город Омск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А70-19122/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-3495/2020) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и (регистрационный номер 08АП-3499/2020) Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу N А70-19122/2019 (судья Безикова О.А.), принятое по заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Администрации Тюменского муниципального района о признании недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0801002:988, при участии в деле в качестве третьих лиц, - Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тюменской области, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Дорогиной Екатерины Ивановны, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Администрации Каменского муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0801002:988.
Определениями от 05.11.2019 и 26.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тюменской области (далее - третье лицо, Управление Росреестра), Департамент лесного комплекса Тюменской области, Дорогина Екатерина Ивановна (далее - третье лицо, Дорогина Е.И.), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - третье лицо, МТУ Росимущество), Администрация Каменского муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу N А70-19122/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент и МТУ Росимущества обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своих апелляционных жалоб заявитель и МТУ "Росимущества" указывают на то, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу что наложение границ участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988 на земли лесного фонда не нашло документального подтверждения; ссылаются на то что поскольку, отсутствуют сведения праве собственности на спорный земельный участок, то истцом был выбран верный способ защиты права, вопреки доводам суда первой инстанции; кроме того суд первой инстанции в нарушении статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не привлек к участию в деле качестве соответчика Росреестр.
От Администрации поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы, согласно которому, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От Дорогиной Е.И., также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу Департамента, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также поступил отзыв от Управления Росреестра, согласно которому, оставил принятие судебного акта по апелляционным жалобам, на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Управления Росреестра и МТУ "Росимущества" поступили ходатайства о возможности рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителей, которые судом удовлетворены. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся участников процесса.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988 имеют пересечение с землями лесного фонда Тюменской области, Тюменского лесничества, Тюменского сельского участкового лесничества, Каменского СП, квартала N 29, лесотаксационного выдела 6. Площадь пересечения-221 кв.м..
Согласно сведениям, из выписки единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок площадью с кадастровым номером 72:17:0801002:988 площадью 1307 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, участок N 403, поставлен на учет 28.08.2013 относящийся к категории земель населенных пунктов. Разрешённое использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и Дорогиной Е.А. (арендатор), 04.03.2016 был заключен договор аренды N 23-40/1446-08, вышеуказанного земельного участка, на срок до 03.03.2019.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000877 от 18.01.2013 N 72НМ 337479 в подтверждение постановки на кадастровый учет лесного участка, на котором расположена спорная часть земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988, участок внесен в ГКН 02.10.2008, относится к землям лесного фонда, разрешенное использование - лесной участок, площадь 593 600 000 кв.м., местонахождение объекта Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество: (в том числе) Каменское СП (кварталы N 17- N 36).
Как указал истец в заявлении, учитывая, что квартал N 6 выдел 29 Тюменского сельского участкового лесничества из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был, формирование и постановка на кадастровый учет в его границах вышеуказанного земельного участка была произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Департамент, являясь территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), представляет и защищает, в том числе в судебном порядке, интересы Российской Федерации и Рослесхоза в области лесных отношений на территории Уральского Федерального округа.
Заявитель, полагая, что формирование и постановка на кадастровый учет в границах спорного земельного участка была произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
17.02.2020 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, статья 65 АПК РФ закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Согласно части 3 статьи 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 03.07.2016 N 361-ФЗ (далее - Закон N 361-ФЗ) (статья 70 ЗК РФ).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Как следует из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
В силу положений пункта 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) к числу сведений об уникальных характеристиках земельного участка относятся, в том числе, сведения об описании местоположения и площади земельного участка.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в ЕГРН, в том числе, сведений о земельных участках (пункт 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Между тем суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателей жалобы, о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988 имеют пересечение с землями лесного фонда Тюменской области, Тюменского лесничества, Тюменского сельского участкового лесничества, Каменского СП, квартала N 29, лесотаксационного выдела 6, что привело к формированию и постановке на кадастровый учет в границах спорного земельного участка в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, исходил из следующего.
Согласно материалам дела, Управлением Росреестра внесены сведения о данном объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости на основании заявления Дорогиной Е.И., о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 02.08.2013, межевого плана от 02.08.2013, в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, участок N 403, в соответствии с принятым решением o постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 28.03.2013 N 72/13- 101275.
