Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2020 г. N Ф08-7514/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2020 г. |
дело N А53-23467/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Шимбарева Н.В., Стрекачёва А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области: представитель по доверенности от 18.05.2020 Харенко Г.В. и представитель по доверенности от 18.05.2020 Дикова Н.С.;
с помощью системы веб-конференции: от открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов": представитель по доверенности от 08.01.2020 Романова Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2020 по делу N А53-23467/2019 по заявлению открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области от 12.12.2018 N 66815,
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области; Управление Федеральной налоговой по Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (далее - заявитель, общество, ОАО "НЗНП", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области (далее - МИФНС России N 21, инспекция) N 66815 от 12.12.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2020 отказано в удовлетворении вышеназванных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемое решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции основаны на недоказанных обстоятельствах. Податель апелляционной жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции о неправомерности применения обществом, не являющимся сетевой организацией, пониженных ставок налога, установленных пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствует буквальному содержанию и системному толкованию указанной нормы. Общество указывает, что пониженные налоговые ставки применяются в отношении объектов, вне зависимости от осуществления вида экономической деятельности или статуса организации. Заявитель отмечает, что суд первой инстанции применил нормы Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которые не подлежат применению, поскольку функциональное назначение спорных основных средств должно определяться на основании технической документации и их фактического использования, а не основании правовых норм отраслевого законодательства, неподлежащего применению к налоговым правоотношениям. Также податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неверно отклонено экспертное заключение, подготовленное на основании исследования каждого объекта имущества с подробным изучением технической документации и описанием процесса участия каждого объекта в передаче электроэнергии. Общество отмечает, что судом первой инстанции допущен дискриминационный подход к рассмотрению вопроса о наличии у него права на применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество. Судом первой инстанции применены нормы, не подлежащие применению - статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации и ГОСТы, а также не применена норма, подлежащая применению - пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции положил в основу решения выводы, не подтвержденные доказательствами, не учел, что функциональное назначение имущества и его фактическое использование в качестве магистральных нефтепроводов и их неотъемлемых частей подтверждает факт правомерности применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество. Общество также указывает, что выводы суда первой инстанции по вопросу правомерности применения пониженной ставки по налогу на имущество к объектам имущества, используемым не в целях транспортировки продуктов с использованием магистрального нефтепровода, сделаны с нарушением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы также сводятся к тому, что судом первой инстанции проигнорированы правовые позиции судебных инстанций и разъяснения Минфина России по рассматриваемому вопросу, не применены нормы статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, пояснили свои правовые позиции по спору.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, представленной 15.03.2018 и в ходе проверки установлена неполная уплата налога на имущество организаций в связи с необоснованным применением пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов проверки и письменных возражений принято решение от 12.12.2018 N 66815, согласно которому доначислены налог на имущество организаций в размере 7 184 373 руб., пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 602 268, 43 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств в виде штрафа в размере 1 425 628 руб.
Акт налоговой проверки от 29.06.2018 N 65136 вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 06.07.2018 N 2451 направлены заказным почтовым отправлением 06.07.2018 и вручены согласно уведомлению - 13.07.2018. Рассмотрение акта назначено на 24.08.2018.
27 августа 2018 года налогоплательщик, воспользовавшись правом, предусмотренным пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, представил письменные возражения на акт камеральной проверки 29.06.2018 N 65136.
При рассмотрении материалов присутствовал представитель общества по доверенности - Романова Л.Ю.
По результатам рассмотрения материалов проверки и письменных возражений принято решение от 27.08.2018 N 528 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении и вручено 04.09.2018.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля 18.10.2018 составлено дополнение к акту налоговой проверки от 29.06.2018 N 65136, которое вместе с извещением о дате (05.12.2018), времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки от 25.10.2018 N 2775, направлено налогоплательщику и вручено - 30.10.2018.
При рассмотрении материалов присутствовал представитель общества по доверенности Романова Л.Ю.
