г. Чита |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А19-25445/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Монаковой О.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2019 года по делу N А19-25445/2019 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ангара плюс" (ИНН 3805717195, ОГРН 1133805001274, адрес: 665712, Иркутская область, г. Братск, ул. Хабарова, д. 17, оф. 6) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) о признании незаконным Распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области N 2595-мр от 12.08.2019 "Об отказе в согласовании заявки Общества с ограниченной ответственностью "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов",
(суд первой инстанции - Т.Ю. Мусихина),
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от ООО "Ангара плюс": Токарь С.Ю. - представитель по доверенности от 17.05.2019, Погодаева О.Н. - представитель по доверенности от 15.05.2018 (представлен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования);
от Министерства лесного комплекса Иркутской области: Хороших Е.А. - представитель по доверенности от 30.12.2019 (служебное удостоверение, представлен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ангара плюс" (далее - истец, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным Распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области N 2595-мр от 12.08.2019 "Об отказе в согласовании заявки Общества с ограниченной ответственностью "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов".
Решением Арбитражного суда Иркутской области распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области N 2595-мр от 12.08.2019 г "Об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" признано незаконным. Суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Ангара плюс". Взыскал с Министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ангара плюс" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., уплаченной платежным поручением N 3920 от 09.10.2019.
В обосновании суд первой инстанции указал, что письмо от 29.07.2019 N АВ-06-27/13743 Федерального агентства лесного хозяйства "О рассмотрении заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" не содержит определенного решения, установленного пунктом 15 Положения. Оспариваемое Распоряжение N 2595-мр от 12.08.2019 г. поименовано: "Об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов". Вместе с тем, согласование заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов относится к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства, не Министерства лесного комплекса Иркутской области. Более того, Министерство лесного комплекса Иркутской области оспариваемым Распоряжением N 2595-мр от 12.08.2019 г. принимает решение об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в связи с несоответствием требованиям, установленными пунктами 2, 15 Положения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой (с дополнением), в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.12.2019 по делу N А19-25445/2019, отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Полагает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права (пп. 15, 21 Положения утв. Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 190). Согласно письму от 29.07.2019, Комиссия Рослесхоза по согласованию заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов приняла решение о несоответствии заявки общества требованиям Положения, указав конкретные причины, что следует из буквального толкования абз. 2 и 3 письма.
Судом не дана оценка доводу ответчика о несоответствии заявки общества требованиям Положения утв. Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 190. Из текста письма Рослесхоза от 29.07.2019 следует, что заявка общества не соответствует требованиям Положения по следующим причинам:
* не обеспечен баланс выбытия и воспроизводства лесов (таблица 2.17.4);
* имеется в наличии фонд лесовосстановления 450 га (таблица 7.3), а ежегодная площадь лесосек при рубке спелых и перестойных насаждений составить 749, 3 га (таблица 4).
* ежегодные объемы мероприятий по лесовосстановлению не указаны.
* посев при искусственном лесовосстановлении стоит дороже, чем посадка (приложение 5 Методических рекомендаций).
Полагает, что судом не учтено, что при несоответствии требованиям Положения заявка не согласовывается Рослесхозом. Из чего следует, что министерство правомерно, в рамках своих полномочий, распоряжением N 2595 - мр от 12.08.2019 отказало в отборе заявки в связи с отсутствием согласования заявки общества Рослесхозом. Таким образом, принятие министерством оспариваемого распоряжение обусловлено исключительно письмом Рослесхоза от 29.07.2019, в соответствии с п. 21 Положения, при этом указанное письмо обществом не обжаловано и не отменено в судебном порядке.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2020 года судебное заседание отложено до 30 апреля 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2020 судебное заседание отложено до 28 мая 2020 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.03.2020, 28.03.2020, 01.05.2020.
Представитель министерства в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно Положению о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп одной из задач Министерства являются: обеспечение отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области (п. 19 Положения).
С целью получения лесосырьевой базы ООО "Ангара плюс" обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявкой от 30.08.2018 г. исх.30/08/18-298 на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация и расширение действующего производства с собственной лесозаготовкой, запуском цеха глубокой переработки древесины и комплексного использования древесного сырья".
Заявка поступила в Министерство лесного комплекса Иркутской области 31.08.2018 г. вх.N 1-91-13353/18.
