город Томск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А45-38949/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (N 07АП-2893/2020) на решение от 18.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-38949/2019 (судья Нахимович Е.А.), по заявлению акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", г. Новосибирск о признании постановления от 16.10.19 N 248-19.7.1/1-ЮЛ/2019 и представления от 16.10.19 N 248-19.7.1/1-ЮЛ/2019 незаконными, административный орган: Департамент по тарифам Новосибирской области.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Кузнецов А.Е., доверенность от 21.08.2019,
от заинтересованного лица: Ветчинова Ю.С., доверенность от 09.01.2020 (по онлайн-связи).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании постановления от 16.10.19 N 248-19.7.1/1-ЮЛ/2019 и представления от 16.10.19 N 248-19.7.1/1-ЮЛ/2019, принятых Департаментом по тарифам Новосибирской области, незаконными. Кроме того, заявитель просил применить статью 2.9 КоАП РФ и признать данное правонарушение малозначительным.
Решением от 18.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления от 16.10.2019 N 248-19.7.1/1-ЮЛ/2019 и представления от 16.10.19 N 248-19.7.1/1-ЮЛ/2019 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на недоказанных административном органом обстоятельствах, которые суд счел установленными. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о предоставлении АО "СИБЭКО" в орган регулирования в составе своей тарифной заявки документов, предусмотренных подп. "в" п.39(6) Правил регулирования N 1075, что незаконно не было принято во внимание судом первой инстанции и не учтено при вынесении судебного акта. Судом первой инстанции неверно истолкованы нормы тарифного законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правомерность выводов суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Департамента доводы апеллянта отклонила за необоснованностью по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 16.07.2019 АО "СИБЭКО" представило в департамент предложение об установлении платы за подключение к тепловым сетям АО "СИБЭКО" на 2020 год.
АО "СИБЭКО" в обоснование суммарной плановой подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей на 2020 год представило 17 запросов на выдачу технических условий, поданных в порядке пунктов 8 и 9 Правил подключение N 787 правообладателями земельных участков в 2018 году и первом полугодии 2019 года, с планируемыми сроками подключения 2020-2026 годы.
29.07.2019 Департаментом направлен АО "СИБЭКО" запрос, содержащий, в том числе, указание на необходимость представления в департамент в срок до 01.09.2019 копий документов, подтверждающих плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей, в том числе копии заявок и (или) договоров на подключение; а также указание на необходимость произвести соответствующий расчет платы за подключение в соответствии с пунктом 167 Методических указаний N 760-э на основе данных о планируемых на 2020 год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение.
В ответ на указанный запрос АО "СИБЭКО" 07.08.2019 сообщило следующее:
- в составе поданного 16.07.2019 предложения об установлении платы за подключение на 2020 год в обоснование плановой суммарной подключаемой нагрузки представлены все необходимые документы (проект инвестиционной программы АО "СИБЭКО" на 2020 год и 17 запросов заявителей на выдачу технических условий);
- обязательность представления заявок на подключение не предусмотрена пунктом 39(6) Правил подключения N 1075;
- АО "СИБЭКО" представлены все имеющиеся у него обращения заявителей, которые имелись на дату подачи заявления об установлении платы за подключение, и подключение которых планируется в 2020 году; какими-либо иными документами в отношении определения или уточнения плановых нагрузок на 2020 год АО "СИБЭКО" на данный момент не владеет.
13.08.2019 Департаментом сделан повторный запрос в порядке пункта 14 Регламента N 163, в котором было указано на необходимость представления в департамент в срок до 01.09.2019 сведений о датах заключения договоров о подключении и планируемых сроках подключения к системе теплоснабжения объектов заявителей, подавших заявки на подключение к системе теплоснабжения в течение 2018 года и 1-го полугодия 2019 года.
В ответ на указанный запрос АО "СИБЭКО" письмом от 16.08.2019 сообщило, что им уже представлены все необходимые сведения по прогнозным данным о планируемых на 2020 год расходах на подключение в качестве приложения к заявлению об установлении платы за подключение на 2020 год; и что запрашиваемые департаментом сведения не могут быть использованы при определении платы за подключение на 2020 год.
По мнению заинтересованного лица, АО "СИБЭКО" в установленный срок (01.09.2019) не представлены в департамент сведения, подтверждающие плановую на 2020 год суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей.
16.09.2019 начальником контрольно - правового отдела департамента Ветчиновой Ю.С. в отношении АО "СИБЭКО" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
16.10.2019 Департаментом по тарифам Новосибирской области в отношении АО "СИБЭКО" вынесено постановление N 248-19.7.1/1 -ЮЛ/2019 по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с данным постановлением АО "СИБЭКО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1. КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, согласно выданному представлению АО "СИБЭКО" предписано обеспечить представление в адрес Департамента сведений и документов, указанных в направленных в адрес АО "СИБЭКО" запросах от 29.07.2019 N 1667/33 и от 13.08.2019 N 1667/33.
