г. Москва |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А40-74986/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-74986/19,
по исковому заявлению акционерного общества "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898, адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, 24) в лице Иркутского филиала
к открытому акционерному обществу "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, ул. Басманная Нов., д. 2)
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к открытому акционерному обществу "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 357 313 руб. 47 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам с уведомлением сторон о принятии жалобы к производству.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес ВРП Черемхово, филиал ООО "ТВМ" для проведения планового вида ремонта прибывали вагоны N N 53856266, 75027219, 50596022, 73028458, 53868550, 73975245, 50928811, 53957437 собственности АО "ПГК", по транспортным железнодорожным накладным NN ЭЯ350091, ЭЯ765591, ЭЯ755973, ЭА651424, ЭБ011591, ЭБ180732, ЭБ239206, ЭБ392209.
При осмотре вагонов на путях общего пользования станции Черемхово установлено, что у данных вагонов разоборудовано тормозное оборудование, отсутствуют комплекты механизмов стояночных тормозов.
По фактам обнаружения разукомплектованных вагонов, для проведения совместного осмотра, прибывших вагонов, в адрес станции Черемхово, ПТО Черемхово вагонного эксплуатационного депо Иркутск - Сортировочный, были направлены телеграммы N N 0103, 0151, 0169, 090, 0124, 0155, 0163, 0183.
В адрес ВРП Черемхово, филиал ООО "ТВМ" для проведения планового вида ремонта прибывали вагоны N N 52126604, 54577739, 52079167, 50304526, 50795277, 50304195, 50625797, 50793355, 57310161 собственности АО "ПГК", по транспортным железнодорожным накладным NN ЭЯ542752, ЭЭ688614, ЭЯ368423, ЭА156488, ЭА366670, ЭА417589, ЭА417569, ЭА530516, ЭА414795.
При осмотре вагонов на путях общего пользования станции Черемхово установлено, что у данных вагонов разоборудовано тормозное оборудование, отсутствуют авторежимы, комплекты механизмов стояночных тормозов.
По фактам обнаружения разукомплектованных вагонов, для проведения совместного осмотра, прибывших вагонов, в адрес станции Черемхово, ПТО Черемхово вагонного эксплуатационного депо Иркутск - Сортировочный, были направлены телеграммы N N 0222, 01, 018, 019, 020, 039, 049.
В адрес ВРП Черемхово, филиал ООО "ТВМ" для проведения планового вида ремонта прибывали вагоны N N 57193252, 50548726, 50643493, 50487198, 51703577, 57323941, 57399909, 50528504 собственности АО "ПГК", по транспортным железнодорожным накладным NN ЭА156526, ЭА732790, ЭБ011157, ЭБ239244, ЭБ251508, ЭБ239641, ЭБ392142, ЭБ355062.
При осмотре вагонов на путях общего пользования станции Черемхово установлено, что у данных вагонов разоборудовано тормозное оборудование, отсутствуют авторежимы, комплекты механизмов стояночных тормозов.
По фактам обнаружения разукомплектованных вагонов, для проведения совместного осмотра, прибывших вагонов, в адрес станции Черемхово, ПТО Черемхово вагонного эксплуатационного депо Иркутск - Сортировочный, были направлены телеграммы N N 08, 090, 0124, 0164, 0183.
В связи с неприбытием уполномоченных представителей ОАО "РЖД", для проведения осмотра разукомплектованных вагонов, акт формы ГУ-23 составлен с участием представителей ВРП Черемхово, АО "ПГК". Согласно технического паспорта (справка 2651 ИВЦ ЖА) указанные вагоны оборудованы стояночными тормозами. В соответствии с распоряжением N 562р от 30.03.2007 "в случае несвоевременного расследования и не определения виновного лица, повреждение вагона относится и учитывается за железнодорожной станцией, на которой он выявлен".
По своему характеру неисправности являются повреждением и согласно классификатору "Основных неисправностей грузовых вагонов" КЖА 2005 05 соответствуют 455 коду - "Разукомплектование ручного стояночного тормоза", и 915, 917 "Повреждение на станционных путях общего пользования", "Повреждение в поездной работе".
Вышеуказанные вагоны ранее были приняты к перевозке, перед постановкой в поезд осмотрены и признаны годными согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50.
Указанная инструкция осмотрщика вагонов устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
Пунктом 1.4 инструкции осмотрщика вагонов предусмотрено то, что при техническом обслуживании вагонов необходимо проверить наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; техническое обслуживание вагона предусматривает контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей (п.2.5. инструкции осмотрщика вагонов). В случае, если вагон не соответствует выше указанным требованиям, осмотрщик вагонов ОАО "РЖД" обязан сделать запись в журнале ВУ-14. В виду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными, вагоны признаны соответствующими установленным нормативам.
В соответствие со статьей 105 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов или их узлов и деталей.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения ущерба предусматривает возмещение причиненных убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
АО "ПГК" понесло расходы, связанные с ремонтом вагонов 53856266, 75027219, 50596022, 73028458, 53868550, 73975245, 50928811, 53957437, 52126604, 54577739, 52079167, 50304526, 50795277, 50304195, 50625797, 50793355, 57310161, 57193252, 50548726, 50643493, 50487198, 51703577, 57323941, 57399909, 50528504, а именно расходы по восстановлению стояночных тормозов на каждый разукомплектованный вагон.
Общая стоимость работ составила 357.313 руб. 47 коп.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В результате действий ответчика ОАО "РЖД" причинены убытки. Расчет исковых требований приложен к исковому заявлению. В соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление при рассмотрении дела суде первой инстанции и не содержат доводов, указывающих на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
К материалам дела истцом приобщены акты формы ГУ-23 составленные работниками ООО "Трансвагонмаш" и представителем АО "ПГК" об разукомлектовании вагонов (отсутствие стояночного тормоза) и письма (уведомления) об информировании ОАО "РЖД" о поступлении разукомплектованных вагонов в адрес ООО "Трансвагономаш".
Из материалов дела усматривается, что представители ООО "Трансвагономаш" приняли исчерпывающие меры по информированию ОАО "РЖД" в целях соблюдения порядка установленного Правилами составления актов общей формы, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2013 N 45.
Письмо оставлено без ответа, запасные части для проведения восстановительного ремонта вагонов не предоставлены.
В соответствии с распоряжением N 562р от 30.03.2007 "в случае несвоевременного расследования и не определения виновного лица, повреждение вагона относится и учитывается за железнодорожной станцией, на которой он выявлен".
В соответствие со Статьей 105 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов или их узлов и деталей.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 20.02.2020.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2020 по делу N А40-74986/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, установленным в ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74986/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"