Заявка на реализацию проекта подана в соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 2 и 7-10 Положения Министерством лесного комплекса Иркутской области 04.07.2019 г. принято Распоряжение N 2139-мр "Об отборе заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов".
В соответствии с пунктом 15 Положения заявка ООО "Ангара плюс" направлена Министерством лесного комплекса Иркутской области для согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства (сопроводительное письмо N 02-51-7429/19 от 05.07.2019 г.).
По результатам рассмотрения заявки Федеральным агентством лесного хозяйства в адрес ООО "Ангара плюс" поступило Распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 12.08.2019 г. N 2595-мр "Об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов".
Заявитель полагая, что Распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области N 2595-мр от 12.08.2019 "Об отказе в согласовании заявки Общества с ограниченной ответственностью "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение) определен порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - инвестиционный проект, перечень инвестиционных проектов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, с целью получения лесосырьевой базы ООО "Ангара плюс" обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявкой от 30.08.2018 г. исх.30/08/18-298 на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация и расширение действующего производства с собственной лесозаготовкой, запуском цеха глубокой переработки древесины и комплексного использования древесного сырья".
Заявка поступила в Министерство лесного комплекса Иркутской области 31.08.2018 г. вх.N 1-91-13353/18.
Заявка на реализацию проекта была подана в соответствии с "Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 (далее - Положение).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.07.2019 г. по делу N А-19-8455/2019 бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в не принятии решения по отбору заявки Общества с ограниченной ответственности "Ангара плюс" о рассмотрении инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация и расширение действующего производства с собственной лесозаготовкой, запуском цеха глубокой переработки древесины и комплексного использования древесного сырья", поданного с заявкой от 30.08.2018 г. исх.30/08/18-298 "На реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" (вх. N 1-91-13353/18 от 31.08.2018 г.), в период с 24.09.2018 г. по 03.07.2019 г., признано незаконным.
В соответствии с положениями пунктов 2 и 7-10 Положения Министерством лесного комплекса Иркутской области 04.07.2019 г. принято Распоряжение N 2139-мр "Об отборе заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов".
Согласно пункту 15 Положения заявка, прошедшая отбор, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отборе заявки направляется заинтересованными органами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, для согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства (в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов) с приложением решения об отборе заявки.
Федеральное агентство лесного хозяйства при поступлении заявки с приложением решения об отборе заявки принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение 10 рабочих дней со дня ее получения с обоснованием причин отказа, о чем информирует в письменной форме заинтересованный орган.
Решение Федерального агентства лесного хозяйства о согласовании или об отказе в согласовании заявки согласно пункту 15 Положения направляется непосредственно в заинтересованный орган.
Согласно пункту 18 Положения заинтересованный орган после согласования заявки с Федеральным агентством лесного хозяйства - в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, с соответствующими уполномоченными органами в области освоения лесов - в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, а также с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа - в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, в течение 10 рабочих дней принимает решение об утверждении заявки, оформленное в виде соответствующего акта.
В соответствии с пунктом 21 Положения основанием для отказа заинтересованного органа в утверждении заявки является отказ в согласовании заявки в случаях, предусмотренных пунктами 15 - 17 настоящего Положения. Решение об отказе в утверждении заявки может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, в рассматриваемом случае единственным основанием для отказа в утверждении заявки является отказ в согласовании заявки.
Пунктом 23 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп, установлено, что Министерство осуществляет функции заинтересованного органа в отношении приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществляет полномочия по предоставлению их в аренду, а также полномочия по организации и проведению соответствующих аукционов в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 190.
Как правильно указывает суд первой инстанции, из текста оспариваемого Распоряжения N 2595-мр от 12.08.2019 г. следует, что решение об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта принято в связи с несоответствием требованиям, установленными пунктами 2, 15 Положения, а именно:
1. объем капитальных вложений на модернизацию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, составляет менее 2 млрд. рублей (подпункт "б" пункта 2 Положения);
2. заявка не согласована Федеральным агентством лесного хозяйства (абзац 2 пункта 15 Положения).
В письме от 29.07.2019 N АВ-06-27/13743 Федерального агентства лесного хозяйства указано следующее.
"Комиссией Федерального агентства лесного хозяйства по согласованию заявок на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов отмечено, что указанная заявка не соответствует требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее -Положение) и Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Минпромторга России от 15.05.2018 г. N 1870 (далее - Методические указания), по следующим причинам.
Не обеспечен баланс выбытия и воспроизводства лесов (таблица 2.17.4). Имеется в наличии фонд лесовосстановления 450 га (таблица 7.3), а ежегодная площадь лесосек при рубке спелых и перестойных насаждений составить 749, 3 га (таблица 4). Ежегодные объемы мероприятий по лесовосстановлению не указаны. Посев при искусственном лесовосстановлении стоит дороже, чем посадка (приложение 5 Методических рекомендаций).
Кроме того, сообщаем, что с 1 июля 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2019 г. N 651, согласно которым минимальный объем инвестиций для проектов в области освоения лесов увеличивается до 3 млрд. руб. (при модернизации действующего производства до 2 млрд. руб.)
Министерству лесного комплекса Иркутской области при принятии решения об утверждении заявки ООО "Ангара плюс" необходимо обеспечить исполнение пункта 2 раздела VII "О барьерах реализации новых инвестиционных проектов в сфере развития лесопромышленного комплекса" протокола совещания у Первого заместителя Правительства РФ - Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова от 21.12.2018 N СА-П13-94пр в части выделения лесных участков для реализации новых инвестиционных проектов "Строительство ЦКК в Усть-Илимске", "Строительство нового ЦБК в Иркутской области", "Модернизация производства АО "Группа "ИЛИМ" в Иркутской области".
Суд первой инстанции посчитал, что из буквального толкования письма от 29.07.2019 N АВ-06-27/13743 Федерального агентства лесного хозяйства следует, что:
1. заявка не соответствует требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190;
2. с 1 июля 2019 г. минимальный объем инвестиций для проектов в области освоения лесов увеличивается до 3 млрд. руб. (при модернизации действующего производства до 2 млрд. руб.)
3. при принятии решения об утверждении заявки ООО "Ангара плюс" необходимо обеспечить исполнение пункта 2 раздела VII "О барьерах реализации новых инвестиционных проектов в сфере развития лесопромышленного комплекса" протокола совещания у Первого заместителя Правительства Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции посчитал, что соответствие либо не соответствие заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов положениям (пунктам 2 и 7 - 10 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190) определяется при отборе заявок, по результатам которого в соответствии с Положением принимается решение об отборе заявки либо решение об отклонении заявки, а не в стадии согласования заявки либо ее не согласования. При этом 04.07.2019 г. Министерством лесного комплекса Иркутской области принято Распоряжение N2139-мр "Об отборе заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов".
Также суд первой инстанции посчитал, что сообщение Федерального агентства лесного хозяйства о том, что с 1 июля 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2019 г. N 651, согласно которым минимальный объем инвестиций для проектов в области освоения лесов увеличивается до 3 млрд. руб. (при модернизации действующего производства до 2 млрд. руб.) само по себе носит информативный характер в отрыве от Распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области N2139-мр 04.07.2019 г. "Об отборе заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" и вступившего в законную силу Решения Арбитражного суда Иркутской области от 22.07.2019 г. по делу NА19-8455/2019.
Кроме того, указание Федерального агентства лесного хозяйства "Министерству лесного комплекса Иркутской области при принятии решения об утверждении заявки ООО "Ангара плюс" необходимо обеспечить исполнение пункта 2 раздела VII "О барьерах реализации новых инвестиционных проектов в сфере развития лесопромышленного комплекса" протокола совещания у Первого заместителя Правительства РФ - Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова от 21.12.2018 N СА-П13-94пр в части выделения лесных участков для реализации новых инвестиционных проектов "Строительство ЦКК в Усть-Илимске", "Строительство нового ЦБК в Иркутской области", "Модернизация производства АО "Группа "ИЛИМ" в Иркутской области"" суд первой инстанции посчитал не подлежащим правовой оценке судом.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что письмо от 29.07.2019 N АВ-06-27/13743 Федерального агентства лесного хозяйства "О рассмотрении заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" не содержит определенного решения, установленного пунктом 15 Положения, а именно: "Федеральное агентство лесного хозяйства при поступлении заявки с приложением решения об отборе заявки принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение 10 рабочих дней со дня ее получения с обоснованием причин отказа, о чем информирует в письменной форме заинтересованный орган.".
Как указывает суд первой инстанции, оспариваемое Распоряжение N 2595-мр от 12.08.2019 г. поименовано: "Об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов". Вместе с тем, согласование заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов относится к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства, не Министерства лесного комплекса Иркутской области. Более того, Министерство лесного комплекса Иркутской области оспариваемым Распоряжением N 2595-мр от 12.08.2019 г. принимает решение об отказе в согласовании заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в связи с несоответствием требованиям, установленными пунктами 2, 15 Положения.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемое Распоряжение N 2595-мр от 12.08.2019 г. не соответствует Положению о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190., не соответствует требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, пункта 23 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп, и нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому требование заявителя подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд, соглашаясь с итоговым выводом суда первой инстанции, не в полной мере согласен с мотивами, приведенными судом первой инстанции, в связи со следующим.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 29.07.2019 N АВ-06-27/13743 имеет подзаголовок "О рассмотрении заявки ООО "Ангара плюс" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов", то есть, из него не следует, что в согласовании заявки отказано, как не содержится прямого указания на отказ в согласовании заявки и в тексте данного письма.
Анализируя абзацы 1-3 письма, апелляционный суд руководствовался следующим.
Согласно п.15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 190, заявка, прошедшая отбор, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отборе заявки направляется заинтересованными органами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, для согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства (в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов) с приложением решения об отборе заявки.
Таким образом, Рослесхоз согласовывает заявку только в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов, а иные вопросы в сферу его полномочий с позиций согласования заявки не входят.
Согласно п.9 Положения Концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
Согласно п.7 Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных Приказом Минпромторга России от 15.05.2018 N 1870, обоснование заявленных потребностей в лесных ресурсах должно содержать:
описание планируемой к производству продукции (назначение и область применения, краткое описание и основные характеристики);
схему использования в технологическом процессе заготовленной (приобретаемой) ликвидной древесины (баланс сырья) с учетом ее рационального использования, с привязкой к породному и сортиментному составу лесных ресурсов;
сведения о возможности приобретения необходимого объема древесины требуемого качества, в случае неполного обеспечения инвестиционного проекта лесными ресурсами;
план производства продукции (план объема производства продукции в натуральном и стоимостном выражении по периодам (по кварталам), которую планируется производить в результате реализации инвестиционного проекта, краткое описание производственного процесса);
план доходов (продаж) (на основе предполагаемого ценообразования и производственного плана рассчитываются доходы инвестора от реализации инвестиционного проекта в соответствии со сроком его реализации (с распределением по годам), методы ценообразования для каждого продукта (услуги) и особенности ценообразования);
план сбыта продукции (план объема сбыта продукции в натуральном и стоимостном выражении по периодам (по кварталам), стратегия продаж новых продуктов в соответствии с периодами реализации инвестиционного проекта, направления реализации продукции (внутренний, внешний рынок), основные каналы продвижения продукта, вид рекламы, план маркетинговых мероприятий по стимулированию сбыта продукции).
Согласно п.8 Методических указаний к концепции инвестиционного проекта прилагаются графические и иные материалы, содержащие сведения о лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящим методическим указаниям), об объектах лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, предполагаемой к созданию в ходе реализации инвестиционного проекта, схемы лесничеств с указанием на них лесных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, лесных кварталов (их частей) без обременений, лесных участков, выделяемых в целях реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, вопросы выбытия и воспроизводства лесов, лесовосстановления не входят в вопросы лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов, что подтверждается и содержанием приложений N 6 (сведения о затратах на арендные платежи за лесные участки) и N 7 (сведения о лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов).
Так, сведения о лесных участках, выделяемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов (приложение N 7), должны содержать только сведения в виде таблиц: Лесные участки, выделяемые для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, Распределение лесных участков, выделяемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, по целевому назначению, Распределение площади лесных участков, выделяемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, по лесным и нелесным землям лесного фонда, Расчет допустимого объема заготовки древесины на лесном,участке (участках), Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины, Товарная структура ежегодного объема заготовки древесины на выделяемых лесных участках, График заключения договоров аренды лесных участков.
При этом к таблицам имеется отдельное указание, что, учитывая, что в соответствии со статьей 70.1. Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997; 2016, N 26, ст. 3887; 2018, N 1, ст. 55) проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков, в случаях формирования лесосырьевой базы, необходимой для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, на территории нескольких лесничеств - указанная таблица заполняется отдельно для каждого проектируемого лесного участка, а расчет ежегодного объема заготовки древесины на лесном участке (участках) осуществляется отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам.