По результатам рассмотрения материалов проверки и письменных возражений принято решение от 12.12.2018 N 66815 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 12.12.2018 N 66815 ОАО "НЗНП" доначислен налог на имущество в размере 7 184 373 руб., начислена пеня в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 602 268, 43 руб. и налогоплательщик привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа (с учетом обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность) в сумме 1 425 628 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с принятым решением, представил апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган в порядке статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы управлением принято решение от 20.03.2019 N 15-18/1011, в соответствии с которым решение от 12.12.2018 N 66815 МИФНС N 21 оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, общество обжаловало его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, как каждому в отдельности, так и в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерской отчетности.
Исходя из положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 01 "основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Понятие "основные средства" дано в Положении по ведению бухгалтерского учета.
К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства и другие основные средства.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
В соответствии с названным Приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владении и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
В пункте 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд и в других случаях.
В пункте 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств установлено, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
С правовой точки зрения, налоговая льгота - это всегда специальная норма, которая может применяться только при наличии установленных законодательством условий. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При этом установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.
Согласно статье 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году - 1,0 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-3C "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" (далее - Областной закон N 843-ЗС) налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 данной статьи.
Согласно пункта 5 статьи 2 Областного закона N 843-ЗС налоговые ставки по налогу на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливаются в 201 7 году в размере 1,6 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в котором указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Право на применение пониженной ставки возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации;
имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Иные основания для применения пониженной ставки в отношении линий электропередач в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности общества является производство нефтепродуктов.
На балансе общества отражены объекты основных средств.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на имущество организаций.
Обществом в налоговой декларации применена пониженная 1, 6 % (льготная ставка) в отношении 111 объектов имущества, отнесенных заявителем к линиям электропередачи и их неотъемлемым частям, а также 52 объектов имущества, отнесенным магистральным трубопроводам и их неотъемлемым частям, отражённых в его бухгалтерском учёте (том 2, лист дела 110 - акт проверки).
Полный перечень льготированного имущества по представленной декларации указан в акте проверки и документах, предоставленных заявителем и не является спорным.
Заявитель полагает, что поскольку поименованное имущество относится к линиям электропередач, следовательно, на него распространяется пониженная ставка при исчислении налога на имущество.
Учитывая изложенное, предметом доказывания по настоящему спору является возможность отнесения спорного имущества к линиям электропередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что право на применение пониженной налоговой ставки относится к функциональной принадлежности объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной налоговой ставки в отношении данного имущества. Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификаций положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 N Ф09-9160/16, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 N 14АП-4662/2016-АК, остановленное без изменений Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 309-КГ16-17717).
На основании документов, имеющихся в налоговом органе, установлено, что основным видом деятельности общества является переработка нефти путем разделения ее на нефтепродукты: газ, бензиновую фракцию, дизельную фракцию и мазутную фракцию.
Общество получает нефть по магистральному нефтепроводу и по железнодорожной ветке. На территории завода размещены ПСП (приемо-сдаточный пункт, который обеспечивает получение нефти из магистрального нефтепровода), установки по переработке нефти и хранению нефтепродуктов, эстакады для обслуживания железнодорожных и автоцистерн, котельный блок, центральная заводская лаборатория, комплекс очистных сооружений и другое технологическое оборудование.
Продукты переработки железнодорожным транспортом, автоцистернами и через терминал нефтепродуктов на реке Дон направляются потребителям.
Таким образом, общество не является энергопередающей организацией, также общество не обеспечивает транспортировку нефти или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что для рассмотрения вопроса об отнесении спорного имущества к линиям электропередач следует проанализировать содержание нормативных документов, применяемых в области электроэнергетики.
Энергетической системой согласно ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения" называется совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.
Линия электропередачи, - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения").
За пределы электростанции или подстанции выходит линия электропередачи (ЛЭП), предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения." электропередача - совокупность линий электропередачи подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения." линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Таким образом, нормами отраслевого законодательства устанавливается возможность определения границ имущества, относящегося к линиям электропередачи.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Пунктом 1 статьи 5 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закон об электроэнергетике единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Данным законом установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии; а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Статья 43 Закона об электроэнергетике обязывает субъекты электроэнергетики вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов сетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.
