г. Владивосток |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А51-13505/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лагутиной Татьяны Владимировны,
апелляционное производство N 05АП-1359/2020
на решение от 21.01.2020
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-13505/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Лагутиной Татьяны Владимировны (ИНН 253902233863, ОГРН 310253904000032, дата регистрации 09.02.2010)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 22.08.1991, адрес (место нахождения) 690091, Приморский край, г.Владивосток, проспект Океанский, д.20)
о признания незаконным отказа;
при участии:
от администрации города Владивостока: Бакулина А.А. по доверенности от 16.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 3406), удостоверение;
от ИП Лагутиной Т.В.: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лагутина Татьяна Владимировна (далее - ИП Лагутина Т.В., заявитель, индивидуальный предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления экономического развития администрации г. Владивостока (далее - администрация, ответчик) зачисления денежных средств выплаченных по соглашению "О включении хозяйствующего субъекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" от 23.07.2018 N 19, N 21, N 22, в счет действующих соглашений "О размещении нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" от 31.01.2019 N 19, N 20, N 21 (ответ администрации г. Владивостока N 6340СП от 07.06.2019), с учетом уточнения требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2020 в удовлетворении заявленных требований ИП Лагутиной Т.В. отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не установлена дата в 2018 году, когда у ИП Лагутиной Т.В. возникла обязанность вносить плату за размещение НТО на территории ВГО, и на основании чего. Считает, что само по себе включение хозяйствующего субъекта в схему размещения НТО не устанавливает его обязанность по внесению платы за право на размещение НТО и ее размер.
Заявитель также обращает внимание суда на то, что в период с 16.07.2018 по 31.12.2018 у администрации города Владивостока отсутствовало право на распоряжение данными земельными участками. В указанный период распорядителем земельных участков являлся Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, что, по мнению заявителя, следует из статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Полагает, что установленный порядок внесения платы за размещение НТО на территории ВГО Постановлением администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589 распространяется только на правоотношения с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.02.2020 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru 27.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Определением от 23.03.2020 суд, руководствуясь положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях обеспечения соблюдения Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV", от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", а также в связи с принятием Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации Постановления от 18.03.2020 N 808, определил изменить дату судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы акционерного общества "Корсаковский морской торговый порт", судебное заседание назначить на 14.04.2020 в 15 часов 20 минут в помещении Пятого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Светланская, 115, г.Владивосток. Зал N 304. (судья-докладчик Понуровская С.В.).
На основании указанного стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания предприниматель явку своих представителей в суд не обеспечила. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в её отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель администрации в судебном заседании и по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее:
31.01.2019 между Администрацией города Владивостока и ИП Лагутиной Т.В. заключены соглашения N 19, N 20, N 21 о размещении нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, по условиям которых Администрация предоставляет, а Хозяйствующий субъект получает право на размещение нестационарных торговых объектов.
Размер платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа определен в соответствии с постановлением администрации города Владивостока, определяющим порядок, условия и сроки внесения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (пункт 3.1).
08.05.2019 ИП Лагутина Т.В. обратилась в Управление экономического развития администрации города Владивостока с заявлением от 06.05.2019 о зачислении произведенной оплаты по соглашениям N 19 от 23.07.2018 в размере 139667,03 руб., N 21 от 23.07.2018 в размере 139 667,03 руб., N22 от 23.07.2018 в размере 62 074,24 руб., в счет соглашений N от 31.01.2019, N21 от 31.01.2019, N 20 от 31.01.2019, с приложением к заявлению платежного поручения N19182 от 02.08.20018, платежного поручения N21905 от 02.08.2018, платежного поручения N 22174 от 02.08.2018 (входящий номер заявления N 6340сп).
07.06.2019 администрация города Владивостока в ответ на обращение по вопросу зачисления денежных средств, сообщила, что плата, произведенная ИП Лагутиной Т.В. по соглашениям о включении нестационарных торговых объектов в Схему N 19, N 21 и N 22 от 23.07.2018 учтена на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в соглашениях (исходящий номер администрации N 6340сп от 07.06.2019).
Заявитель, считая отказ администрации города Владивостока в зачислении платы, внесенной на основании соглашений о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа от 23.07.2018 N 19, N 21. N 22, в счет платы за размещение нестационарных торговых объектов в 2019 году, обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ администрации города Владивостока в зачислении платы, внесенной на основании соглашений о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа от 23.07.2018 N 19, N 21, N 22, в счет платы за размещение нестационарных торговых объектов в 2019 году является законным и не нарушает права предпринимателя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав представителя Администрации, проверив в порядке статей 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.
В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, регламентируя использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определил случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
При этом пунктом 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи (то есть за исключением вышеназванного случая), осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ.
Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу п. 6.4 ч. 1 ст. 32 Устава г. Владивостока, полномочиями администрации города Владивостока являются исполнение полномочий по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения города Владивостока.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114 (далее - Порядок).
Постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 N 171-па утвержден Порядок отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края.
