г. Челябинск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А34-16923/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 21 января 2020 г. по делу N А34-16923/2020.
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергия+" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Энергия+", общество) о взыскании штрафных санкций в размере 5500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март 2019 года по требованиям от 07.05.2019, от 28.06.2019.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.01.2020 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2020) заявленные требования удовлетворены частично. С общества "Энергия+" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области взысканы штрафные санкции в размере 3 000 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды февраль, март 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что следует исходить из того, что Инструкцией N 766н прямо предусмотрено, что финансовые санкции не применяются только в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений в отношении только того застрахованного лица, в ранее представленных сведениях о котором выявлены ошибки.
Указывает, что страхователь не уточняет (не исправляет) представленную отчетность, а вновь предоставляет сведения о новом застрахованном лице за периоды, за которые он уже отчитался. Следовательно, представленные сведения в рамках отчетных периодов за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 на Щипунову Анастасию Сергеевну, и за январь 2019 на Щипунову Анастасию Сергеевну и Карпова Константина Гавриловича были предоставлены не своевременно.
Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации не направлялось, так как в представленных сведениях страхователем о застрахованных лицах за октябрь, ноябрь, декабрь 2018, январь 2019 года несоответствия и или ошибки отсутствовали и не могли иметь место в данных случаях, так как страхователь вновь предоставляет сведения о новых застрахованных лицах.
Определением от 08.04.2020 в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, рассмотрение апелляционной жалобы было перенесено, судебное заседание назначено на 28.05.2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЭВ-М.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М (исх.) за октябрь 2018 года были представлены 15.11.2018, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2018 года были представлены 06.12.2018, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за декабрь 2018 года были представлены 11.01.2019, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за январь 2019 года были представлены 15.02.2019, сведения по форме СЗВ-М (доп.) за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года были представлены 01.03.2019, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за февраль, март 2019 года были представлены 17.04.2019.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, в ходе которой установлены факты несвоевременного представления заинтересованным лицом сведений по форме СЗВ-М (доп.) за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года, сведений по форме СЗВ-М (исх.) за февраль, март 2019 года.
По данному факту Управлением составлены акты от 06.03.2019 N 055S18190000964, от 06.03.2019 N 055S18190000965, от 06.03.2019 N 055S18190000966, от 06.03.2019 N 055S18190000967, от 19.04.2019 N 055S18190001653, от 19.04.2019 N 055S18190001654 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, фиксирующие выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ (л.д. 10, 23, 31, 40, 47, 55).
По результатам рассмотрения указанных актов заявителем вынесены решения от 10.04.2019 N 055S19190001433, от 10.04.2019 N 055S19190001434, от 10.04.2019 N 055S19190001435, от 10.04.2019 N 055S19190001436, от 04.06.2019 N 055S19190002097, от 04.06.2019 N 055S19190002098 о привлечении общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 5 500 руб. (л.д. 14, 24, 32, 41, 51, 56).
На основании указанных решений заявителем выставлены требования от 07.05.2019 N 055S01190001951, 07.05.2019 N 055S01190001952, 07.05.2019 N 055S01190001953, 07.05.2019 N 055S01190001954 об уплате штрафных санкций в срок до 27.05.2019, требования от 28.06.2019 N 055S01190002546, от 28.06.2019 N 055S01190002547 об уплате штрафных санкций в срок до 16.07.2019 (л.д.15, 24, 33, 42, 52, 57). Письменные возражения страхователем в установленный законом срок не представлены.
Поскольку требования фонда об уплате финансовых санкций заинтересованным лицом в добровольном порядке не исполнены, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Оценив доказательства, представленные заявителем, в совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к выводу, что требование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также - ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы ПФ РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766), в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Из материалов дела следует, общество не представило своевременно отчетность формы СЗВ-М (исходная) за февраль 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц и за март 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц. Указанные сведения представлены 17.04.2019.
В связи с непредставлением страхователем в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль, март 2019 года, Управление решениями от 04.06.2019 N 055S19190002097, от 04.06.2019 N 055S19190002098 привлекло общество к ответственности предусмотренной статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Размер штрафа составил в общем размере 3 000 руб.
Таким образом, требования Фонда в данной части правомерно признаются судом законными и обоснованными.
За периоды октябрь 2018 года 15.11.2018, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за ноябрь 2018 года 06.12.2018, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за декабрь 2018 года 11.01.2019, сведения по форме СЗВ-М (исх.) за январь 2019 года 15.02.2019 Общество представило отчетность (исх.) первоначально (л.д.16-17, 25-26, 34-35, 43).
Согласно протоколам проверки электронных документов от 15.11.2018, 06.12.2018, 12.01.2019, 16.02.2019 (л.д. 19, 28, 37, 44) документы были приняты без ошибок, предупреждений и грубых ошибок. Из материалов дела следует, что Фонд уведомления об исправлении выявленных ошибок страхователю не направлял.
На этом основании суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения персонифицированного учета по форме СЭВ-М за отчетные периоды октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года первоначально представлены страхователем своевременно.
Дополняющие формы СЭВ-М за отчетные периоды октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года представлены страхователем 15.11.2018, 06.12.2018, 11.01.2019, 15.02.2019, то есть до составления актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (06.03.2019) и до вынесения решений о привлечении страхователя к ответственности (10.04.2019).
Таким образом, заинтересованное лицо воспользовалось своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в размере 2 500 руб., установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не установлен.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в размере 3 000 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имел бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21 января 2020 г. по делу N А34-16923/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-16923/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области межрайонное
Ответчик: ООО "Энергия+"
Третье лицо: Восменадцатый арбитражный апелляционный суд