Главой 2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности ГРЭС и сетевой организации, являющейся собственником ЛЭП.
Таким образом, между электрической частью электростанций, потребителями электрической энергии и электрическими сетями имеется четкое технологическое и организационное разграничение.
Такое разграничение в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пунктом 2.5.2 "Правил устройства электроустановок", утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, устанавливается при технологическом подключении потребителя и производителей электроэнергии к электрическим сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций и производителей и потребителей электрической энергии.
Электрическая часть потребителей электроэнергии не может относиться к оборудованию электрических сетей (в состав которых включены линии электропередачи). Линии электропередачи, входящие в ' состав оборудования и сооружений потребителей электрической энергии являются частью электрических сетей, используемых для собственных нужд. Подобные линии электропередачи не относятся к имуществу, включенному в Перечень имущества, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень N 504).
Следовательно, нормами отраслевого законодательства устанавливается возможность определения границ имущества, относящегося к линиям электропередачи.
Функциональным назначением имущества, указанного в Перечне N 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям.
Суд первой инстанции верно отметил, что условием отнесения объектов к линиям энергопередачи является отнесение владельца имущества к субъектам электроэнергетики и их использование в деятельности по предоставлению услуг по передаче электроэнергии.
Использование объектов основных средств при получении и потреблении электроэнергии для нужд собственного производства не может позиционироваться как участие в процессе передачи электроэнергии.
Факт наличия у общества объектов электроэнергетики не может являться основанием для отнесения этих основных средств к линиям энергопередачи или сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, если они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня N 504.
Заявителем в материалы дела представлено экспертное заключение от 09.07.2018 N И-120-1/2017. На разрешение экспертов поставлены вопросы:
1.Относятся ли спорные объекты основных средств, указанные в Перечне объектов к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованным в Перечне N 504;
2. Находилось ли указанное в Перечне объектов имущество в цепи передачи электрической и тепловой энергии, и каким образом оно фактически участвовало в такой передаче?
В представленном заключении проанализированы объекты, с указанием фактического их описания и технических характеристик.
В соответствии с представленным заключением экспертами сделаны следующие выводы:
по первому вопросу: "Объекты 2,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32 не относятся к линиям энергопередачи, а так же к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованными в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ N 504 от 30.09.2004;
остальные объекты основных средств, указанные в перечне N 1 ОС ОАО "НЗНП" относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованными в Перечне имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ N 504 от 30.09.2004 года".
По второму вопросу эксперт указал: "Имущество, указанное в Перечне N 1 ОС ОАО "НЗНП", находилось в цепи передачи электрической и тепловой энергии, для передачи электрической энергии к электроприемникам".
Суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Следовательно, экспертное заключение не является единственным и неопровержимым доказательством по делу
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции исследована схема размещения льготируемых объектов, а также с учетом описательной части экспертного заключения и пояснений представителя заявителя установлено местонахождение и функциональное назначение электрооборудования.
Установлено, что все объекты находятся за границей балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, находятся на территории заявителя и предназначены исключительно для обеспечения работоспособности предприятия и передачи электрической энергии к электроприемникам и к устройствам обогрева трубопроводов нефтепродуктов. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается, доказательств реализации электрической энергии третьим лицам не представлено. Все объекты являются составной частью единого технологического комплекса предприятия и запроектированы и построены с целью обеспечения деятельности предприятия, его технологического процесса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество неправомерно применило пониженную ставку по налогу на имущество, поскольку по своему функциональному назначению, принадлежащее обществу имущество не относится к линиям электропередачи в том смысле, который изложен в Перечне N 504.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией судебных инстанций по делам N N А50-25401/2015, А50-13904/2015 и А32-13734/2016.
Налогоплательщик в заявлении указывает, что в отношении объектов магистральных трубопроводов подход инспекции по направленности использования объектов для собственных нужд или для реализации третьим лицам неприменим. Указывает, что данный подход не обоснован ни с позиции налогового законодательства, ни с позиции отраслевых норм.
В подтверждение своей позиции заявителем представлено экспертное заключение от 09.07.2018 N И-120-1/2017. На разрешение экспертов поставлен вопрос:
Относятся ли объекты основных средств, указанные в перечне N 2 к магистральным трубопроводам, а так же сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованным в Перечне N 504.
В представленном заключении проанализированы объекты, с указанием фактического их описания и технических характеристик.
В соответствии с представленным заключением экспертами сделан вывод о том, что объекты основных средств, указанные Перечне N 2 относятся к магистральным трубопроводам, а так же сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, поименованными в Перечне N 504, кроме ограждения ПСП на ОАО "НЗНП", блок-контейнера для хранения арбитражных проб и реактивов химлаборатории, сплит-системы Panasonic С8-Е24ЕКБ на ОАО "НЗНП".
Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена пониженная ставка в отношении магистральных трубопроводов.
В соответствии с положениями СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", утвержденных Приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 08/ГС, трубопровод магистральный: единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации...".
Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Понятие "магистрального трубопровода" определяется выполняемой им функцией, связанной с обязанностью транспортных организаций обеспечивать сторонним лицам недискриминационный доступ к своим транспортным мощностям, что соответствует общему правилу применения данной льготы по налогу на имущество организаций только в отношении имущества общего пользования.
Постановлением Правительства Российской федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены "Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" оператор осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 N 844.
Согласно пункту 6 вышеназванных "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации" подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с "Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 90.
Вышеуказанные "Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти" устанавливают порядок недискриминационного доступа к услугам по подключению объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам и учета объектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, а также дают определения "магистрального трубопровода" и "объектов нефтедобычи", а именно:
"магистральный нефтепровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта;
"мероприятия по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу" - действия, направленные на обеспечение технологической возможности подключения объекта нефтедобычи, и непосредственно технологическое подключение объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу;
"объект нефтедобычи" - единый имущественно-технологический комплекс, исключающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод.
"Магистральный трубопровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта;..." - извлечение из постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации" (вместе с "Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации").
Согласно статье 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 N 218 оператор - субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам), осуществляет информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 90.
Услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) предоставляются оператором на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам), заключаемого оператором и потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, положения пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений специальных законов, предоставляют льготу по налогу на имущество организации исключительно в отношении объектов, предназначенных для транспортировки (перевозки, передачи) различных предметов материального мира, имеющих важное хозяйственное значение для государства (автомобилей, поездов, нефти и газа, электроэнергии) в режиме общего пользования, то есть с предоставлением права доступа неограниченному кругу лиц, в то время как иные объекты, имеющие сходные по своему виду и свойствам качества характеристики, но использующиеся собственникам в режиме не общего пользования, а для собственных нужд, не отвечают требованиям данного пункта.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2017 по делу N А40-118139/2016, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.2014 по делу N А45-21700/2013, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2017 N Ф05- 21797/2016 по делу N А40-51161/16.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации" (вместе с "Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации") установлены понятия следующих терминов:
"завод" - нефтеперерабатывающий завод, являющийся единым имущественно-технологическим комплексом, включающим сооружения, технологические установки, оборудование и обеспечивающим осуществление первичных и вторичных процессов переработки нефти, а также производство готовой продукции;
"организация трубопроводного транспорта" - собственник магистрального трубопровода или уполномоченная им организация;
"подключение завода к магистральному трубопроводу" - технологическое присоединение завода к магистральному трубопроводу, а также расширение пропускной способности магистральных трубопроводов, если такое расширение предусмотрено техническими условиями;
"магистральный трубопровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.
Заявителем доказательств того, что он является собственником магистрального трубопровода в контексте вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039, а также "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", не представлено.
Письма Министерства финансов Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не являются нормативными актами и не могут быть учтены судом при вынесении решения по делу.
Учитывая изложенное, суд первой пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения налогового органа.
Общество в обосновании неправомерности начисления пени в общей сумме 602 268,43 руб. и привлечения к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 425 628 руб., ссылается на то, что действовало согласно официальным разъяснениям, содержащимися в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 03-05-05-01/49, от 26.10.2015 N 03-05-04-01/6156, 29.08.2017 N 03-05- 05-01/55269; от 28.09.2017 N 0305-05-01/63070; от 23.11.2017 N 03-05-05-01/77460; от 05.10.2017 N 03-05-01/64885; от 24.01.2018 N 03-05-05-01/3648, поэтому просит применить пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы общества в данной части в совокупности с возражениями инспекции и представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции правомерно не нашел основания для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 названного Кодекса (пункт 2 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа.
Согласно пункту 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Положение, предусмотренное названным пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом в силу пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации разъяснения Министерства финансов Российской Федерации актами законодательства о налогах и сборах, обязательными к исполнению, не являются.
Толкование законодательных предписаний, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет место не только при принятии публично-властного решения в отношении конкретного лица, - оно может быть осуществлено путем разъяснения нормативного содержания того или иного законоположения применительно ко всем правоотношениям, возникающим на его основе, что требует принятия уполномоченным органом соответствующего акта, с тем, чтобы довести его до сведения всех субъектов правоотношений, на которых распространяется разъясняемое предписание закона.
Принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации: подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса относит к числу обязанностей налоговых органов информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, а подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2 Кодекса обязывают налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые дает Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того, Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности.
Соответственно, Налоговый кодекс Российской Федерации относит к числу обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга; данные законоположения не применяются в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (пункт 8 статьи 75 названного Кодекса); выполнение таких разъяснений относится к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 названного Кодекса).
По смыслу названных норм права, акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщика в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, изучив письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 03-05-05-01/49, от 26.10.2015 N 03-05-04-01/6156, 29.08.2017 N 03-05-05-01/55269; от 28.09.2017 N 03-05-05-01/63070; от 23.11.2017 N 03-05-05-01/77460; от 05.10.2017 N 03-05-01/64885; от 24.01.2018 N 03-05-05- 01/3648, пришел к выводу, что они не подлежали применению в деятельности общества.
Судом первой инстанции верно установлено, что линии электропередач и магистральные трубопроводы, принадлежащие заявителю, по которому заявителем применены льгота и пониженная ставка по налогу на имущество, по своему назначению и техническим характеристикам не отвечает критериям, отраженным в примечании Перечня N 504.
Названные выводы сделаны из системного толкования, действующего в проверяемый период законодательства, в том числе, нормативных документов, применяемых в области электроэнергетики и транспортировки по магистральным трубопроводам.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22.11.2007 N 03-05-0501/49, на которое ссылается заявитель, касается исключительно права на льготу в отношении линий энергопередачи, магистральных трубопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, перечисленных в Перечне N504. Вместе с тем, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А53-7507/18, установлено, что объекты общества не относятся к названному Перечню.
В свою очередь, ни в одном из писем и иных актов, на которые ссылается заявитель, не содержится выводов об отнесении имущества общества к Перечню N 504.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2015 N 03/05-0401/61356, на которое ссылается заявитель, не может быть положено в обоснование неверного исчисления налога. Министерство финансов Российской Федерации в указанном письме сообщило, что вопрос применения льготы по пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2013 года, рассматривался Минфином России и позиция по этому вопросу, с учетом мнения Минэкономразвития России (письмо от 10.10.2007 N 15355- КА/Д07), была доведена до сведения ФНС России (письмо от 22.11.2007 N 03-05-05- 01/49), а также территориальных налоговых органов (письмо ФНС России от 06.12.2007 NСК-6-11/945).
В данном письме указывается, что, по мнению Министерства финансов Российской Федерации и Минэкономразвития России, право на применение указанной налоговой льготы имеют все организации (в том числе производители электрической энергии), учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств имущество, перечисленное в Перечне N 504.