Не согласившись с данным постановлением, представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 данной статьи, состоит в непредставлении сведений в уполномоченный орган по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) реализация тепловой энергии (мощности) относится к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим законодательством государственному регулированию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы в сфере теплоснабжения в соответствии с перечнем, установленным п. 1 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении".
В соответствии с подпунктом 39(8) Правил регулирования N 1075 перечень документов и материалов, указанных в пункте 39(6) Правил регулирования N 1075, является исчерпывающим для открытия дела об установлении платы за подключение; среди которых согласно подпункту "в" пункта 39(6) предусмотрено обязательное представление регулируемой организацией копий документов, подтверждающих плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей.
Согласно пункту 167 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N760-э): "Расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 настоящих Методических указаний.".
В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила подключения N 787); документами, подтверждающими плановую подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей, являются: заявки на подключение (пункт 25) и условия подключения, являющиеся неотъемлемой частью договора о подключения (пункт 35).
Из материалов дела следует, что АО "СИБЭКО" в обоснование суммарной плановой подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей на 2020 год представило 17 запросов на выдачу технических условий, поданных в порядке пунктов 8 и 9 Правил подключение N 787 правообладателями земельных участков в 2018 году и первом полугодии 2019 года, с планируемыми сроками подключения 2020-2026 годы.
В силу положений пунктов 10, 13, 14, 15 Правил подключения N 787 запрос правообладателя земельного участка на выдачу технических условий в отсутствие поданной заявки на подключение и заключенного на ее основе договора на подключение не порождает обязательств теплоснабжающей (теплосетевой) организации по подключение объектов заявителя; вследствие чего запрос на выдачу технических условий не может являться документом, подтверждающим плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую нагрузку объекта заявителя.
В этой связи, в соответствии с пунктом 14 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент N 163); департаментом 29 июля 2019 года направлен АО "СИБЭКО" запрос, содержащий, в том числе, указание на необходимость представления в департамент в срок до 1 сентября 2019 года копий документов, подтверждающих плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей, в том числе копии заявок и (или) договоров на подключение; а также указание на необходимость произвести соответствующий расчет платы за подключение в соответствии с пунктом 167 Методических указаний N 760-э на основе данных о планируемых на 2020 год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение.
В ответ на указанный запрос АО "СИБЭКО" 7 августа 2019 года за исх. N 20- 3/8-75244/19-0-0 сообщило следующее: - в составе поданного 16 июля 2019 года предложения об установлении платы за подключение на 2020 год в обоснование плановой суммарной подключаемой нагрузки представлены все необходимые документы (проект инвестиционной программы АО "СИБЭКО" на 2020 год и 17 запросов заявителей на выдачу технических условий); - обязательность представления заявок на подключение не предусмотрена пунктом 39(6) Правил подключения N 1075; - АО "СИБЭКО" представлены все имеющиеся у него обращения заявителей, которые имелись на дату подачи заявления об установлении платы за подключение, и подключение которых планируется в 2020 году; какими-либо иными документами в отношении определения или уточнения плановых нагрузок на 2020 год АО "СИБЭКО" на данный момент не владеет.
Согласно пункту 42 Правил подключения N 787 нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев.
В соответствии с информацией, размещенной АО "СИБЭКО" посредством ФГИС "ЕИАС" на сайте департамента во исполнение постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", в адрес АО "СИБЭКО" в 2018 году поступило 297 заявок на подключение, а в первом полугодии 2019 года - 131 заявка на подключение.
В этой связи департаментом 13.08.2019 сделан повторный запрос в порядке пункта 14 Регламента N 163, в котором было указано на необходимость представления в департамент в срок до 01.09.2019 сведений о датах заключения договоров о подключении и планируемых сроках подключения к системе теплоснабжения объектов заявителей, подавших заявки на подключение к системе теплоснабжения в течение 2018 года и 1-го полугодия 2019 года.
В ответ на указанный запрос АО "СИБЭКО" письмом от 16.08.2019 за исх. N 20-3/8-79315/19-0-0 сообщило, что им уже были представлены все необходимые сведения по прогнозным данным о планируемых на 2020 год расходах на подключение в качестве приложения к заявлению об установлении платы за подключение на 2020 год; и что запрашиваемые департаментом сведения не могут быть использованы при определении платы за подключение на 2020 год.
Согласно пункту 39(3) Правил подключения N 1075 предложение об установлении платы за подключение должно быть представлено в орган регулирования регулируемой организацией в срок до 1 сентября года, предшествующему периоду регулирования.
В силу положений пунктов 39(5) и 39(6) Правил регулирования N 1075 копии документов, подтверждающих плановую на очередной период регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей, являются одной из составляющих предложения об установлении платы за подключение регулируемой организации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что АО "СИБЭКО" в установленный срок не представлены в департамент сведения, подтверждающие плановую на 2020 год суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей; в то время как обязательность представления таких сведений является обязательной в силу подпункта "в" пункта 39(6), пункта 39(8) Правил регулирования N 1075, пункта 167 Методических указаний N 760-э, пункта 14 Регламента N 163.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, Общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем Департамент правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества о не мотивированности оспариваемого постановления, правомерно указав на то, что административным органом всем доводам заявителя дана надлежащая оценка.
