г. Москва |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А40-260517/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу ФГП ВО ЖДТ РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 января 2020 г. по делу N А40-260517/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ОАО "РЖД" к ФГП ВО ЖДТ РОССИИ о взыскании 335 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Федерального государственного предприятия Ведомственная охрана железнодорожного транспорта убытков в размере 335 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, ОАО "Российские железные дороги" постановлениями Смоленской таможни N 10113000-2065/2017 от 19.12.2017 г. и N 10113000-2064/2017 от 16.02.2018 г. привлечено к административной ответственности по ст. 16.11 и ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафных санкций в сумме 15 000 руб. и 320 000 руб., соответственно.
В ходе административного расследования было установлено, что контейнер CXDU1748071 по железнодорожной накладной N 00081896 следовал в составе контейнерного поезда из Китая назначением на станцию Брест-Центральный Белорусской железной дороги с грузом - женская обувь. При поступлении на территорию Евразийского экономического союза таможенным постом Темиржол таможни Достык Департамента государственных доходов по Алматинской области республики Казахстан помещен под процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 39855409/141117/0107884 и следовал по территории Российской Федерации под таможенным контролем.
Согласно положениям ст. 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
В соответствии с указанной нормой Закона МПС РФ издан приказ от 18.06.2003 г. N 38, который действовал на момент спорной перевозки груза в контейнере CXDU1748071. Данным приказом утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны (далее - Правила).
Согласно указанным Правилам, груз - обувь входит в перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (п. 42 перечня, содержащийся в приложении N 3 к приказу МПС РФ от 18.06.2003 г. N 38).
Во исполнение п. 4 Правил и в целях обеспечения сохранности груза и средств идентификации на станции Илецк-1 Южно-Уральской железной дороги груз в контейнере CXDU1748071 передан по приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 2650 от 18.11.2017 г. и принят для сопровождения и охраны представителем ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Попуреевым В.Ю. за тремя иностранными пломбами N 199107, Z176727 и G 16325, принятыми таможенным органом в качестве средств идентификации.
Как указывает истец, в пути следования по прибытию на станцию Бекасово-Сортировочное 20.11.2017 г. обнаружено, что на контейнере CXDU 1748071 пломбы отправителя отсутствуют, имеется доступ к грузу, а также нарушенные места. Учитывая, что груз следовал под таможенным контролем и невозможность создания зоны таможенного контроля на станции Бекасово-Сортировочное для комиссионной проверки груза, на основании заявления начальника караула СК Бекасово-Сортировочное Каледина С.В. наложено новое запорное устройство типа "ОХРА-1" с к/з РЖД К3983163 и контейнер направлен для производства комиссионной проверки на станцию Смоленск.
В ходе комиссионной проверки в зоне таможенного контроля станции Смоленск, в присутствии представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Солдатенкова А.В. в контейнере CXDU1748071 установлена недостача 15 коробок, при этом недостающие места в контейнер вместиться могли. По результатам проверки оформлен коммерческий акт N МСК1721001 /10 от 29.11.2017 г.
По факту утраты средства идентификации и недоставки части товара в таможенный орган назначения, Смоленской таможней возбуждены дела об административных правонарушениях N N 10113000-2065/2017 и 10113000-2064/2017, соответственно.
О факте недостачи груза и возбуждении дел об административных правонарушениях в адрес НО, НОР-1 направлена 04.12.2017 г. телеграмма N 226-317 о предоставлении материалов расследования утраты номенклатурного груза. Согласно ответу от 13.12.2017 г. N ОГ-5/2642 отсутствие пломб на данном контейнере было обнаружено по станции Малино стрелками СК станции Вязьма Антиповым и Силко. При этом о данном обстоятельстве не были проинформированы работники станции, в связи с чем, контейнер проследовал до станции Бекасово-Сортировочное без устранения коммерческой неисправности.
По результату административного расследования Смоленская таможня постановлением от 19.12.2017 г. N 10113000-2065/2017 привлекла ОАО "РЖД" к административной ответственности за утрату средств идентификации в виде административного штрафа в сумме 15 000 руб., а постановлением от 16.02.2018 г. N 101 13000-2064/2017 за недоставку части груза в виде административного штрафа в сумме 320 000 руб.
В связи с отсутствием оснований для обжалования вышеуказанных постановлений Московским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания платежными поручениями N 968941 от 23.01.2018 г. и N 986809 от 26.03.2018 г. оплачены штрафные санкции в размере 15 000 руб. и 320 000 руб., соответственно.
Таким образом, ОАО "РЖД" понесло убытки на общую сумму 335 000 руб. Поскольку груз - обувь относится к перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения, на данную перевозку распространяет свое действие Соглашение N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом, заключенное между ОАО "РЖД" и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 08.10.2009 г. (далее - Соглашение). Данное Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной и при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административные правонарушения, возникшие из-за утраты грузов (подп. 1.1.1 - 1.1.3 Соглашения).
В соответствии с п. 7.2 Соглашения ответственность за убытки, связанные с утратой, недостачей, повреждением грузов, а также административные штрафы, взысканные государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 Соглашения.
Учитывая, что на станции Илецк-1 Южно-Уральской железной дороги по приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 2650 от 18.11.2017 г. груз принят работниками ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" для сопровождения и охраны в пути следования за исправными средствами идентификации - иностранными пломбами N 199107, Z176727 и G 16325 без замечаний, в утрате средств идентификации, части груза и связанными с этим убытками ОАО "РЖД" усматривается ответственность ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ".
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Ссылки ответчика не направление копии постановления таможенного органа в адрес ФГП ВО ЖДТ России, не направлении претензии о возмещении убытков в адрес ФГП ВО ЖДТ России не принимаются апелляционным во внимание, поскольку в соответствии с п. 5.5 Соглашения N 935 от 08.10.2009 г. при вынесении постановления таможенным органом о признании перевозчика виновным в совершении административного правонарушения, перевозчик в течение 10 календарных дней направляет постановление ФГП ВО ЖДТ России.
В адрес ФГП ВО ЖДТ России постановление N 10113000-2065/2017 по ст. 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено 19.01.2018 г. N исх-387/МСК ТЦФТО. Постановление Смоленской таможни N 10113000-2064/2017 по ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено 27.03.2018 г. N исх-2440/МСК ТЦФТО. Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" как перевозчика, данное требование Соглашения N 935 от 08.10.2009 г. выполнено.
Претензия на сумму 335 000 руб. по возмещению расходов от уплаты штрафных санкций по постановлениям Смоленской таможни N N 10113000-2065/2017 и 10113000-2064/2017 направлена 30.05.2018 г. N исх-4547/МСК ТЦФТО. Данная претензия со стороны ответчика ФГП ВО ЖДТ России была рассмотрена согласно ответу N ЦПИ-8/21/18 от 02.07.2018 г.
Таким образом, предусмотренный Соглашением N 935 от 08.10.2009 г. срок на предъявление претензии не является пресекательным, вследствие чего не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности за утрату пломб отправителя и части груза.
Учитывая наличие причинно-следственной связи между не обеспечением сохранности средства идентификации и части груза в ходе перевозки контейнера CXDU1748071 и убытками ОАО "РЖД", связанными с оплатой административных штрафов по постановлениям Смоленской таможни N 10113000-2065/2017 и N 10113000-2064/2017 в размере 335 000 руб., Арбитражным судом г. Москвы вынесено решение (резолютивная часть) от 14.01.2020 г. об удовлетворении требований ОАО "РЖД".
Более того, ответчиком не представлены доказательства того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые работники ФГП ВО ЖДТ России не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело. Также не представлены доказательства, что работниками охраны приняты все возможные меры для того, чтобы исключить доступ посторонних лиц в контейнер CXDU1748071 в период нахождения его под охраной.
Поскольку ФГП ВО ЖДТ России приняло груз в контейнере CXDU1748071 за исправной пломбой отправителя, которая была утрачена в пути следования в период нахождения контейнера в ведении ФГП ВО ЖДТ России, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик обязан возместить ОАО "РЖД" убытки, понесенные в связи с ненадлежащим исполнением принятых по Соглашению N 935 обязательств является правомерным.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2020 года по делу N А40-260517/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260517/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"