г. Красноярск |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А33-26093/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 05 февраля 2020 года по делу N А33-26093/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (ИНН 7723011906, ОГРН 1027739420961, далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - ответчик) об урегулировании разногласий возникших при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 1660, на условиях, изложенных в исковом заявлении:
1. Урегулировать разногласия, возникшие между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и АО "Связьтранснефть" при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N 1660, изложив его в следующей редакции:
- Пункт 1 Дополнительного соглашения N 2 к договору аренды земельного участка от 27.05.2013 N 1660 изложить в следующей редакции: "Плата за арендованный земельный участок составляет ежемесячно с 01.01.2019 в размере 700,79 (семьсот) руб. 79 коп. Расчет арендной платы - в приложении.
Изменение размера арендной платы, предусмотренного настоящим Соглашением, производится Арендодателем в одностороннем порядке не чаще одного раза в год, в случае принятия законов и иных нормативных актов уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы, а также в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Размер арендной платы за земельный участок ежегодно, изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключено настоящее Соглашение.
Индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции в году, в котором произведен перерасчет размера арендной платы, в связи с изменением размера арендной платы в случаях принятия законов и иных нормативных актов уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы, а также в случае изменения кадастровой стоимости земельных участков, не производится. Условия Договора о размере арендной платы считаются измененными по истечению 10-дневного срока с момента направления Арендатору (заказным письмом по адресу: 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 101, либо вручения под роспись) уведомления Арендодателя об одностороннем изменении размера арендной платы по Договору с приложением расчета, при этом заключения дополнительного соглашения к Договору не требуется."
-Приложение N 1 к Дополнительному соглашения N 2 к договору аренды земельного участка от 27.05.2013 N 1660 изложить в следующей редакции:
Расчет годового размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:533
Период |
Площадь кв.м. (3) |
КС |
К1 |
УИ |
АП в год, руб. |
Оплата в месяц, руб. |
С 01.01.2019 |
896 |
575912,96 |
0,014 |
1,043 |
8409,48 |
700,79 |
* Расчет годового размера арендной платы осуществлен на основании пункта 4 статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, Приказом Министерства экономического развития РФ от 18.06.2013 N 346 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений", ст. 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 N В-43 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", по формуле:
КС *1,4%* УИ2019
Оплата производится не позднее 10 числа текущего месяца путем перечисления на расчетный счет N 40101810600000010001 в Отделении Красноярск, г. Красноярск, БИК 040407001, КБК 905 111 05012 04 0100 120, получатель - УФК по Красноярскому краю (департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, код ОКТМО 04701000, ИНН 2466010657/КПП 246601001), УИН по основному платежу 0210186600000000201219051, УИН по пене 0210186600000000201219065.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 февраля 2020 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ДМИЗО администрации города Красноярска обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:533 право федеральной собственности в ЕГРН не зарегистрировано, участок относится к неразграниченной государственной собственности, определение арендной платы в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 N 346 невозможно.
-документы об особом статусе субъекта и объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:533 при обращении в департамент для урегулирования разногласий истцом не были представлены.
-к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателем договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2020 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 06.04.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца поступил отзыв, согласно которому при принятии решения суд на основании представленных доказательств выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 31.08.2012 N 4723-невд между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее Арендодатель/ответчик) и АО "Связьтранснефть" (далее - Арендатор/истец) 27.05.2013 заключен договор аренды земельного участка N 1660 (далее -Договор).
Согласно п. 1.1. Договора в аренду предоставлялся земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:03 00 299:533, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Северное шоссе, 49, для использования в целях эксплуатации линейного сооружения - ЦРЛС "Анжеро-Судженск-Тайшет", общей площадью 896 кв. м.
Предоставленный на праве аренды по договору земельный участок относится к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
06.02.2019 в адрес АО "Связьтранснефть" поступило подписанное Арендодателем дополнительное соглашение к Договору.
Из предложенной ответчиком редакции п. 1 дополнительного соглашения и Приложения к Договору следует, что расчет годового размера арендной платы осуществлен на основании ст. 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 N В-43 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 N В-43), по формуле: А = Кс х К1 х К2, где
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка:
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
К1 равен 0,015 в соответствии с п. 5 Приложения N 2 к решению Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 N В-43.
