г. Челябинск |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А76-42360/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2020 по делу N А76-42360/2019.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Самоцвет" - Галимгареев Р.Х. (предъявлен паспорт, доверенность от 18.11.2019);
от заинтересованного лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Баймухамбетов А.С. (предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Самоцвет" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Самоцвет") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") от 18.09.2019 N 4766 К-М-19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в редакции определения от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19" (с учетом дополнения заявления, принятого судом с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 19.03.2020 (резолютивная часть решения объявлена 12.03.2020) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 18.09.2019 N 4766 К-М-19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (в редакции определения от 30.01.2020 о внесении изменений в предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19). Кроме этого с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Самоцвет" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины взысканы денежные средства в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым решением, инспекция (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что услуги по обслуживанию ОПУ в многоквартирном доме входят в минимальный перечень услуг и работ, выполняемых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, оплачивается в составе платы за жилое помещение, размер которого утвержден органом местного самоуправления.
Податель жалобы также указывает, что пунктом 11 протокола общего собрания N 1 от 30.03.2018 не конкретизировано в отношении какого ОПУ установлен размер платы 30 руб./квартира/месяц.
Обществом письменный отзыв на жалобу не представлен. В ходе судебного заседания представитель заявителя против доводов жалобы возражал, просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом от 30.03.2018 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 4, расположенного по адресу: Челябинская область, город Снежинск, улица В.З. Нечая, большинством голосов принято решение о выборе в качестве управляющей организации по обслуживанию дома - ООО УК "Самоцвет" (ранее - ООО УК "ДомСервис"), и утверждён договор управления многоквартирным домом (т.1 л.д.43-47).
Решением ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 10.05.2018 N 399Л/1 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области принято решение о включении в реестр за ООО УК "Самоцвет" указанного многоквартирного жилого дома с 01.06.2018 (т.1 л.д.34).
Таким образом, ООО УК "Самоцвет" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 16.08.2019 N 0834, Договора управления многоквартирным домом от 30.03.2018, подписанного с собственниками помещений на основании пункта 1 статьи 161 ЖК РФ (т.1 л.д.33-42).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела по обращению собственников помещения многоквартирного дома от 26.08.2019 N 15859, расположенного по адресу: г. Снежинск, ул. В.З. Нечая, д. 4, на основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 05.09.2019 N 19-4761 4766 в отношении ООО УК "Самоцвет" проведена внеплановая документарная проверка деятельности по управлению многоквартирными домами (т.2 л.д.27- 30).
Проверка проведена в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Задачей проверки являлись: предупреждение, выявление и пресечение лицензионных требований. В ходе проверки заинтересованным лицом сделан вывод о нарушении заявителем требований статьи 158 ЖК РФ в связи с начислением и взысканием с собственников фиксированной платы за обслуживание общедомового прибора учёта в размере 30 руб./кварт./месяц (т.1 л.д.26-32). 18.09.2019 ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки (т.2 л.д.23-26).
На основании данного акта проверки ООО УК "Самоцвет" выдано предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (т.1 л.д.26- 28).
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений, с учетом определения от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19" заявителю следовало в срок до 25.10.2019: произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы по обслуживанию ОПУ в размере 30 руб./кварт./месяц, начисленные на основании решения общего собрания от 30.03.2018 N 1 за весь период необоснованного начисления собственникам помещения многоквартирного дома по адресу: г. Снежинск, ул. В.З. Нечая, д. 4 (в редакции определения от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19").
Не согласившись с указанным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ООО УК "Самоцвет" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое обществом предписание является незаконным и нарушает права и интересы общества.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекции Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, Жилищной инспекции для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о 4 прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Челябинской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений отнесены к полномочиям Жилищной инспекции.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД. Лицензирование деятельности по управлению МКД включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению МКД, осуществление лицензионного контроля.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ (в редакции, действующей в начале спорного периода и в момент принятия решения собственниками многоквартирного дома от 30.03.2018 N 1), если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пунктом 31 Правил N 491 установлено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Правила N 491 также закрепляют обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов по содержанию и ремонту общего имущества, при этом размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 35).
Из приведенных нормативных положений следует, что способами установления и изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома являются: волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, реализуемое путем принятия решения об этом на общем собрании (основной способ); решение органа местного самоуправления (дополнительный способ). В тоже время принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Аналогичная позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.11.2018 N 5-КГ18-178.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, относятся: выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ); другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22) утвержденный общим собранием собственников размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, не может устанавливаться произвольно, а должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Как указано в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 N 5-П, при принятии такого решения лица, участвующие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, должны руководствоваться положениями статьи 10 ГК РФ, закрепляющими презумпцию добросовестного поведения участников гражданских правоотношений и разумности их действий.
На основании Протокола от 30.03.2018 N 1 собственниками многоквартирного дома было принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно площади занимаемых помещений в размере, установленном органными местного самоуправления города Снежинска Челябинской области (вопрос N 7).
Обжалуя решения суда первой инстанции податель жалобы ссылается на Решением Собрания депутатов Снежинского городского округа от 09.11.2017 N 108 "О плате за жилое помещение", которым установлен размер платы в сумме 13,87 руб./кв.м. общей площади в месяц, за содержание и текущий ремонт за исключением вывоза твердых бытовых отходов и технического обслуживания и текущего ремонта лифтов в многоквартирных домах с централизованной системой отопления, имеющие все виды благоустройства с лифтом, с электроплитой, оборудованные общедомовым прибором учета, в том числе: техническое обслуживание и текущий ремонт систем электроснабжения электроплит, в размере 0,19 руб./кв.м. общей площади в месяц; плата за услуги по техническому обслуживанию, снятию показаний и поверке общедомовых приборов учета воды и тепла, в размере 0,26 руб./кв.м. общей площади в месяц.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Решением Собрания депутатов Снежинского городского округа от 09.11.2017 N 108 "О плате за жилое помещение" не установлен размер платы за услуги по техническому обслуживанию, снятию показаний и поверке общедомовых приборов учета электроэнергии.
В то же время, спорный многоквартирный дом N 4 по улице В.З. Нечая города Снежинск оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень обязательных услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке из оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, входят только общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Поскольку указанным перечнем, услуги по обслуживанию и поверке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме, в том числе его поверка не предусмотрены, следовательно является дополнительной услугой, решение о предоставлении которой и её стоимость утверждается отдельно собственниками многоквартирного жилого дома, так как
С учётом данных обстоятельств собственниками многоквартирного дома принято решение об утверждении размера платы за дополнительные услуги по "Обслуживанию и поверке ОПУ" в размере 30 руб./квартира/месяц, оказываемые ООО УК "Самоцвет" (пункт 11 Протокола от 30.03.2018 N 1).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирными домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.
Исходя из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении такой платы принимаются общим собранием собственников помещений в МКД или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива. Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Решением общего собрания собственников многоквартирного дома, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом от 30.03.2018 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, утверждена форма Договора управления многоквартирным домом с Перечнем работ и услуг по обслуживанию, поверки всех общедомовых приборов учета в многоквартирном доме N 4, расположенном по адресу: Челябинская область, город Снежинск, улица В.З. Нечая (т.1 л.д.35-39), которая предусматривает дополнительные работы по обслуживанию, поверки всех общедомовых приборов учета, в том числе ОПУ электроэнергии (вопрос N 4), а именно: систематический осмотр общедомовых приборов учёта, отслеживание их работоспособности; проведение своевременных поверок ОДНУ; снятие показаний, подготовка сводных отчётов по общедомовому потреблению ресурсов и передача их в ресурсоснабжающие компании; транспортировка ОДНУ до места проведения поверки и до обратно до места установки; установка (монтаж) ОДНУ после поверки или замены на новый ОДПУ; демонтаж ОДПУ для поверки или замены; замена ОДПУ вышедшего из строя.
В соответствии со статей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу положений статей 309 и 310 ГК РФ, которые гласят о том, что гражданско-правовые обязательства должны исполняться надлежащим образом, и о том, что односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, управляющая организация ООО УК "Самоцвет" не вправе самостоятельно вносить изменения в договор управления многоквартирным домом, заключенный управляющей компанией с собственниками помещений.
На основании части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Таким образом, признание протокола общего собрания (решения) и договора управления недействительными возможно только судом путем принятия соответствующего судебного акта.
Решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 4 по ул. В.З. Нечая города Снежинск, оформленные Протоколом от 30.03.2018 N 1, являются действительными, что дополнительно подтверждено решением Снежинского городского суда Челябинской области от 12.09.2018 по делу N 2-424/2018 и определением Челябинского областного суда от 28.11.2018 (т.1 л.д.52-71).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о преюдициальном характере указанного решения суда общей юрисдикции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия ООО УК "Самоцвет", выраженные в начислении платы в размере 30 руб./квартира/месяц за дополнительную услугу "Обслуживание и поверка ОПУ" являются правомерными, направлены на исполнение решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 4 по ул. В.З. Нечая, оформленных соответствующим Протоколом от 30.03.2018 N 1.
Кроме этого судом первой инстанции обоснованно указано на следующее.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Оспариваемое предписание ГУ "ГЖИ по Челябинской области" является ненормативным правовым актом, влекущим определенные правовые последствия для лица, которому выдано это предписание. Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности. Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
При этом, Предписание ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 18.09.2019 N 4766 К-М-19, с учетом определения от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19", предписывает ООО УК "Самоцвет" произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы за дополнительные услуги по обслуживанию и содержанию ОПУ, в размере 30 руб./квартира/месяц, что противоречит нормам действующего законодательства и волеизъявлению собственников помещений многоквартирного дома N 4 расположенного по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. В.З. Нечая выраженному в соответствующем решении от 30.03.2018 N 1.
При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 18.09.2019 N 4766 К-М-19, с учетом определения от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 18.09.2019 N 4766 К-М-19", является неправомерным и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Вопреки доводу подателя жалобы, из материалов дела следует, что начисление указанной платы на основании решения общего собрания собственников за дополнительную услугу производилось заявителем именно в отношении ОПУ электроэнергии, что также подтверждено представителем заявителя в ходе судебного заседания.
По мнению судебной коллегии, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, податель жалобы не привел.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны возражениям в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.03.2020 по делу N А76-42360/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42360/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "САМОЦВЕТ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5201/20
03.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5258/20
19.03.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-42360/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-42360/19