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 N 171-па (далее - Порядок отбора), плата за право включения в Схему вносится на условиях, в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом, то есть порядок внесения платы устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с вышеуказанными нормами принято постановление администрации города Владивостока от 16.07.2018 N 2023 "Об утверждении Порядка, условий и сроков внесения платы за право включения хозяйствующего субъекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории Владивостокского городского округа", постановление администрации города Владивостока от 25.09.2018 N2589 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 16.07.2018 N2023 "Об утверждении Порядка, условий и сроков внесения платы за право включения хозяйствующего субъекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории Владивостокского городского округа" (далее - постановление администрации города Владивостока от 25.09.2018 N2589).
В соответствии с пунктом 1(1) постановления администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589 плата, внесенная хозяйствующими субъектами в отношении нестационарных торговых объектов, указанных в пункте 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 N171-па, до вступления в силу настоящего постановления, подлежит учету в качестве платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории Владивостокского городского округа.
Указанные постановления приняты в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ, вышеуказанными нормативными правовыми актами Приморского края, с учетом рекомендаций, указанных в Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, оформленных письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.03.2015 NЕВ-5999/08.
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, оформленных письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.03.2015 N ЕВ-5999/08, к рекомендуемым изменениям правового регулирования относится также закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех числе с заключением договоров на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.
Исходя из вышеизложенного, апелляционная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы в части того, что в период с 16.07.2018 по 31.12.2018 у администрации города Владивостока отсутствовало право на распоряжение данными земельными участками по размещению нестационарного торгового объекта на территории Владивостокского городского округа.
Также суд не соглашается с выводами апеллянта о том, что судом первой инстанции не установлена дата в 2018 году, когда у ИП Лагутиной Т.В. возникла обязанность вносить плату за размещение НТО на территории ВГО, и на основании чего, что само по себе включение хозяйствующего субъекта в схему размещения НТО не устанавливает его обязанность по внесению платы за право на размещение НТО и ее размер, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1(1) постановления администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589 плата, внесенная хозяйствующими субъектами в отношении нестационарных торговых объектов, указанных в пункте 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 N171-па, до вступления в силу настоящего постановления, подлежит учету в качестве платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории Владивостокского городского округа.
Согласно пункту 3 постановления администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 16.07.2018.
Из материалов дела установлено, что ИП Лагутиной Т.В. произведены следующие платежи: по соглашению N 19 от 23.07.2018 в размере 139667,03 руб., N 21 от 23.07.2018 в размере 139 667,03 руб., N 22 от 23.07.2018 в размере 62 074,24 руб., в счет соглашений от 31.01.2019, N 21 от 31.01.2019, N 20 от 31.01.2019, что подтверждается платежным поручением N 19182 от 02.08.20018, N 21905 от 02.08.2018, N 22174 от 02.08.2018.
При этом, согласно пункту 1.2. Соглашения N 19 от 23.07.2018, настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до "31" декабря 2018 года.
Согласно пункту 1.2. Соглашения N 21 от 23.07.2018, настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до "31" декабря 2018 года.
Согласно пункту 1.2. Соглашения N 22 от 23.07.2018, настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до "31" декабря 2018 года.
При этом, из материалов дела не следует, а также не опровергается заявителем апелляционной жалобы, что в 2018 году отсутствовала схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа. Также отсутствуют сведения о том, что ИП Лагутиной в спорный период времени не осуществлялась предпринимательская деятельность в рамках заключенных Соглашений N 19,21,22 по 31.12.2018.
Таким образом, на основании пункта 1(1) постановления администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589, апелляционная коллегия приходит к выводу, что плата, внесенная ИП Лагутиной на основании соглашений от 23.07.2018 N 19, N 21, N 22, учтена в качестве платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа за 2018 год.
При этом суд учитывает, что размеры платы по соглашениям от 23.07.2018 N 19, 21, 22 и от 31.01.2019 N 19, 20, 21 установлены на разные периоды. Согласно вышеуказанным пунктам 1.2. соглашений от 23.07.2018 срок действия соглашений до 31.12.2018, то есть размер платы был рассчитан Администрацией города Владивостока за период размещения нестационарных торговых объектов до 31.12.2019, за шесть месяцев.
Соответственно, согласно Порядку отбора, постановлению администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589, в 2019 году у ИП Лагутиной Т.В. вновь возникла обязанность по внесению платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа на последующий период.
В соответствии с разделом 2 соглашений о размещении нестационарного торгового объекта на территории Владивостокского городского округа от 31.01.2019 N 19, N 20, N 21 настоящие соглашения вступают в силу с 01.01.2019 и действуют до 01.01.2026.
В соответствии с указанными соглашениями ИП Лагутиной Т.В. также вносится плата на размещение нестационарных торговых объектов в 2019 году.
Таким образом, своими действиями по заключению соглашений в 2019 году и внесением платы согласно данным соглашениям в 2019 году, ИП Лагутина Т.В. подтвердила согласие на размещение нестационарных торговых объектов на условиях, определенных в соглашениях и постановлении администрации города Владивостока от 25.09.2018 N 2589, в том числе с учетом пункта 1(1) указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по внесению платы за размещение нестационарных торговых объектов возникла у ИП Лагутиной Т.В., в том числе в 2018 году, в связи с чем, основания для зачисления платы за 2019 год у Администрации отсутствовали.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2020 по делу N А51-13505/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13505/2019
Истец: ИП Лагутина Татьяна Владимировна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1359/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-13505/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-13505/19
26.09.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-13505/19