г. Чита |
|
03 июня 2020 г. |
дело N А19-27789/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2020 года делу N А19-27789/2019 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (ОГРН 1043801036311, ИНН 3808110930) к муниципальному унитарному предприятию "Тепловодоканал" (ОГРН 1023800734650, ИНН 3802009268) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - заявитель, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" (далее - МУП "Тепловодоканал", предприятие или лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2020 года МУП "Тепловодоканал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в части талонов объем золошлака проставлен в графе ТБО, однако это является технической ошибкой, талоны старого образца, были разработаны еще в период действия лицензии, выданной МУП "Тепловодоканал". Кроме того, договор с ООО "Вариант плюс" заключен именно на размещение производственных отходов, иного договора с ООО "Вариант плюс" не заключалось. Так же данный довод подтверждается, подписанными с обеих сторон договора актами N 104 от 31.07.2019, N 52 от 31.05.2019 к договору N 15 на размещение (захоронение) производственных отходов от 08.02.2019, в которых в виде работ указано, размещение ПО, а не ТБО. Кроме золошлака, МУП "Тепловодоканал" вывозит древесные опилки, которые также относятся к производственным отходам V класс опасности.
МУП "Тепловодоканал" отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт транспортировки им производственных отходов именно I- IV классов опасности.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2020 года время судебного заседания по делу N А19-27789/2019 изменено на 10 часов 15 минут 22 апреля 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2020 года время судебного заседания по делу N А19-27789/2019 изменено на 10 часов 15 минут 22 мая 2020 года.
Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская области и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУП "Тепловодоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023800734650.
В адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области поступила информация, содержащая сведения об осуществлении МУП "Тепловодоканал" транспортирования отходов производства и потребления в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.
В ходе рассмотрения указанной информации административным органом установлено нарушение МУП "Тепловодоканал" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
По факту выявленного нарушения административным органом 14.11.2019 в отношении МУП "Тепловодоканал" составлен протокол об административном правонарушении N Т-538 (12523), которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 14-19).
Усматривая в деянии МУП "Тепловодоканал" наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях МУП "Тепловодоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ правильными, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Лицензия в понимании пункта 2 статьи 3 Закона о лицензировании - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа
Согласно подпункту 3 статьи 3 Закон о лицензировании лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУП "Тепловодоканал" со сторонними организациями, имеющими лицензии, на сбор, вывоз, транспортирование (размещения) твердых коммунальных и производственных отходов, заключены, в том числе следующие договоры:
- договор от 28.02.2019 N 330, заключенный между МУП "Тепловодоканал" (заказчик) и предпринимателем Митюгиным А.В. (исполнитель) сроком действия до 31.12.2019.
Согласно пункту 1.1 договора от 28.02.2019 N 330 заказчик поручает, а исполнитель обязуется принять нижеперечисленные отходы и выполнить работы по их обеззараживанию: ртутьсодержащие лампы б/у - 160 штук; АКБ б/у - 0,546 тонн; автошины б/у - 2,45 тонн, на основании лицензии от 28.12.2015 N 03800141, выданной Управлением Росприроднадзора по Иркутской области.
В соответствии с пунктом 4.1. договора 28.02.2019 N 330, транспортирование отходов до предприятия по обезвреживанию промышленных отходов, находящегося по адресу: Иркутская область, Братский район, в 14 км севернее жилого района Бикей г. Братска, в 97 квартале Усть-Вихоревского лесничества Падунского лесхоза, осуществляется транспортом заказчика (МУП "Тепловодоканал") самостоятельно;
- договор от 08.02.2019 N 15, заключенный между МУП "Тепловодоканал" (заказчик) и ООО "Вариант плюс" (исполнитель) сроком действия до 31.12.2019.
Согласно пунктам 1.1, 1.4 договора от 08.02.2019 N 15 исполнитель оказывает заказчику (МУП "Тепловодоканал") услуги по размещению (захоронению) производственных отходов на полигоне г. Бодайбо на основании лицензии от 30.09.2016, N 03800302, выданной Управлением Росприроднадзора по Иркутской области. Годовой объем отходов составляют золошлаки от сжигания углей в объеме 4 285,91 м3, прочие промышленные отходы - 9,47 м3.
Пунктом 2.1.1 договора от 08.02.2019 N 15, заказчик (МУП "Тепловодоканал") обязуется доставлять промышленные отходы на полигон г. Бодайбо собственными силами на специально оборудованных транспортных средствах (мусоровозах). Так, транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется МУП "Тепловодоканал" посредством эксплуатации транспортных средств МАЗ гос. номер А283МН, КАМАЗ гос. номер Х128ВМ.
