г. Москва |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А40-294086/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 февраля 2020 года по делу N А40-294086/19, принятое судьей Козловским В.Э., в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН: 1037701021841; юр. адрес: 105120, г. Москва, пер. Костомаровский, 2)
о взыскании штрафа в размере 766 722 рублей 49 копеек
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями о взыскании к Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВО ЖДТ России", ответчик) о взыскании штрафа в размере 766 722 рублей 49 копеек.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 08.11.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против её удовлетворения. От ответчика - письменные пояснения на отзыв в порядке ст. 81 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда 05.02.2020 не имеется на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ОАО "Российские железные дороги" постановлениями Смоленской таможни N 10113000-2357/2017 от 25.01.2018 и N 10113000-2356/2017 от 14.03.2018 привлечено к административной ответственности по статье 16.11 и части 1 статьи 16.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением штрафных санкций в сумме 15 000 и 325 000 рублей, соответственно.
В ходе административного расследования было установлено, что контейнер N CICU8053050 по железнодорожной накладной N 002555 следовал в составе контейнерного поезда из Китая в Польшу с грузом - ноутбуки. При поступлении на территорию Евразийского экономического союза таможенным постом Темиржол таможни Достык Департамента государственных доходов по Алматинской области республики Казахстан помещен под процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 39855409/161217/0120385 и следовал по территории Российской Федерации под таможенным контролем.
Статьей 17 федерального закона от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлен перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
В соответствии с данной статьей МПС РФ издан приказ от 18 июня 2003 N 38, который действовал на момент спорной перевозки груза в контейнере N CICU8053050. Данным приказом утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны (далее - Правила).
Согласно указанным Правилам, груз - ноутбуки входит в перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (пункт 10 перечня, содержащийся в приложении N 3 к приказу МПС РФ от 18 июня 2003 N 38).
Во исполнение пункта 4 указанных Правил и в целях обеспечения сохранности груза и средств идентификации на станции Илецк-1 Южно-Уральской железной дороги груз в контейнере N CICU8053050 передан по приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 2990 от 21.12.2017 и принят для сопровождения и охраны представителем ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Попуреевым В.Ю. за тремя исправными иностранными пломбами NN 551870, D80451 и С02412, принятыми таможенным органом в качестве средств идентификации.
В пути следования по прибытию на станцию Вязьма 23 декабря 2017 года обнаружено, что на контейнере N CICU8053050 пломбы отправителя отсутствуют, имеется доступ к грузу. Учитывая, что груз следовал под таможенным контролем и невозможность создания зоны таможенного контроля на станции Вязьма для проведения комиссионной проверки груза, на основании заявления начальника караула СК-2 Никитина Д.А. на контейнер наложено новое запорное устройство типа "ОХРА-1" с к/з РЖД К4382378 и контейнер направлен для производства комиссионной проверки на станцию Смоленск.
В ходе комиссионной проверки в зоне таможенного контроля станции Смоленск в контейнере установлена недостача груза в количестве 41 ноутбук, при этом недостающие места в контейнер вместиться могли. По результатам проверки оформлен коммерческий акт N МСК1722801/11 от 27.12.2017.
По факту утраты средства идентификации и недоставки части товара в таможенный орган назначения, Смоленской таможней возбуждены дела об административных правонарушениях N 10113000-2357/2017 и N 10113000-2356/2017 соответственно.
О факте недостачи груза и возбуждении дел об административных правонарушениях в адрес НО, НОР-1 направлена 18.01.2018 телеграмма N 226-14 о предоставлении материалов расследования утраты номенклатурного груза. Согласно ответу от 22.01.2018 г. N ОГ-2/117 при прибытии контейнера на станцию Вязьма в сопровождении работника СК Вязьма Ефимова И.В, на рабочей двери контейнера было обнаружено отсутствие ЗПУ.
По результату административного расследования Смоленская таможня постановлением N 10113000-2357/2017 от 25.01.2018 привлекла ОАО "РЖД" к административной ответственности за утрату средств идентификации в виде административного штрафа в сумме 15 000 рублей, а постановлением N 10113000-2356/2017 от 14.03.2018 г. за недоставку части груза в виде административного штрафа в сумме 325 000 рублей.
В связи с отсутствием оснований для обжалования вышеуказанных постановлений Московским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания платежными поручениями N 979522 от 26 февраля 2018 и N 993703 от 19 апреля 2018 года оплачены штрафные санкции в размере 15 000 рублей и 325 000 рублей соответственно.
Кроме того, в связи с недоставкой части груза по транзитной декларации N 39855409/161217/0120385 Смоленской таможней в адрес ОАО "РЖД" 01 февраля 2018 года выставлено требование N 10113 000/Тр2018/0000279 на общую сумму 441 722 рубля 49 копеек, в том числе - НДС - 436 416 рублей 40 копеек, пени на НДС - 5 306 рублей 09 копеек.
В связи с отсутствием оснований для обжалования вышеуказанного требования Московским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания 26 февраля 2018 года платежными поручениями N 980294 и N 985295 оплачены НДС и пени на НДС.
Таким образом, ОАО "РЖД" понесло убытки на общую сумму 781 722 рублей 49 копеек. Поскольку груз - ноутбуки относится к перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения, на данную перевозку распространяет свое действие Соглашение N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом, заключенное между ОАО "РЖД" и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 8 октября 2009 г. (далее - Соглашение). Данное Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной и при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административные правонарушения, возникшие из-за утраты грузов (подпункты 1.1.1-1.1.3 Соглашения).
В соответствии с пунктом 7.2 Соглашения ответственность за убытки, связанные с утратой, недостачей, повреждением грузов, а также административные штрафы, взысканные государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 Соглашения.
Учитывая, что на станции Илецк-1 Южно-Уральской железной дороги по приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 2990 от 21.12.2017 груз принят работниками ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" для сопровождения и охраны в пути следования за тремя исправными иностранными пломбами NN 551870, D80451 и С02412 без замечаний, в утрате средств идентификации, части груза и связанными с этим убытками ОАО "РЖД" усматривается ответственность ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ".
Учитывая наличие причинно-следственной связи между не обеспечением сохранности средства идентификации и части груза в ходе перевозки контейнера CICU8053050 и убытками ОАО "РЖД", связанными с оплатой административных штрафов по постановлению Смоленской таможни N 10113000-2356/2017 и требованию N 10113000/Тр2018/0000279 в размере 766 722 рублей 49 копеек, суд первой инстанции правомерно посчитал, что данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5.5 Соглашения N 935 от 08.10.2009 при вынесении постановления таможенным органом о признании перевозчика виновным в совершении административного правонарушения, перевозчик в течение 10 (десяти) календарных дней направляет постановление ФГП "ВО ЖДТ России".
В связи с этим в адрес ФГП "ВО ЖДТ России" постановление Смоленской таможни N 10113000-2357/2017 от 25.01.2018 по статье 16.11 КоАП России направлено 8 февраля 2018 N исх-1029/МСК ТЦФТО.
Постановление Смоленской таможни от 14.03.2018 г. N 10113000-2356/2017 по части 1 статьи 16.9 КоАП России направлено 27 марта 2018 г. N исх-2441/МСК ТЦФТО. Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" как перевозчика, данное требование Соглашения N 935 от 08.10.2009 выполнено.
Претензия на сумму 456 722 рубля 49 копеек по возмещению расходов от уплаты штрафа по постановлению Смоленской таможни N 10113000-2357/2017 в сумме 15 000 рублей и таможенных платежей 441 722 рублей 49 копеек направлена ФГП "ВО ЖДТ России" письмом N исх-1653/МСК ТЦФТО от 01 марта 2018 года.
Данная претензия со стороны ответчика ФГП "ВО ЖДТ России" была рассмотрена и направлен ответ N ЦПИ-8/11/18 от 2 апреля 2018 года, согласно которому претензия удовлетворена частично. Сумма штрафа по постановлению N 10113000-2357/2017 в сумме 15 000 рублей удовлетворена в претензионном порядке, в возмещении таможенных платежей отказано.
Претензия на сумму 325 000 рублей по возмещению расходов от уплаты штрафа по постановлению Смоленской таможни N 10113000-2356/2017 направлена 22 мая 2018 года N исх-4272/МСК ТЦФТО. Данная претензия также была рассмотрена ответчиком ФГП ВО ЖДТ России и направлен ответ от 25 июня 2018 года N ЦПИ-8/19/18.
Вышеуказанные документы были приобщены в материалы судебного дела N А40-294086/2019 и при вынесении решения Арбитражным судом г. Москвы им дана соответствующая оценка. В связи с чем, доводы ФГП "ВО ЖДТ России" о несоблюдении ОАО "РЖД" претензионного порядка не являются обоснованными.
Вопрос по возврату (зачету) НДС и обращению в налоговый орган ОАО "РЖД" для предоставления права на вычет налога НДС, неоднократно рассматривался судебными инстанциями (судебные акты по делам N N А40-190286/2017; А40-6441/2018; А40-6510/2018; А40-25011/2008; А40-21367/2008; А40-32821/2012; А40-143388/2014).
Судами установлено, что согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычету подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В связи с тем, что требование об уплате таможенных платежей Смоленской таможней предъявлено в связи с недоставкой товаров в таможенный орган назначения, утраченные грузовые места из контейнера N CICU8053050 не могут быть приняты ОАО "РЖД" на учет.
Учитывая наличие причинно-следственной связи между необеспечением сохранности части груза в ходе перевозки контейнера CICU8053050 и убытками ОАО "РЖД", связанными с оплатой административного штрафа по постановлению Смоленской таможни N 110113000-2356/2017 и таможенными платежами в размере 766 722 рублей 49 копеек, Арбитражным судом г. Москвы вынесено решение об удовлетворении требований ОАО "РЖД".
Помимо указанных доводов, в апелляционной жалобе ответчиком ФГП "ВО ЖДТ России" не представлены доказательства того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые работники ФГП "ВО ЖДТ России" не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело. Также не представлены доказательства, что работниками охраны приняты все возможные меры для того, чтобы исключить доступ посторонних лиц в контейнер CICU8053050 в период нахождения его под охраной.
Поскольку ФГП "ВО ЖДТ России" приняло груз в контейнере N CICU8053050 за исправной пломбой отправителя, и в период нахождения контейнера в ведении ФГП "ВО ЖДТ России" в контейнер допущено проникновение третьих лиц, ответчик обязан возместить ОАО "РЖД" убытки, понесенные в связи с ненадлежащим исполнением принятых по Соглашению N 935 обязательств.
Вопреки доводам заявителя, представленные в судебное дело материалы доказывают наличие основания для взыскания с ответчика суммы штрафа, поскольку наступили обстоятельства, обусловленные сторонами в пункте 7.2 Соглашения, которым предусмотрено возмещение ответчиком наложенного таможенным органом штрафа и таможенных платежей в случае утраты средства идентификации и части груза.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 года по делу N А40-294086/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-294086/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ"