г. Москва |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А41-96145/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Тухтина А.С., по доверенности 09.01.2020;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2020 по делу N А41-96145/19, по заявлению Акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" (ИНН 5032292612, ОГРН 1175024034734) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561) о признании незаконным решения от 09.08.2019 N 50-0-1-294/3001/2019-4938, N 5050/023/101/2019-888; об обязании рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МОСОБЛГАЗ" (далее - АО "МОСОБЛГАЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области, оформленное в виде уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 09.08.2019 г. N 50-0-1-294/3001/2019-4938, N 50-50/023/101/2019-888 в отношении объекта недвижимости - сооружение (Газопровод низкого давления Р<0,0005 Мпа) до границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030502:416, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Малаховка, ул. Малаховская;
- обязать Управления Росреестра по Московской области рассмотреть заявление АО "МОСОБЛГАЗ" в порядке, установленном Главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением от 23.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "МОСОБЛГАЗ" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управление Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 11.04.2019 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N 50 -01-291/3001/2019-4938 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, а именно: Газопровода низкого давления Р<0,0005 Мпа, с приложением технического плана сооружения, оптического компакт-диска, а также с заявлением N 50-50/023-50/023/101/2019888 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Газопровода низкого давления Р<0,0005 Мпа, с приложением технических условий от 01.06.2015 N 1659-77/1, проектной документации от 01.01.2016, акта приемки от 26.12.2017, разрешение на размещение объекта от 18.01.2017 N 193 и информационных писем от 10.04.2019 от 19.02.2016 N 44, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.
По результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав Управлением Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленного уведомлением от 17.04.2019 N N 50-0-1-291/3001/20194938, N 50-50/023-50/023/101/2019-888.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении Газопровода низкого давления Р<0,0005 Мпа послужило отсутствие документа, подтверждающего присвоение адреса объекту; к заявлению не приложен картографический материал, обеспечивающий проверку корректности вычисления СКП поворотных точек, в связи с чем не возможно определить точное местоположение объекты.
Не устранение заявителем обстоятельств послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужило основанием для принятия Управлением Росреестра по Московской области решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, оформленного уведомлением от 09.08.2019 N 50-0-1-294/3001/2019-4938, N 50-50/023/101/2019-888.
Посчитав данный отказ незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, им в Управление Росреестра по Московской области были представлены запрошенные документы.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции связаны с неправильным применением норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 30 Закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.
В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, необходимый для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются на срок шесть месяцев.
Поступление в орган регистрации прав заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прерывает течение соответствующего срока, установленного частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Указанный срок, истекший до поступления данного заявления, не засчитывается в новый срок.
Как усматривается из материалов дела, в уведомлением от 17.04.2019 Росреестр сообщает о приостановления регистрационных действий до 17.07.2019. Управление в адрес заявителя данное уведомление не направило, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
13.06.2019 заявителями было направлено заявление о приостановлении государственной регистрации.
На основании указанной нормы, уведомлением от 01.07.2019 государственная регистрация приостановлена на срок до 13.12.2019.
В то же время 09.08.2019 Управление приняло решение об отказ в государственной регистрации права собственности.
Между тем, у регистрирующего органа в период действия приостановления процедуры государственной регистрации отсутствовали основания для вынесения отказа в регистрации права собственности.
Отказ в регистрации до истечения срока приостановления нарушило право заявителя на устранение нарушений и представление регистрирующему органу дополнительных документов и сведений, необходимых для осуществления кадастрового учета и регистрации права.
Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что в ходе проведения процедуры государственной регистрации, регистрирующим органом не были соблюдены требования закона о регистрации, в связи с чем требования о - признании незаконными отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 09.08.2019 N 50-0-1-294/3001/2019-4938, N 50-50/023/101/2019-888 в отношении объекта недвижимости - сооружение (Газопровод низкого давления Р<0,0005 Мпа) до границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030502:416, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Малаховка, ул. Малаховская подлежат удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований и правил ведения ЕГРП, суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить нарушения прав и законных интересов АО "МОСОБЛГАЗ" путем рассмотрения заявления в порядке, установленном законом.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23.01.2020 по делу N А41-96145/19 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, оформленное в виде уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 09.08.2019 г. N 50-0-1-294/3001/2019-4938, N 50-50/023/101/2019-888 в отношении объекта недвижимости - сооружение (Газопровод низкого давления Р0,0005 Мпа) до границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0030502:416, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Малаховка, ул. Малаховская.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области рассмотреть заявление АО "МОСОБЛГАЗ" в порядке, установленном законом.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299) в пользу акционерного общества "Мособлгаз" (ИНН 5032292612) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96145/2019
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