Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2020 г. N Ф04-3425/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А46-15974/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2885/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 04.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15974/2019 (судья Луговик С.В.), по иску Министерства культуры Омской области (ИНН 5503079180, ОГРН 1045504007713) к муниципальному образованию городской округ город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), при участии в деле в качестве третьего лица Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), об обязании исполнить условия охранного обязательства, выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Терлеевой И.Ю. по доверенности от 11.06.2019 N Исх-ДИО/7772 сроком действия один год,
представителя Министерства культуры Омской области Вилькиной В.А. по доверенности от 11.10.2018 N 34 сроком действия на три года,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Омск в лице департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) об обязании в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, исполнить условия охранного обязательства собственника объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Особняк", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Почтовая, д. 34, выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закона N 73-ФЗ), а именно: провести консервацию объекта с проведением противоаварийных мероприятий; разработать проект ремонтно- реставрационных работ фасадов и помещений объекта; организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; согласовать проектную документацию и акт государственной историко-культурной экспертизы в Министерстве; провести работы по усилению несущих конструкций объекта; провести ремонт крыши и кровли с устройством водосточной системы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Омска.
Решением от 04.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15974/2019 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку его компетенция не включает полномочий по проведению ремонтных работ в многоквартирных домах, координации данной деятельности, Департамент не наделен полномочиями собственника в отношении муниципального жилищного фонда г. Омска; ответчик не располагает средствами для выполнения условий охранного обязательства, которые фактически сводятся к выполнению ремонтных работ; срок на выполнения мероприятий охранного обязательства не является достаточным, так как выдача задания на проведение работ осуществляется в срок до 30 дней, выдача разрешения на производство работ - до 30 дней, необходимы также временные затраты до 8 месяцев на подготовку проектной документации и проведение историко-культурной экспертизы, сами работы проводятся в срок до 90 дней, утверждение представленной отчетности производится в срок до 30 дней, следовательно, производство заявленных Министерством действий займет срок, явно выходящий за пределы одного года с момента вступления в законную силу решения суда, что не соответствует принципу исполнимости судебного решения.
В письменном отзыве истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Министерства высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, здание "Особняк", расположенное по адресу: 644024, г. Омск, ул. Почтовая, д. 34, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, поставлено на государственную охрану решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 22.01.1991 N 20 "О постановке на государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Омской области и о порядке археологического обследования земельных участков на территории области", зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации N 551410106920005.
Согласно выпискам из Единого реестра недвижимости от 13.08.2019 N N КУИВ-001/2019-19846465, КУИВ-001/2019-19846201, КУИВ-001/2019-19845968, КУИВ-001/2019-19847073 указанный объект находится в собственности муниципального образования город Омск Омской области.
Распоряжением Министерства от 24.02.2016 N 64-рм утверждено охранное обязательство и составлен акт технического состояния, являющийся неотъемлемой частью охранного обязательства, согласно которому собственник спорного объекта обязан в срок до 2016 года осуществить консервацию объекта с проведением противоаварийных мероприятий; в срок до 2017 года разработать проект ремонтно-реставрационных работ фасадов и помещений объекта; в срок до 2018 года провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации; согласовать проектную документацию и акт государственной историко-культурной экспертизы в Министерстве; провести работы по усилению несущих конструкций объекта; проведение ремонта крыши и кровли объекта с устройством водосточной системы.
Актом технического состояния объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального значения, местного (муниципального) значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющимся приложением к охранному обязательству установлено следующее: здание находится в аварийном состоянии; в настоящее время не эксплуатируется; отключены системы электроэнергии, водоснабжения, отопления; наблюдается отклонение здания от вертикали; наблюдается деформация оконных проёмов, рассыхание и деформация деревянных оконных переплетов, трещины, отслоение красочного слоя; состояние несущих конструкций здания неудовлетворительное: деформация, прогибы, гниение деревянных конструкций крыши, чердачного перекрытия; кровля из шифера во многих местах имеет повреждения, протекает; гниль, деформация и щели бревенчатых стен; ремонтно-реставрационные работы объекта не проводились.
