02 июня 2020 г. |
Дело N А84-4528/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
при участии:
от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" - Фадеева Ю.С., представитель по доверенности N 268 от 10.12.2019, личность удостоверена по паспорту;
Непогодиной Людмилы Витальевны, личность удостоверена по паспорту;
от Непогодиной Л.В. - Непогодин Б.В., допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству в порядке части 4 статьи 61 АПК РФ, личность удостоверена по паспорту;
в отсутствие Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 января 2020 года по делу N А84-4528/2019, принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" к Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя, при участии заинтересованного лица - Непогодиной Людмилы Витальевны, о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - заявитель, предприятие, ГУПС "Севтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - управление, Госжилнадзор Севастополя) от 05.08.2019 N 19.10-10-ДК/19/275-ПР.
К участию в деле судом привлечена в качестве заинтересованного лица Непогодина Людмила Витальевна.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.01.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУПС "Севтеплоэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не было принято во внимание, что в соответствии с пунктом 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, для расчета платы за отопление приоритет имеют сведения о площади квартиры, которые содержатся в Едином государственном реестре прав, а не в техническом паспорте. При установлении расхождений в площади квартиры и включении в расчетную отапливаемую площадь балконов и лоджий Непогодина Л.В. должна была обратиться в орган регистрации прав с заявлением об исправлении технической ошибки. По мнению заявителя, данные содержащиеся в техническом паспорте на квартиру не могут являться основанием для вывода Госжилнадзора Севастополя о достоверности сведений о площади помещений в случае несоответствия этих сведений со сведениями реестра.
Госжилнадзор Севастополя в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУПС "Севтеплоэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Непогодина Л.В. и ее представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Госжилнадзор Севастополя, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ранее поступившим ходатайством просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 09.07.2019 в Госжилнадзор Севастополя обратилась собственник квартиры N 12 многоквартирного жилого дома N 78 по ул. Севастопольской с. Верхнесадовое, г. Севастополь Непогодина Л.В. по вопросу правильности начисления ГУПС "Севтеплоэнерго" платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, в расчет которой неправомерно включена в отапливаемую площадь балконы и лоджии квартиры.
На основании распоряжения начальника Госжилнадзора Севастополя от 10.07.2019 N 19.10-10-ДК/19/275 в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГУПС "Севтеплоэнерго", в результате которой выявлены нарушения обязательных требований, установленных частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По итогам проверки 05.08.2019 должностным лицом управления составлен акт N 19.10-10-ДК/19/275-П, в котором зафиксировано, что собственнику квартиры N 12 многоквартирного дома N 78 по ул. Севастопольской, с. Верхнесадовое в г. Севастополе начисляется плата за коммунальные услуги по отоплению из расчета общей площади указанного жилого помещения с учетом площади балконов и лоджий - 68,4 кв.м, в то время как общая площадь квартиры составляет 63 кв.м.
В связи с выявленными нарушениями, Госжилнадзором Севастополя в адрес заявителя выдано предписание от 05.08.2019 N 19.10-10-ДК/19/275-ПР об устранении в срок до 10.09.2019 нарушений обязательных требований, в котором предписано привести в соответствие порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению и произвести перерасчет (снятие) платы по лицевому счету квартиры N12 многоквартирного дома N 78 по ул. Севастопольская, с. Верхнесадовое в г. Севастополе за период с 01.07.2016 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику данной квартиры с учетом площади квартиры, равной 63 кв.м.
Полагая выданное предписание не соответствующим закону, ГУПС "Севтеплоэнерго" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 15, 16, 36, частью 4 статьи 154 и частью 1 статьи 157, частью 1 статьи 156 ЖК РФ, Правилами N 354 пришел к выводу, что предприятие в отсутствие правовых оснований производит начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с нарушением норм действующего законодательства, определяя объем потребленного коммунального ресурса из расчета общей площади квартиры с учетом площади балконов и лоджии, что прямо противоречит положениям статьи 15 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2014 N 39, управление является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным, в том числе на осуществление регионального государственного жилищного надзора (контроля).
