Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2020 г. N Ф07-9375/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А56-59048/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей О.В. Горбачевой, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: Л.О. Котельниковым,
при участии:
от истца (заявителя): Н.А. Крутицкий, доверенность от 25.02.2020;
от ответчика (должника): О.А. Жданова, протокол от 22.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-723/2020) Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2019 по делу N А56-59048/2019 (судья Катарыгина В.И.), принятое по заявлению Комитета по строительству к автономной некоммерческой организации "Арена-2018"
о взыскании средств субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее также - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации "Арена-2018" (АНО "Арена-2018") (далее также - ответчик, организация) о взыскании субсидии в размере 76 242 334 руб. 90 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 45 3276 руб. 35 коп., процентов за период с 24.05.2019 по момент фактического возврата субсидии.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Указанное решение обжаловано Комитетом в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену вынесенного судебного акта, податель жалобы указывает, что арбитражным судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права и не исследованы все доказательства, имеющие значения для дела.
Истец полагает, что при вынесении решения арбитражным судом не были оценены замечания Комитета в письме от 11.09.2019 N 01-54-4494/19-0-0.
Комитет также отмечает, что каждое из приведенных истцом нарушений подлежало мотивированной правовой оценке, субсидия испрашивается к возврату по причине несоблюдения условий соглашения, на предмет соответствия которому должны были быть оценены действия Организации, при этом в рассматриваем случае спорные правоотношения между Комитетом и Организацией урегулированы исключительно соглашением.
Истец также полагает, что ответчик обязан возвратить сумму возмещенного НДС, невозврат которого ведет к неосновательному обогащению на стороне Организации.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу Организация полагает что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, решение принято с учетом всех имеющихся в распоряжении суда и исследованных доказательств, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет, а несогласие Комитета с выводами суда первой инстанции, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
В судебном заседании присутствовали представители сторон, которые дали пояснения, поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу в соответствующей части.
Поступившие от истца дополнительные документы (таблица замечаний) приобщены судом к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Законом Санкт-Петербурга от 02.12.2015 N 747-145 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" и в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 233 "О Программе подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы" Комитетом автономной некоммерческой организации "Арена - 2018" выплачена субсидия на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации.
Основаниями для выплаты субсидии послужили:
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2015 N 412 "О предоставлении в 2015 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации и внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 233";
- распоряжение Комитета от 15.06.2015 N 183 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2015 N 412";
- распоряжение Комитета от 14.10.2015 N 311 "О выплате субсидии автономной некоммерческой организации "Арена - 2018";
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2016 N 589 "О предоставлении в 2016 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию, поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации и внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N233" (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N1265 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N233, от 22.07.2016 N589");
- распоряжение Комитета от 26.07.2016 N 117 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2016 N 589";
- распоряжение Комитета от 09.08.2016 N 126 "О выплате субсидии автономной некоммерческой организации "Арена - 2018" в 2016 году;
- соглашение о предоставлении субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации" от 07.10.2015 (в редакции дополнительных соглашений) (далее также - Соглашение).
Следуя пункту 8 Порядка предоставления в 2015 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2015 N 412 (далее - Порядок N 1), и пункту 8 Порядка предоставления в 2016 году субсидии автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на финансовое обеспечение мероприятий по проектированию, поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2016 N589 (далее - Порядок N 2), пункту 3.1.1.3 Соглашения, предусматривающего обязанность Комитета в случае выявления нарушений АНО "Арена-2018" условий Соглашения составить акт с указанием выявленных нарушений и направить его копию Организации с приложением уведомления о нарушении условий предоставления субсидии с указанием сроков устранения нарушений, письмом от 19.03.2019 N 01-54-1291/19-0-0 Комитет направил в адрес АНО "Арена-2018" уведомление о нарушении условий предоставления субсидии с указанием на необходимость устранения допущенных нарушений в десятидневный срок с момента получения уведомления.
Из направленного Организации уведомления следует, что ответчиком допущено нарушение пункта 3.2.1.5 Соглашения в части срока реализации мероприятий - погашение авансовых платежей, выплаченных подрядной организации ОАО "КБ ВиПС", осуществлено в полном объеме путем подписания акта приемки выполненных работ N 3 от 01.06.2017, что не соответствует условиям предоставления субсидии; в нарушение пункта 2.7 Соглашения возврат неиспользованного в 2016 году остатка субсидии осуществлен платежным поручением от 30.01.2017 N 152 с нарушением установленного срока (25.12.2016); выявлено несоответствие комплекса представленной проектной документации комплекту проектной документации, указанной в акте приема-передачи от 01.06.2017; суммы НДС в размере 11 630 186 руб. 68 коп., возмещенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг), оплаченных за счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, невозвращены в бюджет субъекта как неиспользованная субсидия.
В связи с неустранением АНО "Арена-2018" нарушений, указанных в приведенном уведомлении:
- распоряжением Комитета от 09.04.2019 N 30-р "О возврате субсидии" принято решение о возврате АНО "Арена-2018" субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней с момента получения АНО "Арена-2018" соответствующего требования;
- в адрес АНО "Арена-2018" письмом Комитета от 09.04.2019 N 01-54-1660/19-0-0 направлено требование о возврате субсидии в размере 76 242 334 руб. 90 коп. с приложением копии распоряжения N 30-р.
Невозврат названной субсидии обусловил обращение Комитета в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для иных выводов не находит.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом положениями статьи 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 названной статьи в редакции, действующей на момент возникновения части спорных правоотношений сторон (в 2016 году) в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Исходя из анализа приведенных положений бюджетного законодательства следует, что основанием для возврата субсидии юридическим лицом является нарушение условий, установленных при их предоставлении, при оценке соблюдения которых, помимо соответствующих условий, по общему правилу учету подлежат также соблюдение критериев целевого характера, результативности (достижения целевого результата).
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы в соответствующей части подлежат отклонению за необоснованностью, несоответствием названным положениям бюджетного законодательства.
Условия предоставления спорной субсидии Организации установлены Порядком 1 (пункты 2, 4), Порядком 2 (пункты 2, 4), Соглашением (раздел 2).
Согласно Порядку 1 и Порядку 2 основанием для возврата субсидии также определено нарушение условий ее предоставления (пункты 6, 8 данных Порядков), что соответствует указанным правилам бюджетного законодательства.
Вместе с тем, оценив имеющиеся материалы дела и положения приведенных документов, судебная коллегия приходит к выводу, что Комитетом, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, не доказано наличие оснований для возврата спорной субсидии.
Как обоснованно учтено судом первой инстанции, субсидия предоставлялась АНО "Арена-2018" на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на реализацию мероприятий по проектированию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования в рамках реализации пункта 5 статьи 26 ФЗ N 108-ФЗ.
Субсидия предоставляется при соблюдении получателем субсидии условий использования субсидии на цели, указанные в пункте 2 Порядка 1, 2, документального подтверждения затрат в соответствии с перечнем документов, подтверждающих затраты, утвержденным Комитетом в составе отчетности об исполнении субсидии и иных условий, установленных Порядком 1, 2 в пункте 4, в том числе наличие согласия получателя субсидии на осуществление обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, возврат неиспользованного остатка субсидии, отсутствие у получателя субсидии иных бюджетных ассигнований на возмещение затрат, задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Согласно условиям Соглашения и названных Порядков к документам, предоставляемым в Комитет и подтверждающим затраты, относятся:
- заверенные копии актов выполненных работ;
- заверенные копии платежных поручений;
- заверенные копии договоров с подрядными организациями;
- заверенные копии иных документов, подтверждающих расходование средств субсидии.
Как установлено судом, АНО "Арена-2018" предоставила полный комплект имеющихся у неё документов, подтверждающих затраты и их целевой характер.
Из материалов дела также следует, что цель предоставления субсидии была достигнута Организацией.
Согласно Заключению о соответствии представленной проектной документации заданию на проектирование СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" представленная проектная документация в целом соответствует заданию на проектирование, имеющиеся отклонения носят формальный характер и не влияют на качество, состав и стоимость разработанной проектной документации.
Наличия недостатков, в том числе существенных, препятствующих использованию результата работ, выполненных привлеченной подрядной организацией ОАО "КБ ВиПС", из материалов дела не следует, при этом представленными документами подтверждается осуществление подрядчиком своевременной корректировки проекта.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы о недостатках проектной документации не являются обоснованными, а отсутствие части документации на бумажном носителе при достижении цели предоставления субсидии не является основанием для ее возврата, принимая во внимание специфику спорных правоотношений.
Доводы истца о погашении авансовых платежей, выплаченных подрядной организации, в полном объеме с нарушением срока (путем подписания акта приемки выполненных работ N 3), о возврате неиспользованного в 2016 году остатка субсидии платежным поручением от 30.01.2017 N 152 также с нарушением установленного срока (25.12.2016), не могут быть расценены в качестве основания для возврата субсидии (нарушения условий ее предоставления), так как обусловлены взаимодействием с подрядчиком в рамках приемки документации, при этом договор, по которому было подтверждено освоение авансовых платежей, заключен в 2015 году, работы выполнялись в 2015-2016 и имели подтвержденный целевой характер, основание для их оплаты возникло в субсидируемый период, а неиспользованный остаток был возвращен (что не противоречит разделу 2 Соглашения, пункту 4 Порядков 1 и 2).
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствие оснований для признания использования Организацией бюджетных средств нецелевым, неэффективным, нарушающим бюджетное законодательство.
Суд первой инстанции также обоснованно пришел к выводу, что сумма возмещенного налога не может быть признана неиспользованным остатком субсидии, так как при возмещении в рассматриваемом случае федерального налога изменилась правовая природа денежных средств, нормативных оснований считать возмещенную сумму частью субсидии не имеется, а равно не имеется оснований считать сумму возмещенного налога неосновательным обогащением, так как отраслевым законодательством и условиями предоставления субсидии обязанность по возврату спорной суммы не установлена, обратный подход противоречит пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение обжалуемого решения не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2019 по делу N А56-59048/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59048/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
Ответчик: АНО "Арена-2018"