Данное обстоятельство подтверждается контрольными талонами сдачи МУП "Тепловодоканал" отходов от 02.07.2019 N 189, от 02.07.2019 N 190, от 02.07.2019 N 191, от 02.07.2019 N 192, от 03.07.2019 N 193, от 04.07.2019 N 194, от 17.07.2019 N 196, от 15.05.2019 N 45, от 17.05.2019 N 136, от 17.05.2019 N 137, от 22.05.2019 N 138, от 14.05.2019 N 43, от 13.05.2019 N 42.
Вместе с тем, специального разрешения (лицензии) на сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности у МУП "Тепловодоканал" не имеется, что заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции, ранее МУП "Тепловодоканал" Управлением Росприроднадзора по Иркутской области (приказ от 15.02.2011 N 25/3-од) была выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, сроком действия до 15.02.2016.
С заявлением о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности после окончания срока действия ранее выданной лицензии МУП "Тепловодоканал" в адрес Управления не обращалось.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества, о том, что в связи с территориальной отдаленностью и не оформлением к сроку исполнения договора от 28.02.2019 N 330 соответствующей лицензии, МУП "Тепловодоканал" с ИП Митюгиным А.В. было заключено дополнительное соглашение от 29.03.2019 к указанному договору в соответствии с которым, транспортировка отходов до места производится силами исполнителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, указанное дополнительное соглашение на дату составления протокола об административном правонарушении предприятием представлено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Судом первой инстанции оценены доводы о том, что в связи с отсутствием лицензии на транспортировку отходов I-IV классов опасности, для данных целей, между МУП "Тепловодоканал" и ООО "УК Город" был заключен договор от 13.02.2019 N 07 о предоставлении услуг по сбору и вывозу отходов. Для транспортировки золошлака относящегося в соответствии с Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 16.01.2018 N 38-од "О выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" к V классу опасности лицензия не требуется. В связи с чем МУП "Тепловодоканал" вывозило золошлак самостоятельно, что и подтверждается талонами, приложенными в материалы дела административным органом. В части талонов объем золошлака проставлен в графе ТБО, однако это является технической ошибкой, что подтверждается фактом заключения договора с ООО "Вариант плюс" от 08.02.2019 N 15 именно на размещение производственных отходов, иного договора с ООО "Вариант плюс" не заключалось.
Как правильно указал суд, согласно декларации твердых коммунальных, промышленных и иных отходов на 2019 год производственные отходы МУП "Тепловодоканал" относятся к 4 классу опасности, которые транспортируются на основании договора от 08.02.2019 N 15, заключенного с ООО "Вариант Плюс" на полигон ТБО собственными силами МУП "Тепловодоканал", в связи с чем довод о том, что отходы исключительно размещаются не является советующим действительности.
Довод о том, что МУП "Тепловодоканал" вывозило золошлак, не соответствует действительности, так как административным органом были представлены контрольные талоны, согласно которым ответчик сдавал ТБО (твердые бытовые отходы), а графа с золошлаками не заполнена. Доводов о том, что это является технической ошибкой, ответчиком на дату составления протокола об административном правонарушении не заявлялся, доказательств не представлено. Кроме того, как следует из представленных счетов графы по размещению промышленных отходов и золошлаков заполняются отдельно (счет N 52 от 31.05.209)
С учетом изложенного, суд апелляционной равно как и суд первой инстанции полагает, что материалами дела достоверно подтверждается факт осуществления МУП "Тепловодоканал" деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при отсутствии специального разрешения (лицензии), что также подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.11.2019 N Т-538 (12523).
Таким образом, материалы административного дела в полной мере подтверждают, что на момент проверки МУП "Тепловодоканал" осуществляло предпринимательскую деятельность по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности, без соответствующей лицензии.
Названные выше действия предприятия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
МУП "Тепловодоканал", имея возможность исполнения требований законодательства в области лицензирования, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм закона. Доказательств того, что совершение предприятием правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми препятствиями материалы дела не содержат.
С учётом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции приходит к выводу о доказанности вины предприятия в инкриминируемом правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл верному выводу о том, что административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях МУП "Тепловодоканал" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МУП "Тепловодоканал" административным органом не допущено и судом не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого решения не истёк.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Мера наказания (административный штраф) определена в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, в минимальном размере.
Доводы заявителя проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность оспариваемого постановления.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2020 года по делу N А19-27789/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27789/2019
Истец: Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории
Ответчик: МУП "Тепловодоканал"