Согласно пункту 167 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э): "Расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 настоящих Методических указаний".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что в силу положений пункта 167 Методическими указаниями N 760-э документами, подтверждающими планируемые расходы на подключение на очередной календарный год при расчете платы за подключение, являются: заявки на подключение и утвержденные в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционные программы.
Кроме того, в соответствии с Правилами подключения N 787 сведения о плановой подключаемой тепловой нагрузке заявителей должны содержаться только в следующих документах: в заявке на подключение (пункт 25) и в условиях подключения, являющихся неотъемлемой частью договора о подключения (пункт 35).
Соответственно, для подтверждения плановой на очередной период регулирования суммарной подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей, заявитель обязан был представить заявки на подключение и договоры, представление которых обязательно в целях установления платы за подключение в соответствии с подпунктом в) пункта 39(6) Правил регулирования N 1075; заявка на подключение и условия подключения, являющиеся неотъемлемой частью договора о подключении.
При этом с учетом сроков рассмотрения заявки на подключение и заключения договора о подключении, регламентированных пунктами 28 и 29 Правил подключения N 787, а также сроков действия условий подключения, регламентированных пунктом 42 Правил подключения N 787, планируемые теплоснабжающей (теплосетевой) организаций к выполнению в очередном периоде регулирования мероприятия по подключению должны определяться, как минимум, на основании договоров о подключении, заключенных на основании заявок о подключении, поданных в течение 18 месяцев, предшествующих предусмотренному пункту 39(3) Правил регулирования N 1075 сроку (1 сентября) представления регулируемой организацией в орган регулирования предложения об установлении платы за подключение.
Именно в этой связи департаментом и были запрошены 13.08.2019 за исх. N 1667/33 сведения о датах заключения договоров о подключении и планируемых сроках подключения к системе теплоснабжения объектов капитального строительства потребителей, подавших заявки на подключение к системе теплоснабжения в течение 2018 года и 1-го полугодия 2019 года.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод АО "СИБЭКО об отсутствии в его действиях объективной стороны вменяемого административного правонарушения, поскольку материалами дела установлено, что АО "СИБЭКО" не были представлены в департамент сведения, предусмотренные подпунктом в) пункта 39(6) Правил регулирования N 1075.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что департамент открыл дело об установлении платы за подключение; не может свидетельствовать о том, что АО "СИБЭКО" была исполнена обязанность по представлению в департамент документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 39(6) Правил регулирования N 1075, необходимых для установления платы за подключение.
В силу положений Правил подключения N 787 сведения о плановой подключаемой тепловой нагрузке заявителей указываются в следующих документах: - технические условия (пункт 10); - заявка на подключение (пункт 25); - договор о подключении (пункт 31); - условия подключения, являющиеся неотъемлемым приложением к договору о подключении (пункт 35).
АО "СИБЭКО" в составе приложенных к заявлению об установлении платы за подключение документов не были представлены какие-либо документы из указанного перечня.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для применений положений статьи 2.9. КоАП РФ, правомерно указав следующее.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного Постановления).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем устанавливается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.
Приводимые апеллянтом в апелляционной жалобе обстоятельства не снижают степень общественной опасности деяния, не могут быть отнесены к исключительным случаям, позволяющим квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также снизить размер штрафа ниже низшего размера либо заменить его предупреждением.
Фактически виновные действия общества состояли одновременно в игнорировании требований действующего законодательства, а также неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил.
Непредставление предложения об установлении тарифов на 2020 год является препятствием для осуществления функций Департамента в части установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде назначенного штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения и сможет обеспечить достижение цели наказания.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод АО "СИБЭКО" о незаконности вынесенного представления, поскольку в соответствии с представлением руководителю АО "СИБЭКО" (генеральному директору ООО "СГК" - управляющей компании АО "СИБЭКО") Солженицыну С.А. предписывалось обеспечить представление в адрес департамента сведений и документов, указанных в направленных в адрес АО "СИБЭКО" запросах от 29.07.2019 N 1667/33 и от 13.08.2019 N 1667/33.
Запросы департамента от 29.07.2019 N 1667/33 и от 13.08.2019 N 1667/33 имеются в распоряжении АО "СИБЭКО". Указанными запросами определен перечень необходимых к представлению сведений и материалов.
Как правильно указал суд первой инстанции, должностное лицо АО "СИБЭКО", которому вынесено представление, в случае неясности для него сформулированных в нем требований, вправе обратиться к должностному лицу, вынесшему представление в целях разъяснения порядка его исполнения.
Доводы подателя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на недоказанных административном органом обстоятельствах, которые суд счел установленными, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-38949/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-38949/2019
Истец: АО "СИБИРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Департамент по Тарифам Новосибирской Области