий общего пользования, в частности межквартальных и внутриквартальных проездов, тротуаров, организуют уполномоченные органы Администрации города Тюмени. Работы по уборке площадей, дворовых и иных территорий, не охваченных механизированной уборкой, производятся правообладателями этих объектов благоустройства в пределах предоставленной территории, если иное не предусмотрено договором (пункты 6, 10 статьи 12 Правил N 81).
В силу подпункта "в" части 1 статьи 13 Правил N 81 на территории города Тюмени запрещается допускать загрязнение, засорение, затопление предоставленной территории, прилегающей территории, территорий общего пользования, территорий городских лесов, лесопарков, наличие несанкционированных свалок на таких территориях, в том числе в местах производства ремонтных, аварийных работ и работ по уборке территории.
Как установлено административным органом, ООО "ТЭО" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Тюменской области. В соответствии с графиком транспортирования ТКО (приложение N 6 к договору на оказание услуг по транспортированию ТКО от 17.12.2018 N 123/2018) обществом приняты на себя обязательства по оказанию услуг по транспортированию ТКО по ул. Лизы Чайкиной, 45; ул. Олега Кошевого, 38; ул. Молодежная - ул. Колхозная ежедневно с 10.00 часов до 12.00 часов.
Административной комиссией указано, что ООО "ТЭО" не приняло надлежащих мер по уборке и своевременному вывозу мусоросборников и, как следствие допустило захламление территории общего пользования в рамках вышеуказанного договора и графика.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 и частью 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федеральный закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Транспортирование твердых коммунальных отходов (ТКО) производится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены требования к качеству коммунальных услуг, в пункте 17 которых предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) должно осуществляться не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также установлено допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления. При этом погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердыми коммунальными отходами и перемещению их в мусоровоз.
Вывоз твердых коммунальных отходов производится с мест (площадок) накопления, оборудованных в соответствии с действующими нормативными требованиями.
В силу правил статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является также составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома (подпункт д(2)) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491). Управляющая организация обязана соблюдать нормативные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок: организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Под организацией понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 - 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях - иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, действующим в сфере спорных отношений правовым регулированием предусмотрены требования к организации, оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обеспеченность достаточным объемом (площадью) таковых с учетом конкретных условий локации, ее загруженности и т.д. Соблюдение указанных требований является условием надлежащего исполнения всеми участниками процесса обращения с ТКО своих обязанностей и достижения результатов, предусмотренных законом. При этом в случае недостаточности организованных мест накопления ТКО или иных недостатков таковых вне зависимости от того, исполняются ли региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами возложенные на него обязанности, создается вероятность переполнения контейнеров и загрязнения расположенной вокруг них территории.
Вместе с тем, рассматривая и оценивая материалы, свидетельствующие об обнаружении спорных обстоятельств, административный орган не оценил достаточность и законность действий субъектов, на которых приведенными выше нормами возложена обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов, тогда как исполнение или неисполнение указанными лицами соответствующих обязанностей способно повлиять на результат действий ООО "ТЭО" по исполнению обязанностей регионального оператора по обращению с ТКО. Фактически административным органом не установлены с необходимой степенью определенности конкретные причины и предпосылки переполнения контейнеров.
Следовательно, административной комиссией в настоящем случае не установлено наличие прямой причинно-следственной связи между выявленным фактом переполнения и загрязнения мест накопления ТКО и действиями или бездействием персонально ООО "ТЭО". Из материалов дела не следует безусловно и определенно, что исключительно ненадлежащее исполнение заявителем возложенных на него обязанностей привело к переполнению контейнеров и загрязнению расположенной вокруг них территории по адресам: г. Тюмень, ул. Л. Чайкиной, 45, ул. О. Кошевого, 38, ул. Колхозная - ул. Молодежная. Представленные в дело акты осмотров, которыми зафиксировано наличие ТКО на контейнерных площадках (том 1 л.д. 68-70, 90-92, 112-113), не свидетельствуют о том, что определенно и исключительно обществом ненадлежащим образом оказана услуга по вывозу ТКО. Данные акты, включая фотоматериалы, лишь фиксируют факт заполнения площадок в определенный день и определенный момент времени.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 об отложении судебного разбирательства по жалобе административной комиссии предложено представить в суд письменные пояснения относительно того, у кого на содержании находились спорные контейнерные площадки в проверяемый период, а также доказательства надлежащего выполнения работ по содержанию данных контейнерных площадок.
Согласно поступившим от административной комиссии пояснениям от 16.12.2019 N 1432 пунктом 4.1.5 Соглашения об организации деятельности с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенного между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "ТЭО", последнее обязано обеспечить наличие контейнеров, а также создание контейнерных площадок на территории Тюменской области, г. Тюмени.
Между тем, как указано ранее, по общему правилу места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в рамках внесения изменений в подпункт "б" пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", законодательно установлена возможность включения расходов на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Вместе с тем, в данном случае предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО "ТЭО" по обращению с ТКО в Тюменской области установлены распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 N 303/01-21. Таким образом, предельный единый тариф на услугу по обращению с ТКО установлен раньше внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 изменений.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что совокупностью представленных в дело доказательств подтверждается, что ООО "ТЭО" производился ежедневный вывоз ТКО с адресов, указанных выше, в соответствии с Правилами N 354, что подтверждается представленными в дело историями передвижения мусоровозов по системе ГЛОНАСС за 12.04.2019 по адресам: г. Тюмень, ул. Молодежная - ул. Колхозная; ул. Олега Кошевого, 38; ул. Л. Чайкиной, 45 (том 2 л.д. 3-18, 66-68). Содержание представленных сведений соотносится с содержанием графика вывоза ТКО (том 2 л.д. 19-22). Указанные данные позволяют установить, что обязанности, возложенные на общество, выполнены в том числе в дату проведения контрольного мероприятия в отношении ООО "ТЭО" (12.04.2019).
Обществом в суд апелляционной инстанции 16.12.2019 также дополнительно в обоснование своей позиции представлены сведения о передвижении мусоровозов по системе ГЛОНАСС за период с 06.04.2019 по 15.04.2019 до контейнерных площадок на улицах Л.Чайкиной, 45 и О.Кошевого, 38, а также путевые листы грузовых автомобилей за период с 08.04.2019 по 15.04.2019, в которых в маршруте движения по сбору и вывозу мусора отражена контейнерная площадка на пересечении улиц Молодежная и Колхозная. Указанные документы позволяют заключить, что специализированная техника общества в действительности в течение указанного выше периода времени выполняла вывоз ТКО с контейнерных площадок с установленной периодичностью (ежедневно).
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
При этом в силу положений указанной выше статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Как разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет (пункт 16).
Принцип презумпции невиновности, установленный законодательством об административных правонарушениях, предусматривает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что административный орган в нарушение требований административного законодательства и положений статьи 210 АПК РФ не доказал наличие в действиях ООО "ТЭО" вины в совершении правонарушения, состав административного правонарушения установлен быть не может.
Отсутствие состава административного правонарушения, предполагающего виновность лица в правонарушении, является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного вынесенное в отношении общества постановление от 30.05.2019 N КАО1015 административной комиссии подлежит признанию незаконным и отмене. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворена.
Ввиду того, что исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате таковой в связи с подачей настоящей апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.09.2019 по делу N А70-10781/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение", удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление N КАО1015 о назначении административного наказания от 30.05.2019, вынесенное Административной комиссией Калининского административного округа города Тюмени, которым общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.16 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10781/2019
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: Административная комиссия Калининского административного округа города Тюмени