Как указывает истец, Департамент как лицо, осуществляющее от имени муниципального образования город Омск права собственника в отношении муниципального имущества города Омска, в том числе указанного объекта культурного наследия, за период с 2016 года по 2018 год не обращался в Министерство за выдачей заданий и разрешений на проведение работ на объекте, не согласовывал проектную документацию, не предоставлял ежегодно уведомление о выполнении требований охранного обязательства в срок не позднее 1 июля года, следующим за отчетным, работы по сохранению объекта не проводились.
Ссылаясь на то обстоятельство, что непринятие ответчиком мер по сохранению спорного объекта ведет к его полному уничтожению, нарушению прав неопределенного круга лиц, указанных в статье 7 Закона N 73-ФЗ, наносит урон национальному достоянию Российской Федерации, влечет изменение исторического облика города Омска, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось причиной для подачи Департаментом апелляционной жалобы, при рассмотрении которой апелляционный суд учел следующее.
Согласно преамбуле Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия, как следует из статьи 3 Закона N 73-ФЗ, относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из особого статуса и ценности такого имущества, порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом под сохранением объекта культурного наследия часть 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ понимает меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия и (или) третьи лица, во владении или в пользовании которых на основании гражданско-правового договора находится объект культурного наследия, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
По условиям части 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные частями 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке, не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (часть 12 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).
Как указано выше, охранное обязательство в отношении спорного объекта культурного наследия утверждено распоряжением Министерства от 24.02.2016 N 64-рм, которое направлено в адрес Департамента письмом N 1009 от 26.02.2016. Указанное письмо получено ответчиком 01.03.2016 (уведомление о вручении, л.д. 28).
Согласно части 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В силу части 13 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия. В иных случаях обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в части 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных частью 12 настоящей статьи.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 23 Обзора судебной практики N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, исполнение охранного обязательства является обязанностью и собственника помещений объекта культурного наследия, и лица, в безвозмездном пользовании которого находится последний.
Следовательно, Закон N 73-ФЗ указывает собственника объекта лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства.
При этом, вопреки доводам апеллянта, именно ответчик является лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении муниципального имущества.
Так, на основании подпункта 1 пункта 18 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, Департамент в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска.
Довод подателя жалобы об отсутствии у Департамента средств для выполнения условий охранного обязательства не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика как собственника объекта культурного наследия от исполнения своих обязательств по охране и сохранению данного объекта.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает правомерным возложение на Департамент обязанности по исполнению охранного обязательства, утвержденного распоряжением Министерства от 24.02.2016 N 64-рм, а именно: провести консервацию объекта с проведением противоаварийных мероприятий; разработать проект ремонтно-реставрационных работ фасадов и помещений объекта; организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; согласовать проектную документацию и акт государственной историко-культурной экспертизы в Министерстве; провести работы по усилению несущих конструкций объекта; провести ремонт крыши и кровли с устройством водосточной системы.
В жалобе ответчик указывает, что обжалуемое решение суда является неисполнимым, поскольку производство заявленных истцом к выполнению работ займет срок, явно выходящий за пределы одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Отклоняя указанный довод, апелляционный суд исходит из того, что, исходя из характера работ, необходимых для сохранения объекта культурного наследия, определенные судом сроки являются достаточными для исполнения охранного обязательства.
Каких-либо достаточных и допустимых доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок Департаментом в материалы настоящего дела не представлено, а сами по себе заявленные ответчиком возражения не являются основанием для признания срока исполнения решения недостаточным, а решение неисполнимым. Более того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком соответствующих возражений относительно срока исполнения условий охранного обязательства не заявлялось.
Таким образом, доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, удовлетворив исковые требования Министерства, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15974/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15974/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Администрация города Омска