г. Челябинск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А47-1152/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Махровой Н.В., рассмотрел апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.04.2020 (резолютивная часть от 27.03.2020) по делу N А47-1152/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Акционерного общества "Производственное объединение "Стрела" (далее - АО "ПО "Стрела", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 224 121 руб. 57 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию в рамках государственного контракта от 13.12.2018 N 2433/136-18 за период с января по апрель 2019 года по счетам от 31.01.2019 N 185, от 28.02.2019 N 683, от 31.03.2019 N 985, от 30.04.2019 N 1520, а также 7 482 руб. 44 коп. возмещение расходов по оплате государственной пошлины (платежное поручение от 27.01.2020 N 783).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.04.2020 исковые требования АО "ПО "Стрела" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым освободить ФГБУ "ЦЖКУ" от уплаты государственной пошлины по иску в размере 7 482 руб. 44 коп.
Апеллянт отмечает, что спор по настоящему делу возник в связи с оплатой задолженности истцу на основании контракта на отпуск тепловой энергии от 13.12.2018 N 2433/136-18 в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, участие ФГБУ "ЦЖКУ" в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных выше функций органа военного управления, в связи с чем он выступает в качестве государственного органа и как таковой освобождается от уплаты государственной пошлины на основании подпунктов 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Изложенное соответствует позиции, указанной в определении Верховного суда Российской Федерации N 307-ЭС16-15395 от 09.03.2017 по делу NА21-6452/2015, а также в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-336/2019 от 15.02.2019 по делу NА47-9200/2018.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием возражений со стороны истца законность и обоснованность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверены только в обжалованной ответчиком части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт от 13.12.2018 N 2433/136-18 на отпуск тепловой энергии, согласно которого энергоснабжающая организация обязуется отпускать, а абонент принимать и оплачивать энергоснабжающей организации тепловую энергию в виде горячей воды (отопление), в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта начало и окончание отопительного сезона устанавливается распоряжением главы администрации г. Оренбурга.
Пуск теплоснабжения осуществляется по письменному разрешению энергоснабжающей организации при наличии паспорта технической готовности систем теплоснабжения у абонента.
В силу пункта 4.1 контракта расчет стоимости тепловой энергии и/или теплоносителя производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Тарифы на тепловую энергию и/или теплоноситель считаются согласованными сторонами и действующими с момента их утверждения и введения в действие уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Пунктом 4.4 стороны установили, что расчетным периодом в настоящем контракте является месяц, в котором отпускалась тепловая энергия.
Согласно пункту 4.8 контракта (в редакции протокола разногласий от 13.12.19) оплата за оказанные услуги осуществляется абонентом в течение 30 (тридцати) банковских дней после предоставления энергоснабжающей организацией абоненту: счета, счета-фактуры, акта оказанных услуг в 2-х экземплярах.
Настоящий контракт вступает в силу с 01.01.2019 по 31.12.2019, а по расчетам до полного их завершения (пункт 8.1 контракта).
Истец обязательства по контракту в период с января по апрель 2019 года исполнил в полном объеме, в подтверждение чего представлены акты - подданной и принятой тепловой энергии (л.д. 42-45), счета (л.д. 38- 41). Как указывает истец, ответчиком задолженность не погашена, и составила 224 121 руб. 57 коп.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт исполнения истцом обязательств по договору подтвержден материалами дела, ответчиком доказательств оплаты поставленного ресурса не представлено.
В связи с удовлетворением исковых требований судом первой инстанции с ответчика в пользу истца взыскано 7 482 руб. 44 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен состав судебных расходов, в который в том числе входят расходы по уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению в составе судебных расходов и законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Учитывая, что судебный акт принят не в пользу ФГБУ "ЦЖКУ", суд первой инстанции обоснованно указал на обязанность ФГБУ "ЦЖКУ" возместить понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о необоснованности взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по уплате государственной пошлины подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Ссылка апеллянта на судебную практику: определение Верховного суда Российской Федерации N 307-ЭС16-15395 от 09.03.2017 по делу NА21-6452/2015, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-336/2019 от 15.02.2019 по делу NА47-9200/2018, также подлежит отклонению, поскольку в данных судебных актах речь идет об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины при обращении с исковыми требованиями, а не об освобождении их от судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося спора - истцом и ответчиком.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом при подаче иска государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Оренбургской области от 16.04.2020 по делу N А47-1152/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2020.
Судья |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1152/2020
Истец: АО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СТРЕЛА"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ ЖКС N 16 г. Оренбург филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО