г. Москва |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А41-31578/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Отделения ПФ РФ по г. Москве и Московской области: Комарова Е.В. по доверенности от 14.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Межрайонной ИФНС России N 16 по МО: Артемова Е.Ю. по доверенности от 13.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Государственного учреждения - Главного Управления ПФ РФ N 7 по г. Москве и Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 января 2020 года по делу N А41-31578/19
по заявлению муниципального предприятия городского округа Щёлково "Инфраструктура и сервис"
к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области и межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области
об оспаривании решений и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Щёлково "Инфраструктура и сервис" (далее - МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 1-6) к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области, Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области и межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области, в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 05.03.2019 N 060F07190001037 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 186 554 руб. 30 коп. (страховые взносы), 62 160 руб. 63 коп. (пени);
- признать недействительным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 05.03.2019 N 060F07190001039 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 1 200 272 руб. 12 коп. (страховые взносы), 22 260 руб. 46 коп. (пени);
- признать недействительным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 08 мая 2019 года N 060F07190002191 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 688 428 руб. 23 коп. (ФОМС);
- обязать Государственное учреждение - Главное Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис" сумм излишне уплаченных страховых взносов и пеней по страховым взносам, а именно:
- пени по страховым взносам в ФОМС в сумме 68 628 руб. 34 руб.;
- страховые взносы в ФОМС в сумме 688 428 руб. 23 коп.;
- пени по страховым взносам в ФОМС в сумме 22 260 руб. 46 коп.
- обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области начислить и выплатить заявителю проценты за несвоевременный возврат страховых взносов за период с 18 февраля 2019 по день фактического возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов;
- обязать межрайонную ИФНС России N 16 по Московской области начислить и выплатить проценты на сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 18.02.2019 по день фактического возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2020 года по делу N А41-31578/19 признаны незаконными решения Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области:
- от 05.03.2019 N 060F07190001037 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 186 554 руб. 30 коп. (страховые взносы), 62 160 руб. 63 коп. (пени);
- от 05.03.2019 N 060F07190001039 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 1 200 272 руб. 12 коп. (страховые взносы), 22 260 руб. 46 коп. (пени);
- от 08.05.2019 N 060F07190002191 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 688 428 руб. 23 коп. (ФОМС).
Суд обязал Государственное учреждение - Главное управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области принять решения о возврате МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис" сумм излишне уплаченных страховых взносов и пени, а именно:
- страховые взносы в ФОМС в размере 688 428 руб. 23 руб.;
- пени по страховым взносам в ФОМС в размере 22 260 руб. 46 коп.
и о возврате излишне взысканной межрайонной ИФНС Росси N 16 по Московской области пени по страховым взносам в сумме 62 160 руб. 63 коп., а также решение о начислении и выплате процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов на сумму 688 428 руб. 23 коп. за период с 01 марта 2019 по дату фактического возврата на расчетный счет (включительно) и направить эти решения на исполнение в налоговый орган по месту учета заявителя.
В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 3 л. д. 38-42).
Не согласившись с данным судебным актом, Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис" и Государственного учреждения - Главного Управления ПФ РФ N 7 по г. Москве и Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Государственного учреждения - Отделения ПФ РФ по г. Москве и Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления ПФ РФ N 7 по г. Москве и Московской области, просил данную апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель межрайонной ИФНС Росси N 16 по Московской области оставил вопрос о рассмотрении апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - Отделения ПФ РФ по г. Москве и Московской области и межрайонной ИФНС Росси N 16 по Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 17 августа 2006 года с основным видом деятельности "Сбор отходов" (код 38.1) и дополнительными видами деятельности, в числе прочих, "Сбор и обработка сточных вод" (код 37.00) и "Обработка и утилизация отходов (код 38.2).
В части 2 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в 2011-2027 годах.
В соответствии с подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
Заявитель производил расчет и уплачивал страховые взносы за 2015-2016 без учета права на пониженные тарифы, в связи с чем 18 января 2018 года представил в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области уточненные расчеты по страховым взносам, а именно применил пониженный тариф.
31 января 2019 заявитель обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени (т. 1 л. д. 131).
Названный уточненный расчет неоднократно загружался в программный комплекс РК АСВ (программа ПФР), технические трудности загрузки были устранены только 12.02.2019, в связи с чем камеральная проверка расчета по разделам 1-5 произведена 18.02.2019, по разделу 6 (ПУ) произведена 22.04.2019.
Заявление было рассмотрено Государственным учреждением Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, по результатам рассмотрения заявленные к возврату суммы возвращены частично, также были приняты решения:
- от 05.03.2019 N 060F07190001037 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 186 554 руб. 30 коп. (страховые взносы), 62 160 руб. 63 коп. (пени);
- от 05.03.2019 N 060F07190001039 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в сумме 1 200 272 руб. 12 коп. (страховые взносы), 22 260 руб. 46 коп. (пени);
- от 08.05.2019 N 060F07190002191 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 688 428 руб. 23 коп. (ФОМС).
По страховым взносам за 2015 год не возвращены переплаты в сумме 688 428 руб. 23 коп. и пеня в сумме 22 260 руб. 46 коп.
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области реорганизовано путем присоединения к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области.
В связи с техническими проблемами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов от органов пенсионного фонда к налоговым органам, к межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области поступили некорректные сведения о состоянии расчетов в отношении заявителя, а именно о наличии неуплаченной задолженности по страховым взносам за период до 01.01.2017, в связи с чем инспекций проведена процедура взыскания пени в ходе которой с заявителя взысканы пени в сумме 62 160 руб. 63 коп.
После корректной выгрузки уточненного расчета подтверждено отсутствие неуплаты или несвоевременной уплаты заявителем страховых взносов за 2015-2016, а взысканные налоговым органом пени приобрели статус излишне взысканных.
Полагая, что вышеназванные решения являются незаконными и нарушает права и законные интересы МП ГОЩ "Инфраструктура и сервис" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона.
Право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в перечне упомянутых видов экономической деятельности содержится удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявитель полностью соответствует критериям возможности применения льготы в соответствии с подпунктом "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32, пункта 6, 7, 8 статьи 78 НК РФ и пункта 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", возврат переплаты по налогу из бюджета допускается при наличии двух обстоятельств: наличие переплаты в бюджете и соблюдение трехлетнего срока на возврат переплаты, исчисляемого со дня уплаты указанной суммы, либо со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии у него переплаты по налогам.
В рассматриваемом случае заявитель доказал как наличие переплаты, так и соблюдение срока на её возврат.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что следует исчислять с 18 января 2018 года (дата подачи уточненного расчета).
В соответствии со статьей 20 Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из вышеназванных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, при этом в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Таким образом, налоговый орган исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, без возможности его оспаривания, именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
Кроме того, фонд обязан принять решение о выплате процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов на сумму 688 428 руб. 23 коп. за период с 01 марта 2019 года по дату фактического возврата на расчетный счет (включительно).
В рассматриваемом случае арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции пришел о том, что срок следует исчислять с 01 марта 2019 года, то есть по истечение месяца с момента обращения заявителя в орган пенсионного фонда по месту учета с заявлением о возврате (заявление подано 31 января 2019 года).
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2020 года по делу N А41-31578/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31578/2019
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 7 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО "ИНФРАСТРУКТУРА И СЕРВИС"
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 7 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 18 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