Пунктом 10.9.8.4. Положения установлено, что Госжилнадзор Севастополя осуществляет контроль за предоставлением юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ определено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в частности, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг). Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Как следует из материалов дела, управлением проведена внеплановая документарная проверка ГУПС "Севтеплоэнерго" на основании распоряжения начальника Госжилнадзора Севастополя от 10.07.2019 N 19.10-10-ДК/19/275 в связи с поступившим заявлением Непогодиной Л.В.
Таким образом, управление, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя, назначило и провело внеплановую документарную проверку предприятия в соответствии с законом и в пределах предоставленных законом полномочий.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 9 пункта 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю предоставляется коммунальная услуга по отоплению. Отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определен в соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил N 354 расчетными формулами приложения N 2 к Правилам.
Согласно указанным формулам объем потребленной за расчетный период тепловой энергии рассчитывается исходя из общей площади помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из положений Правил N 354, при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил N 354 под нежилым помещением в многоквартирном доме в данных Правилах понимается помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению не включаются площади балконов, лоджий, веранд и террас, а также общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Апелляционная коллегия отклоняет как необоснованный довод заявителя о том, что общая площадь квартиры N 12 многоквартирного жилого дома N 78 по ул. Севастопольской была изменена на 68,4 кв.м на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости от 02.10.2018, представленных Непогодиной Л.В., в связи с чем у предприятия нет оснований для применения в расчетах платы за коммунальную услугу площади жилого помещения 63,00 кв.м. Представленные сведения об общей площади квартиры, внесенные в ЕГРН с учетом балконов и лоджий, не могут свидетельствовать о нормативно обоснованной площади отапливаемого помещения квартиры.
Как следует из материалов дела, общая площадь квартиры N 12 по ул. Севастопольской, 78, с.Верхнесодовое в г. Севастополе согласно техническому паспорту составляет 68,4 кв.м, площадь помещений без учета площади балконов и лоджий - 63кв.м.
В материалы дела представлены доказательства, согласно которым ГУПС "Севтеплоэнерго" произведено начисление платы собственнику квартиры N 12, исходя из площади 68,4 кв.м.
Однако для применения при расчете размера платы за жилищно-коммунальные услуги площади жилых помещений должны быть внесены изменения в техническую и иную документацию, увеличивающие общую площадь жилых помещений квартиры.
Между тем правоустанавливающие документы, подтверждающие размер указанной жилой площади квартиры N 12, свидетельствуют о том, что общая площадь жилых помещений не изменялась и без учета балконов и лоджий составляет 63 кв.м.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 5 статьи 19 ЖК РФ установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на ранее учтенный объект недвижимости фиксируются в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу положений подпункта 3 пункта 5 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Таким образом, ресурсоснабжающей организацией при выявлении расхождения в сведениях, содержащихся в техническом паспорте и в сведениях кадастрового учета относительно общей площади жилых помещений, руководствоваться необходимо техническим паспортом квартиры как первичным документом, на основании которого должны вносится сведения в ЕГРН без учета балконов и лоджий. Является недопустимым включение площади неотапливаемого помещения в расчет платы за поставляемую тепловую энергию.
Иное означало бы безнормативное и необоснованное увеличение размера платы за коммунальный ресурс, который фактически потребителем в этом объеме потреблен не был, что не соответствует положениям части 5 статьи 15 ЖК РФ, пункту 42(1) Правил N 345.
Ссылка апеллянта на пункт 4 Правил N 491 к данному случаю не применима, поскольку указанный в данной норме приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, при расхождении (противоречии) сведений технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, предусмотрен для случаев, когда определяются сведения о составе общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а не сведений о помещениях (квартирах) в многоквартирном доме, которые к общему имуществу собственников помещений не относятся.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предписание Госжилнадзора Севастополя от 05.08.2019 N 19.10-10-ДК/19/275-ПР соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354, не нарушает прав и законных интересов заявителя при осуществлении им своей деятельности, поскольку не возлагает на него обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Поскольку суд правильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 января 2020 года по делу N А84-4528/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4528/2019
Истец: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ СЕВТЕПЛОЭНЕРГО
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ГУ Государственного жилищного надзора г. Севастополя, Непогодина Людмила Витальевна