Далее, постановлением Администрации Каменского муниципального образования от 10.09.2008 N 111 на основании заявления Дорогиной Е.И., и проекта границ земельного участка, утверждены границы сформированного земельного участка площадью 1557 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, участок N 403, категория земель - земли населенных пунктов. Дорогиной Е.И. проведены кадастровые работы, согласно межевому плану от 27.05.2013.
Материалами дела, также установлено, что, на указанном земельном участке имеется объект незавершенного строительства, право собственности, на который зарегистрировано Дорогиной Е.И. в установленном законом порядке 13.03.2019.
По истечении срока действия договора аренды N 23-40/1446-08, заключенного между Дорогиной Е.И. и Департаментом имущественных отношений Тюменской области, арендатор обратилась к арендодателю с заявлением о заключении нового договора аренды участка.
Департамент имущественных отношений Тюменской области отказал в заключение нового договора аренды, ссылаясь на материалы лесоустройства, согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, право собственности на который, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Далее, Дорогина Е.И., обратилась в Тюменский районный суд Тюменской области для признания незаконным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области в предоставлении в аренду оспариваемого земельного участка.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 22.08.2019 по делу N 2-1598/2019, оставленным в силе апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18.11.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Исходя из письменных пояснений, Администрации с адресным описанием: Тюменская область, Тюменский район, Тюменское лесничество, Тюменское сельское участковое лесничество, Каменское СП, лесные кварталы N 17 - N 36, согласно выписке из ЕГРН от 29.11.2019, на государственном кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 72:17:0809001:45, собственником которого является Российская Федерация, относится к землям лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадь 130 135,85 кв.м.
Согласно выписке следует, что участок с кадастровым номером 72:17:0809001:45 образован из участка с кадастровым номером 72:17:0000000877, поставлен на кадастровый учет 28.01.2013, является учтенным, границы участка установлены.
Следовательно, в соответствии с выпиской из ЕГРН наложение границ участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988 на границы участка с кадастровым номером 72:17:0809001:45 отсутствуют.
Данные обстоятельства, ни Департаментом, ни МТУ Росимущества не обжалованы, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также, законность действий Дорогиной Е.А., подтверждается представленным в материалы дела постановлением Администрации Каменского муниципального образования от 10.09.2008 N 111, которое никем не обжаловано, незаконным не признано.
Следовательно, вопрос обоснованности формирования и постановки спорного земельного участка на кадастровый учет, отсутствует.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ оснований для иной оценки указанных обстоятельств не имеется.
Учитывая, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Пунктом 5 статьи 4.6 N 201-ФЗ установлено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:988 был поставлен на кадастровый учет 02.08.2013 с установлением границ, земельный участок находится в Тюменской области, Тюменском районе, в с. Каменка, участок N 403. Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:988 входил когда-либо в состав земельного участка с кадастровым номером 72:17:0809001:45 или 72:17:0000000877, был переведен из одной категории земель в другую в нарушение требований закона, или же выходил за пределы муниципального образования, в материалы дела не представлено.
Доводы Департамента о том, что им был выбран верный способ защиты права отклоняется судом апелляционной инстанции, как не обоснованный, исходя из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Департамент свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, заявитель должен обосновать наличие у него материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно его субъективных прав и законных интересов направлены заявленные требования, какие права заявителя могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения заявленных требований.
В рамках рассматриваемого заявления Департамент просит признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988.
В рассматриваемом деле вопрос не касается оспаривания правомерности установления границ в целом, что могло бы свидетельствовать о споре о праве на объект.
Кроме того, необходимо отметить, что на территории Тюменской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества до 2017 года исполнял Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области.
Судебная коллегия, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, поддерживает выводы суда первой инстанции об отказе в признании недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:988, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0801002:988.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2020 по делу N А70-19122/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19122/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Администрация Каменского муниципального образования, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Департамент лесного комплекса ТО, Департамент лесного комплекса Тюменской области, Дорогина Е.И., Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, РОСИМУЩЕСТВО в ТО, ХМАО-Югре, ЯНАО, Росреестр