В указанном письме также содержатся ссылки на изменение пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации на основании пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с учетом которого предусмотренная им льгота с 1 января 2013 года применяется только в отношении автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в соответствии с Перечнем N 504.
В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, пунктом 3 статьи 380 Кодекса установлены пониженные налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации, которые не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. При этом Кодексом установлено, что Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях реализации с 01.01.2013 положений пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации также применяется вышеназванный Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 504, в которое внесены соответствующие изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Далее Минфин России сообщает, что в связи с вступлением в силу 01.01.2013 Федерального закона N 202-ФЗ его позиция не изменилась, следовательно, право на применение организациями (в том числе производителями электрической энергии) установленных пунктом 3 статьи 380 Кодекса налоговых ставок в отношении вышеназванного имущества конкретизировано объектами, указанными в Перечне Правительства Российской Федерации N 504.
По существу данное письмо Минфина России имеет информационный, а не разъяснительный характер: оно информирует налогоплательщиков о ранее принятых письмах по указанному вопросу, а также о том, что предусмотренная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая льгота по налогу на имущество организаций на основании пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2013 года применяется только в отношении автомобильных дорог общего пользования, а в отношении остальных объектов пунктом 3 статьи 380 Кодекса установлены пониженные налоговые ставки по налогу на имущество.
При этом продекларированное в письме право на применение спорной льготы всеми организациями, обладающими имуществом, перечисленным в Перечне N 504, вступает в очевидное противоречие как с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 26.03.2003 N 35-ФЗ, 36-ФЗ, так и самим Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 504.
В связи с информационным и декларативным характером данного письма оно не может являться основанием для применения в отношении общества пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, изложенная в письме Минфина России позиция не касается конкретных обстоятельств, имеющих место в рассматриваемой ситуации. Так, в письме не раскрыты объекты имущества, в отношении которых может быть применена спорная льгота, а имеются лишь общие ссылки на Перечень N 504, в связи с чем, отсутствуют основания для выводов о том, что данное письмо в принципе относимо к спорным объектам имущества общества.
Проанализировав положения писем Минфина России от 22.11.2007 N 03-05- 0501/49, от 26.10.2015 N 03/05-04-01/61356, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они не могут являться основанием для освобождения заявителя от обязанности по уплате пени и штрафа, поскольку функциональным назначением имущества, указанного в Перечне N 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям, а также транспортировка (перевозки, передачи) различных предметов материального мира (автомобилей, поездов, нефти и газа, электроэнергии) в режиме общего пользования, то есть с предоставлением права доступа неограниченному кругу лиц, в то время как иные объекты, имеющие сходные по своему виду и свойствам качества характеристики, но использующиеся собственникам в режиме не общего пользования, не отвечают требованиям Перечне N 504 и не могут служить основанием для применения льготы.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, предписывая налоговым органам руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не устанавливает возможности руководствоваться ответами Минфина России, адресованными конкретным заявителям, а не налоговым органам.
Письма Минфина России при этом не обладают нормативными свойствами, позволяющими применить их неоднократно неопределенным кругом лиц как общеобязательное предписания, а их положения соответствуют действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
Аналогичный правовой подход в отношении возможности применения писем Минфина России, в частности, письма от 26.10.2015 N 03/05-04-01/61356, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2018 N 305-КГ18-5737.
Таким образом, все письма, на которые ссылается заявитель, были с учетом позиции налогового органа проаналированы и установлено, что все они относятся прямо или косвенно к объектам, поименованным в Перечне N 504, а основные средства заявителя по изложенным выше обстоятельствам никак не относятся объектам, в отношении которых применяется пониженная ставка налога.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что налогоплательщик представляя налоговую декларацию по имуществу за 2017 год уже был осведомлен о неправомерности применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций, так как па дату представления 15.03.2018 уже имелся судебный акт по делу, предметом рассмотрения которого были схожие обстоятельства (решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2018 по делу А53-31373/2017, а также имелось вступившее в законную силу решение МИФНС N 21 от 18.09.2017 N 59303).
