г. Владимир |
|
28 мая 2020 г. |
Дело N А43-41249/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2019 по делу N А43-41249/2019, принятое по иску товарищества собственников жилья "Печеры" (ОГРН 1095260000604, ИНН 5260245080) к муниципальному образованию "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579, ИНН 5253001036) о взыскании задолженности, в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Товарищество собственников жилья "Печеры" (далее - Товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о взыскании, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 13 981 руб. 88 коп. задолженности за оказанные коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества в многоквартирном доме N 17 по ул. Нижне-Печерской в г. Нижнем Новгороде, в котором у ответчика на праве собственности имеется жилое помещение - квартира N 1, а также 3000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 400 руб. расходов по получению сведений из ЕГРН.
Решением от 18.12.2019 Арбитражный суд Нижегородской области иск удовлетворил частично: взыскал с ответчика в пользу истца 13 794 руб.
33 коп. задолженности, 2959 руб. 80 коп. расходов по оплате услуг представителя, 394 руб. 64 коп. расходов на получение выписок из ЕГРН, 1973 руб. расходов по государственной пошлине; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Обжалуя судебный акт, заявитель сослался на постановление Администрации от 18.07.2011 N 2889, которым утвержден порядок финансирования из бюджета города Нижнего Новгорода расходов по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению, предусматривающий заключение соглашения с управляющей организацией о возмещении суммы соответствующих расходов, что является одним из условий возникновения расходных обязательств муниципального образования. Кроме того, сообщил о том, что решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 12.12.2018 N 245 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов" возмещение затрат по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в части платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальную услугу по отоплению осуществляется через выплату субсидии юридическим лицам на эти цели. Указал на то, что Товарищество не обращалось в Администрацию за возмещением расходов по жилищно-коммунальным услугам, соглашений между истцом и ответчиком не заключалось, в связи с чем, по мнению заявителя, расходных обязательств у муниципального образования не возникло.
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу сообщило, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы заявителя жалобы несостоятельными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда от 21.05.2020 не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дом N 17 по ул. Нижне-Печерской г. Нижнего Новгорода находится в управлении Товарищества.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.09.2019 квартира N 1 в д. N 17 по ул. Нижне-Печерской в г. Нижнем Новгороде площадью 83,9 кв.м до 21.05.2019 находилась в собственности муниципального образования "Город Нижний Новгород".
До ноября 2014 года в квартире проживала семья Луниной С.В. по договору коммерческого найма, оплачивала жилищно-коммунальные услуги.
С 01.11.2014 по 10.04.2018 в квартире никто не был зарегистрирован и не проживал, жилищно-коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт не оплачивались.
В 2016 году Товарищество обращалось в арбитражный суд с иском о взыскании с Администрации задолженности. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2016 по делу N А43-7740/2016 иск был удовлетворен, взыскана сумма задолженности в размере 48 711 руб. 90 коп. за период с ноября 2014 года по февраль 2016 года.
В августе 2018 года Товарищество обращалось в арбитражный суд с иском о взыскании с Администрации задолженности. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2018 по делу N А43-31373/2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, иск был удовлетворен, взыскана сумма задолженности в размере 92 528 руб. 89 коп. за период с марта 2015 года по декабрь 2017 года.
11.04.2018 Администрацией на указанную квартиру был заключен договор социального найма N 7020 с Карачаровой Н.И.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.09.2019 указанная квартира перешла в собственность граждан 21.05.2019.
Отсутствие оплаты жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2019 по 10.04.2019 в сумме 11 339 руб. 03 коп., а также взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 послужило истцу основанием для обращения с иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества.
При этом отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по управлению жилым домом и факт принадлежности поименованного в иске жилого помещения в спорный период в собственности ответчика, в связи с чем судом первой инстанции правомерно указано на наличие у ответчика обязанности ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). При этом в соответствии со статьей 39 и частями 3, 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на один квадратный метр общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из части 2 указанной статьи, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 5 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирных домах по истечении восьми календарных месяцев, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую был включен этот многоквартирный дом.
Официально приложение к региональной программе капитального ремонта в Нижегородской области было опубликовано 08.05.2014 в газете "Правовая среда" N 49 (приложение к газете "Нижегородские новости" N 84).
Как следует из приложения 5 к постановлению Правительства Нижегородской области от 30.10.2014, дом N 17 включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Собственники в спорном многоквартирном доме избрали способ формирования фонда капитального ремонта конкретного многоквартирного дома путем создания отдельного специального счета (л.д. 61).
На основании части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного названным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 N 888 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области на 2019 год в размере 06 руб. 30 коп. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Расчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2019 по 10.04.2019, произведенный истцом, проверен судом первой инстанции и признан верным в сумме 11 339 руб. 03 коп.
Расчет задолженности по взносам на капитальный ремонт проверен судом первой инстанции и признан ошибочным в части начисления за период с 21.05.2019 по 31.05.2019 (11 дней) на сумму 187 руб. 55 коп., поскольку в данный период ответчик уже не являлся собственником квартиры.
В связи с изложенным требование о взыскании задолженности удовлетворено судом первой инстанции частично - в сумме 13 794 руб. 33 коп.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду доказательств своевременного внесения соответствующих платежей, а также погашения задолженности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании долга в сумме 13 794 руб. 33 коп.
В суде первой инстанции истец заявил требование о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., в обоснование которого представлены договор на оказание юридических услуг от 19.09.2019 N 6, расписка от 19.09.2019 на сумму 3000 руб.
Факт оказания истцу услуг по названному договору и несения последним в связи с рассмотрением дела расходов на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб. подтверждено документально и ответчиком не оспаривается.
Учитывая документальное подтверждение понесенных истцом судебных издержек, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика судебных издержек в сумме 2959 руб. 80 коп. (пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований).
Требование в части взыскания произведенных расходов по получению сведений из ЕГРН заявлено истцом правомерно, подтверждено материалами (л.д. 13) и удовлетворено судом в сумме 394 руб. 64 коп. (пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы заявителя жалобы о том, что единственным способом перечисления денежных средств управляющей организации является выделение субсидий, отклоняются.
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня.
Выделение субсидий не освобождает собственника от обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оснований для освобождения ответчика от несения бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме судом апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2019 по делу N А43-41249/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "город Нижний Новгород" в лице администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-41249/2019
Истец: ТСЖ Печеры
Ответчик: МО город Нижний Новгород в лице администрации г.Н.новгорода