г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А56-84934/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колосов М.А.
при участии:
от заявителя: Петренко О.А. по доверенности от 18.08.2023,
от заинтересованного лица: Суслова А.М. по доверенности от 25.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-824/2024) Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2023 по делу N А56-84934/2023, принятое
по заявлению ТСЖ "Аврора"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "АВРОРА" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 05.06.2023 N 001_2023-ИА и акта N 001_2023-ИА от 05.06.2023.
Решением от 27 декабря 2023 года требования Товарищества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Товариществом требований, полагая, что выводы Комитета, изложенные в оспариваемых ненормативных правовых актах, основаны на верном толковании норм права.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Товарищества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по результатам проведенной Комитетом внеплановой документарной проверки были выявлены нарушения требований, предусмотренных ч. 1 ст. 166 и ч. 5.1. ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно:
1. Нецелевое использование средств в размере 483 552,56 руб. на выполнение работ по замене 2 общедомовых приборов учёта тепла, проведенных в 2022 году, поскольку указанные работы входят в перечень работ по капитальному ремонту;
2. Нецелевое использование средств в размере 186 400 руб. на выполнение работ по локальному ремонту кровли многоквартирного дома в объеме 120 кв.м., вентиляционных камер и примыкающих к ним участков, имеющих повреждения, а также работ по локальному ремонту и герметизации межблочных швов на крыше в объеме 310 пг.м, по ремонту 4-х повреждений кровли в 2021 году, поскольку указанные работы также не могут считаться капитальным ремонтом.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.06.2023 N 001_20203-ИА, в котором указано, что к акту прилагается предписание от 05.06.2023 N 001_20203-ИА об устранении указанных нарушений путём возврата спорных денежных средств на специальный счёт Товарищества в срок до 02.12.2023.
Не согласившись с указанными актом и предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением суда требования Товарищества удовлетворены в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В силу пунктов 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ предусмотрено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, из протокола общего собрания собственников от 31.03.2022 N 20 следует, что в многоквартирном доме N 1а по ул. Рощинская (г. Гатчина, ЛО) было принято решение о проведении капитального ремонта с утвержденной предельной допустимой стоимостью работ по каждому виду, на основании чего были заключены договоры от 11.10.2021 N 216-П-21 и от 03.06.2022 N 260-П-22, от 19.07.2021 N 17, от 05.08.2021 N 21.
Факт выполнения спорных работ, подтверждающийся соответствующими актами о приёмке, послужил основанием для их оплаты в полном объёме за счёт средств, находящихся на специальном счёте Товарищества.
Между тем, Комитет указывает на нецелевое использование средств на выполнение работ по замене 2 общедомовых приборов учёта тепла, проведенных в 2022 году, поскольку указанные работы входят в перечень работ по капитальному ремонту, и работ по локальному ремонту кровли многоквартирного дома в объеме 120 кв.м., вентиляционных камер и примыкающих к ним участков, имеющих повреждения, а также работ по локальному ремонту и герметизации межблочных швов на крыше в объеме 120 кв.м., по ремонту 4-х повреждений кровли в 2021 году, поскольку указанные работы также не могут считаться капитальным ремонтом.
Данные выводы Комитета основаны на ошибочном толковании положений ч. 1, 2 ст. 166 ЖК РФ и ст. 11 областного закона Ленинградской области "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", принятого Законодательным собранием Ленинградской области 15 ноября 2013 года, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
Как указано Комитетом в обжалуемых акте и предписании, при анализе представленных Товариществом документов, установлено, что площадь кровли МКД составляет около 2200 кв. метров, соответственно выполненные работы по ремонту кровли нельзя отнести к работам по капитальному ремонту, так как выполнены работы по ремонту кровли фактически составляют 120 кв.м. и объем выполненных работ менее 30 процентов от общей площади кровли МКД, и в соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 относятся к текущему ремонту.
Указанные доводы Комитета подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 166 ЖК РФ ремонт крыши входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья.
В указанном Постановлении определены Перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8). В частности, к текущему ремонту крыши отнесено усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции. К капитальному ремонту относится ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Согласно пункту 3.13 ГОСТ Р 51929-2014 капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 56535-2015 под ремонтируемым имуществом понимается часть многоквартирного дома, по отношению к которому проводится или рассматривается возможность проведения текущего ремонта.
При этом, согласно применению к пункту 3.2 ГОСТ Р 56535-2015, как часть имущества необходимо рассматривать отдельные конструкции, такие как балконная плита, навес, крыша, фасад, и другие, в том числе внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Приняв во внимание договоры от 19.06.2021 N 17, от 05.08.2021 N 21, акты сдачи-приемки от 27.06.2021 и 09.08.2021, объем выполненных работ суд апелляционной инстанции приходит к выводу спорные работы подпадают под понятие капитального ремонта.
Суд первой инстанции, сославшись на ч. 1, 2 ст. 166 ЖК РФ и ст. 11 областного закона Ленинградской области "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", принятого Законодательным собранием Ленинградской области 15 ноября 2013 года, верно указал, что ремонт крыши, а также установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) входят в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, в связи с чем удовлетворил требования Товарищества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие Комитета с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта. Выводы суда являются верными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2023 года по делу N А56-84934/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84934/2023
Истец: ТСЖ "АВРОРА"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области