Решением от 18.09.2017 N 59303 инспекция установило, что спорное имущество по своему функциональному назначению не относится к имуществу, поименованному в Перечне N 504 в том смысле, которое придал ему законодатель.
Коллегия судей признает, что налогоплательщик приводит ряд однотипных по содержанию писем Минфина Российской Федерации, при этом не ссылается па совместное письмо Минфина Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 01.02.2018 N БС-4-21/1806@. В данном письме ведомства указывают на необходимость при определении права организации на пониженную ставку по пункту 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации руководствоваться Кодексом, понятиями и терминами соответствующего отраслевого законодательства, а также сложившейся и устоявшейся судебной практикой.
Более того, Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2019 N 282-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "Энел Россия" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 380 и пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частями седьмой и восьмой статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" указал, что учитывая, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрели) данным Кодексом (пункт 1 статьи 11), для определения юридически значимых признаков объектов - линий энергопередачи и их неотъемлемых технологических частей в целях применения налоговой льготы следует принимать во внимание нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, а также Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504).
Данное правовое регулирование, подлежащее применению в системной взаимосвязи, не носит произвольного характера, поскольку предполагает определение условий, при наличии которых налогоплательщики имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов.
На дату представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций судебная практика исходила из того, что для применения пониженной налоговой ставки возможно только в случае, если имущество с учетом его функционального назначения не связано с процессом передачи электрической энергии, оно не может быть отнесено к имуществу, указанному в Перечне N 504. (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2018 N 307-КГ18-3 по делу N А05-15476/2015: определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 305-КГ17-23005 по делу N А40-223089/2016: определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 303-КГ17-17232 по делу N A51-16791/2016 и др.)
Ссылка заявителя па письмо Минфина Российской Федерации от 12.04.2018 N 03-05-04-01/24439 является необоснованной, так как было принято за пределами периодов, в которых заявитель должен был исполнить обязанность по исчислению и уплате налога за 2017 год.
Таким образом, приведенные обществом ссылки па письма Минфина Российской Федерации, как на основания для освобождения от ответственности в соответствии с подпунктом З пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации и для неначисления пеней в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации являются необоснованными и не содержат разъяснений, освобождающих общество от налоговой ответственности и начисления пени.
Также указанный довод являлся предметом рассмотрения по делу N А53-7507/2018 при новом рассмотрении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2019 в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
Пунктом 4 статьи 112 Налогового Кодекса Российской Федерации к компетенции налогового органа, рассматривающего дело, отнесено также обязательное установление обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и обязанность учитывать эти обстоятельства при вынесении решения о взыскании санкций за налоговое правонарушение.
При вынесении решения от 12.12.2018 N 66815 заместителем руководителя установлены смягчающие ответственность обстоятельства, а именно тот факт, что общество является социально значимым предприятием, обеспечивающим значительным количеством рабочих мест (1 500).
Таким образом, налоговый орган при рассмотрении дела о привлечении к налоговой ответственности выяснил все обстоятельства совершения налогового правонарушения и назначил наказание в зависимости от тяжести правонарушения, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для освобождения общества от ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации и для не начисления пеней в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу N А53-7507/18, по спору между теми же лицами о решении налогового органа, принятого в отношении тех же самых объектов за предыдущий период - 2016 год. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 N 308- ЭС19-11998 ОАО "НЗНП" отказано в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.04.2019 по делу N А53-7507/2018 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного решения по доводам, приведенным в апелляционных жалобах, у судебной коллегии не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Обществом по платежному поручению от 04.02.2020 N 652 уплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб.
Между тем в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с изложенным уплаченная обществом по платежному поручению от 04.02.2020 N 652 государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2020 по делу N А53-23467/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Новошахтинский завод нефтепродуктов", ИНН 7706452379, из федерального бюджета ошибочно уплаченную платежным поручением от 04.02.2020 N 652 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23467/2019
Истец: ОАО "НОВОШАХТИНСКИЙ ЗАВОД НЕФТЕПРОДУКТОВ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N21 по Ростовской области