По итогам рассмотрения представленного дополнительного соглашения к Договору, письмом от 25.02.2019 N СТН-07-25-06/1139 ответчику и направлен протокол разногласий к проекту Договора в связи с невозможностью принятия отдельных условий Договора в редакции Ответчика.
Отдельные пункты протокола разногласий к Договору отклонены Арендодателем письмами от 26.03.2019 N 8895ш и от 21.05.2019 N 15203ш.
АО "Связьтранснефть" является оператором связи, оказывающим услуги телефонной связи в выделенной сети связи в соответствии с лицензией 161141.
В материалы дела представлен технический паспорт линейного сооружения ЦРРЛС "Анжеро-Судженск-Тайшет" от 17.09.2010, согласно которому линейное сооружение расположено в субъектах Российской Федерации: Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская область.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Подписание истцом дополнительного соглашения с протоколом разногласий, направление его ответчику подтверждает реализацию последним права на передачу разногласий, возникших при заключении договора на рассмотрение суда.
Истец просит изложить отдельные положения дополнительного соглашения N 2 к договору аренды земельного участка от 27.05.2013 N 1660 в предложенной им в иске редакции, ссылаясь на то, что при расчете размера арендной платы должны быть учтены нормы пункта 4 статьи 39.7 и пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346 в соответствии с которыми коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка К1, должен применяться в размере 0,014.
На основании статьи 606 Гражданского кодекса Российской по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
При этом статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (уполномоченным органом) в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся, в частности, объекты связи федерального значения, а также объекты связи регионального значения.
В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации, что также вытекает из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые вопросы связи не относят ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ни к компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее также - Закон о связи) на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.
Федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации (статья 11 Закона о связи).
Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи, одной из категорий которой является сеть связи общего пользования (статья 12 Закона о связи).
Сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи (статья 13 Закона о связи).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным федеральным законом осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти (статья 21 Закона о связи).
АО "Связьтранснефть" является оператором связи, оказывающим услуги телефонной связи в выделенной сети связи в соответствии с лицензией 161141.
В материалы дела представлен технический паспорт линейного сооружения ЦРРЛС "Анжеро-Судженск-Тайшет" от 17.09.2010, согласно которому линейное сооружение расположено в субъектах Российской Федерации: Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская область.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:533, являющийся предметом договора аренды, используется в целях эксплуатации линейного сооружения ЦРРЛС "Анжеро-Судженск-Тайшет" для оказания услуг телефонной связи в выделенной сети связи, входящей в Единую сеть электросвязи Российской Федерации и образующую федеральную связь.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что линейное сооружение ЦРРЛС "Анжеро-Судженск-Тайшет" относится к объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод о том, что Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 18.06.2013 N 346 не регулирует отношения по аренде земельных участков неразграниченной государственной собственности, подлежит отклонению, с учетом вышеизложенных положений пунктов 1, 3, 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, предоставленный на праве аренды по договору земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:533 относится к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
Положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации применимы к отношениям сторон, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:533 относится к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена, и предоставлен для объектов связи федерального значения.
При изложенных обстоятельствах, положения приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346, в соответствии с которыми коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка К1, должен применяться в размере 0,014, применимы для определения размера арендной платы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:533.
Следовательно, плата за земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:533, предоставленный для размещения объектов. Указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, не может превышать размера арендной платы, рассчитанного по правилам приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 346 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Применение при расчете арендной платы коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка К1, не изменяет механизм исчисления арендной платы.
Довод о том, что истец не представил документы, подтверждающие особый статус субъекта и объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:533, при обращении в Департамент для урегулирования разногласий, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, в том числе письмам, направляемым истцом в адрес ответчика от 25.02.2019 N СТН-07-25-06/1139 и от 18.04.2019 N СТН-07-25-06/2083.
С учетом изложенных обстоятельств, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ДМИЗО администрации города Красноярска освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 февраля 2020 года по делу N А33-26093/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26093/2019
Истец: АО "СВЯЗЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА И ДОБЫЧИ НЕФТИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА