Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 октября 2020 г. N Ф07-1437/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А56-78723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Подольский ВА - доверенность от 21/11/2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-591/2020) УФАС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-78723/2019, принятое
по заявлению ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО СМК "Роспроспект"
Об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) решения и предписания от 21.05.2019 по жалобе N Т02-310/19.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью СМК "РосПроект" (далее - ООО СМК "РосПроект").
Решение суда от 26.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Санкт-Петербургское УФАС обратилось с апелляционной, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Стороны извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу положений статьи 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда от 26.12.2010 и удовлетворения апелляционной жалобы Санкт-Петербургского УФАС.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17.04.2019 ПАО "Ленэнерго" (организатор торгов) разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение (N 31907728366) о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса кадастровых работ по установлению границ охранных зон ТП 6-10 кВ филиала ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть", в количестве 200 штук, расположенных в Санкт-Петербурге с внесением сведений об установлении границ охранных зон в Единый государственный реестр недвижимости (190310), включая документацию о закупке. Начальная (максимальная) цена контракта- 5034305,09 руб.
В соответствии с пунктом 5 раздела II Документации о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 5034305,09 рублей с НДС.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Единым Стандартом закупок ПАО "Россетти" (далее - Положение о закупках), версия 26 от 05.03.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, документацией о закупке.
ООО СМК "РосПроект", полагая, что Обществом допущены нарушения при проведении закупочной процедуры. 13.05.2019 обратилось в Управление с жалобой (вх.N 14155-ЭП719), ссылаясь на неправомерное установление в подпункте 20 пункта 9 раздела II Документации о закупке дискриминационного и не соответствующего предмету закупки требования к участникам закупки о наличии у последних опыта выполнения комплекса кадастровых работ по установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства предприятий энергосистемы, расположенных в Санкт-Петербурге, с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости за последние 3 года в количестве не менее 10 завершенных договоров со стоимостью не менее 80% от начальной (максимальной) цены лота.
По результатам рассмотрения жалобы Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 21.05.2019 N Т02-310/19, которым жалоба ООО СМК "РосПроект" признана обоснованной; в действиях Организатора торгов ПАО "Ленэнерго" признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 8, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в подпункте 20 пункта 9 раздела II Документации о закупке дискриминационного и не соответствующего предмету закупки требования к участникам закупки о наличии у последних опыта выполнения комплекса кадастровых работ по установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства предприятий энергосистемы, расположенных в Санкт-Петербурге, с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости за последние 3 года в количестве не менее 10 завершенных договоров со стоимостью не менее 80% от начальной (максимальной) цены лота.
Санкт-Петербургским УФАС также выдано Обществу предписание от 21.05.2019, которым Организатору торгов предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме (извещение N 31907782366).
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) запрещаются при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Указанные требования распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ (часть 5 статьи 17 Закона N 135-ФЗ).
Положениями Закона N 223-ФЗ предусмотрены порядок проведения торгов отдельными видами юридических лиц, а также возможность оспаривания результатов этих торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненно цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержа требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнен договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществлен: конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию и форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования участникам закупки.
Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке, при этом не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участие в закупке применяются в равной степени ко всем участникам закупки (часть 6 статьи 223-ФЗ).
Как правильно указал суд первой инстанции, основываясь на положениях Законом N 223-ФЗ, заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, принимая во внимание цели названного Федерального закона, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При этом, в силу пункта пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки заказчик должен также руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки
Предметом спорной закупки являлось выполнение комплекса кадастровых работ по установлению границ охранных зон ТП 6-10 кВ филиала ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть", в количестве 200 шт., расположенных в Санкт-Петербурге, с внесением сведений об установлении границ охранных зон в Единый государственный реестр недвижимости (190310).
Требования к участникам закупки содержатся в пункте 9 раздела II "Информационная карта закупки" Документации о закупке, где в подпункте 20 (л.д. 84, оборотная сторона) предусмотрено, что участник закупки должен обладать опытом выполнения комплекса кадастровых работ по установлению границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства предприятий энергосистемы, расположенных в Санкт-Петербурге, с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости за последние 3 года в количестве не менее 10 завершенных договоров (оценка производится в отношении завершенных договоров со стоимостью 80% от начальной (максимальной) цены лота) (в соответствии с Формой 16 Закупочной документации и с п. s. Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки").
Согласно подпунктам а), б) пункта 5.3.4 раздела I Документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке; заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что требование, содержащееся в подпункте 20 пункта 9 раздела II Документации о закупке, не соответствует предмету закупки и необоснованно ограничивает права потенциальных участников закупки, способных исполнить работы, являющиеся предметом закупки, надлежащим образом и в полном объеме, однако не имеющие опыта в требуемом организатором торгов объеме.
Также, по мнению комиссии УФАС, пороговое требование к допуску к участию в закупке об обязательном наличии у участника опыта выполнения работ за последние 3 года в количестве не менее 10 завершенных договоров со стоимостью не менее 80% от начальной (максимальной) цены лота, то есть на общую сумму не менее 40 млн. руб., превышает начальную (максимальную) цену заключаемого договора в рамках закупки в 8 раз.
Однако, суд первой инстанции признал выводы УФАС необоснованными, указав, что из системного толкования положений Документации о закупке, а также буквального прочтения подпункта 20 пункта 9 раздела II Документации о закупке следует, что установленное данным подпунктом пороговое значение в 80% от начальной (максимальной) цены лота установлено не для каждого завершенного договора в отдельности, а к общей сумме всех договоров, что подтверждается, в том числе, установленными закупочной документацией критериями оценки в пункте "b" пункта 2 Приложения 1 к разделу II Документации о закупке (л.д. 87).
Суд также установил, что установленное подпунктом 20 пункта 9 раздела II Документации о закупке требование основано на Положении о закупках, которым предусмотрено, что заказчик вправе установить требование отбора и/или критерий оценки "выполнение за последние 3 года договоров аналогичных по предмету, видам, объему выполняемых работ".
Так, согласно пункту 13 Приложения N 1 к Типовым требованиям заказчик вправе выбрать, оценочным или отборочным критерием применимости будет установлено то или иное условие. При этом заказчик при применении данного требования должен установить параметры измеряемости, что было соблюдено при проведении спорной закупки.
Суд правомерно согласился с доводами Общества о том, что установление требования о наличии опыта обусловлено предметом закупки с учетом объема работ по установлению охранных зон на объекты электросетевого хозяйства в установленные законодательством сроки, что не было опровергнуто антимонопольным органом.
Не установив в действиях Общества нарушения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, признав, что установление спорных требований и критериев оценки было обусловлено необходимостью выявления (выбора) наиболее профессионального и надлежащего исполнителя работ, являющихся предметом закупки, суд первой инстанции признал не соответствующими требованиям Закона N 223-ФЗ, а также нарушающими права и законные интересы заявителя оспариваемые решение и предписание комиссии УФАС.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном применении и толковании норм материального права и надлежащей оценке материалов дела, в связи с чем не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильные выводы суда, а лишь выражают несогласие с ними.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 года по делу N А56-78723/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78723/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО СМК "Роспроспект"