Следовательно, вопрос о соответствии заявки на соответствие Приложению N 5 Методических указаний - Сведения об организации использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, развитию лесной инфраструктуры - не является предметом проверки Рослесхозом применительно к вопросу о согласовании заявки.
Апелляционный суд полагает, что именно поэтому Рослесхоз в своем письме именно отмечает и сообщает Министерству лесного комплекса Иркутской области о наличии ошибок в заявке, а не отказывает в согласовании заявки, то есть, ставит министерство в известность, что им были допущены упущения на стадии отбора заявки. Аналогично, в отношении увеличения размера объема инвестиций Рослесхоз сообщает об изменении редакции постановления Правительства РФ, а не отказывает в согласовании заявки.
При этом в абзаце 5 письма Рослесхоза указано на необходимость соблюдения определенных требований при принятии министерством решения об утверждении заявки общества, из чего следует, что Рослесхоз допускает принятие такого решения, которое, в свою очередь, невозможно, если Рослесхоз отказывает в согласовании заявки. Следовательно, указанные Рослесхозом недостатки в абзаце 3 письма предполагаются к устранению с последующим принятием решения об утверждении заявки.
При этом апелляционный суд с учетом доводов министерства об изменении минимального размера объема инвестиций и отсутствии в Положении и Методических указаниях правил о возможности исправления недостатков заявки полагает, что подлежат учету следующие обстоятельства.
Заявка общества своевременно не была рассмотрена министерством, что потребовало защиты прав в судебном порядке, и, как следствие, к тому, что к моменту рассмотрения заявки и ее согласования Федеральным агентством лесного хозяйства изменились требования к объему инвестиций.
Фактически, министерство при рассмотрении отборе заявки общества не выявило нарушений, а указанные выше обстоятельства приводят к тому, что общество в случае отказа в утверждении заявки не будет иметь возможности исправить ошибки применительно к изначально заявленному объему инвестиций, хотя при своевременном рассмотрении заявки имело бы такую возможность, повторно обратившись с заявкой после устранения ошибок.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что у общества должна быть возможность исправить допущенные ошибки и пройти утверждение заявки, возможность которого предусмотрена и письмом Федерального агентства лесного хозяйства. Иной подход приведет к тому, что некачественная работа министерства, лишит общество права, которое было защищено в судебном порядке, то есть, будет поставлена под вопрос и ценность судебной защиты.
Апелляционный суд не усматривает того, чтобы в Положении или Методических указаниях содержался бы запрет на внесение изменений в заявку для исправления допущенных ошибок, если они выявлены на последующих этапах после ее отбора, а подход министерства, состоящий в том, что если выявились несоответствия заявки на любом последующем этапе, то заявка должна отклоняться, а заинтересованное лицо должно заново обращаться с заявкой, представляется не соответствующим принципам справедливость и разумности, когда орган публичной власти свои собственные ошибки перекладывает на обратившееся лицо, которое несет расходы и тратит значительное количество времени, что негативно сказывается на ведении предпринимательской деятельности.
В судебном заседании было отклонено ходатайство министерства о приобщении к материалам дела ответа Рослесхоза на обращение министерства после вынесения решения судом первой инстанции, поскольку суд оценивает те ненормативные правовые акты, которые стали основанием для принятия оспариваемого обществом решения. Кроме того, министерство имело возможность запросить эту позицию при рассмотрении дела судом первой инстанции или ходатайствовать о привлечении к участию в деле Рослесхоза, что бы он представил свою позицию при рассмотрении настоящего дела, но такой возможностью министерство не воспользовалось.
С учетом того, что Рослесхоз не выявил несоответствия заявки общества по вопросам, входящим в его компетенцию, учитывая указанные выше выводы, апелляционный суд отклоняет доводы министерства и поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом апелляционный суд учитывает, что суд первой инстанции не обязывал министерство принять решение об утверждении заявки, что является существенным с учетом выводов апелляционного суда применительно к возможной необходимости исправить указанные Рослесхозом недостатки.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2019 года по делу N А19-25445/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-25445/2019
Истец: ООО "Ангара Плюс"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7180/19
02.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7180/19
20.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7180/19
18.12.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25445/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25445/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25445/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25445/19