город Омск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А70-20370/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1317/2020) общества с ограниченной ответственностью "Студия 83" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 по делу N А70-20370/2019 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Студия 83" (ОГРН 1177232035012 ИНН 7203436613, 625048, г. Тюмень, ул. М. Горького, д.83, этаж 1, оф. 1) к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (ОГРН 1057200723315, ИНН 7202137709, 625000, г.Тюмень, ул. Советская, д.61) о признании недействительным отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, оформленного решением от 21.10.2019 N 602,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Студия 83" - Чертулов К.В. (по доверенности от 07.11.2019 сроком действия 5 лет);
от Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области - Смирнов Д.В. (по доверенности от 09.01.2020 сроком действия по 01.01.2021).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Студия 83" (далее - заявитель, общество, ООО "Студия 83") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент, лицензирующий орган) о признании незаконным отказа в выдаче ООО "Студия 83" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, оформленного решением от 21.10.2019 N 602.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 в удовлетворении требований ООО "Студия 83" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Студия 83" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что определение срока лицензии, подлежащего продлению, является правом лицензиата; Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит положений о минимальном временном периоде для определения размера государственной пошлины.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 судебное разбирательство отложено на 17.04.2020.Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2020 судебное разбирательство отложено на 01.06.2020.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Студия 83" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.09.2019 ООО "Студия 83" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на срок 2 месяца по адресу нахождения объекта общественного питания (буфета): 625048, г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 83.
В рамках проверки документов, представленных заявителем, лицензирующий орган пришел к выводу о том, что представленные документы не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Административному регламенту предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, утвержденному распоряжением Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области от 19.08.2015 N 6-р.
Департамент указал, что пунктом 18 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрена уплата государственной пошлины при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественной питания на основании абзаца 19 подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере 65 000 руб. за каждый год действия лицензии, соответственно, минимальным сроком действия лицензии для определения размера государственной пошлины является календарный год, уменьшение размера государственной пошлины пропорционально сроку действия лицензии не предусмотрено.
Обществом представлено платежное поручение от 09.08.2019 N 281 об оплате государственной пошлины на сумму 10 834 руб. и заявление от 30.09.2019 N 613/16370 с указанием срока, на который испрашивается лицензия - 2 месяца.
Указанные обстоятельства отражены в акте от 10.10.2019 N 579.
В связи с несоответствием ООО "Студия 83" лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ Департаментом принято решение от 21.10.2019 N 602 об отказе в выдаче лицензии обществу.
Полагая решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 в удовлетворении требований, заявленных обществом, отказано. Означенное решение обжалуется ООО "Студия 83" в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Отношения, связанные с деятельностью по реализации алкогольной продукции на территории Российской Федерации, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регламентированы Законом N 171-ФЗ, согласно которому производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Статьей 3 Закон N 171-ФЗ определено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности (пункт 2 статья 18 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ определено, что выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии регулируются статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организация представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия.
Согласно пункту 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9,10.1,11,14.1,16, 19, 20, 25 Федерального закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, 30.09.2019 ООО "Студия 83" обратилось в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на срок 2 месяца по адресу нахождения объекта общественного питания (буфета): 625048, г. Тюмень, ул. Максима Горького, д. 83.
Обществом представлено платежное поручение от 09.08.2019 N 281 об оплате государственной пошлины на сумму 10 834 руб. и заявление от 30.09.2019 N 613/16370 с указанием срока, на который испрашивается лицензия - 2 месяца.
В рамках проверки документов, представленных заявителем, лицензирующий орган пришел к выводу о том, что представленные документы не соответствуют требованиям, установленным Закона N 171-ФЗ, Административному регламенту предоставления государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, утвержденному распоряжением Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области от 19.08.2015 N 6-р, в связи с чем, принял решение от 21.10.2019 N 602 об отказе в выдаче лицензии обществу.
Оценив решение от 21.10.2019 N 602, суд апелляционной инстанции расценивает его в качестве правомерного, исходя из следующего.
Как было ранее сказано, согласно пункту 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Таким образом, указанная формулировка статьи предполагает, что срок продления лицензии определяется на усмотрение заявителя, однако, срок может быть продлен не более чем на пять лет.
В то же время в силу пункта 18 статьи 19 Закона N 171-ФЗ за предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно абзацу 24 пункту 94 части 1 статьи 333.33 НК РФ за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.
Как следует из пункта 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В связи с тем, что предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является юридически значимым действием, то государственная пошлина за его совершение подлежит уплате в установленном размере.
При этом, законодательство предусматривает за совершение такого юридически значимого действия как продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции минимальный платеж в размере 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии (абзац 24 пункта 94 части 1 статьи 333.33 НК РФ).
Таким образом, вопреки позиции общества, платеж менее 65 000 рублей законодательно не предусмотрен, уменьшение размера государственной пошлины пропорционально сроку действия лицензии действующим законодательством также не предусмотрено.
В силу того, что общество не уплатило государственную пошлину в установленном законом порядке, то решение Департамента от 21.10.2019 N 602 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, является правомерным.
Кроме того, заявитель, обосновывая причины, по которым он подал заявление на установление срока лицензии на 2 месяца, указывает на возможный отказ административного органа, что повлечет существенный материальный ущерб в размере 65 000 руб. Данные причины не могут быть рассмотрены судом как объективно необходимые и вызванные чрезвычайными обстоятельствами.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб., согласно статье 110 АПК РФ, относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Студия 83" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2019 по делу N А70-20370/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20370/2019
Истец: ООО "Студия 83"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